30 мая 1918 года в Ялкалском санатории под Выборгом умирает Георгий Валентинович Плеханов — один из первых марксистов России, один из основателей РСДРП и газеты «Искра». 9 июня его тело предают земле на Волковском кладбище рядом с могилой Белинского. Перед этим открытый гроб пронесли по улицам Петрограда. Тысячи петроградцев вышли на траурное шествие, чтобы почтить память этого яркого политика и трибуна, люди всё прибывали и прибывали, на Невском остановилось движение.
Как известно, Плеханов был учителем и товарищем Ленина, но после Ⅱ съезда РСДРП Георгий Валентинович совсем недолго пробыл в лагере большевиков. Позже он стал одним из глав меньшевиков, одно время выступал за союз социал-демократов и кадетов, а в годы Первой Мировой войны превратился в «оборонца» и открыто выступал против тезиса Ленина о превращении войны империалистической в войну гражданскую. Наконец, когда весной 1917 года почти одновременно с Лениным Плеханов вернулся в революционную Россию, то стал активным противником большевистской линии, а «Апрельские тезисы» Ленина просто называл бредом.
Октябрьскую революцию он встретил на своих меньшевистских позициях, прямо заявив, что «несвоевременно захватив политическую власть, русский пролетариат не совершит социальной революции, а только вызовет гражданскую войну, которая заставит его отступить далеко назад от позиций, завоёванных в феврале и марте нынешнего года
».
Как известно, Ленин, хотя он много раз критиковал позицию Плеханова, через всю жизнь пронес трепетное отношение к своему учителю. Каждый раз вступая в полемику с Плехановым, он испытывал досаду и горечь, о чём сохранились многочисленные свидетельства его товарищей и родных.
Между тем, на упомянутом выше траурном шествии прошла очень яркая акция, подготовленная самым известным реакционером думской эпохи, Владимиром Пуришкевичем. Кстати, Пуришкевич за активное участие в заговоре Каледина, за призывы «вешать» советских депутатов в конце 1917 года был арестован и… отпущен на свободу уже в мае. На похороны он, как одиозная фигура, не пошёл, но отправил двух своих молодых сторонников. Как вспоминает участник траурной церемонии А. С. Изгоев:
«На похоронах Г. В. Плеханова рядом со мной, нёсшим зелёный кадетский венок, шла маленькая депутация от Союза Михаила Архангела, обращавшая на себя всеобщее внимание. Двое юношей, сложив стулом кисти своих рук, несли небольшой крест, красиво перевитый зелёным плющом. На кресте надпись:
Русь диктовала б мир своим врагам в Берлине,
Когда б народ наш шёл путём, указанным тобой.В. Пуришкевич».
Когда Ленину рассказывали об этой акции Пуришкевича, то он по ходу повествования «страшно бледнел
», а когда ему процитировали строки Пуришкевича, то не выдержал и расплакался. Он не выдержал, что его учитель, человек так повлиявший на его жизненный выбор, оказался тем, кого хвалят самые страшные враги революции — черносотенцы.
Неизвестно, узнал ли Пуришкевич о том, что его акция привела к слезам Ленина. Автор не нашел никаких упоминаний об этом. Как бы то ни было, радоваться Пуришкевичу оставалось недолго. Он бежит на Дон, пытается воссоздать там свой «Союз», но безуспешно. Перед смертью от тифа в 24 января 1920 года он наблюдает как гибнут под ударами красных войск надежды и монархистов, и тех же меньшевиков, на смерти лидера которых он сделал самую яркую политическую акцию весны 1918 года.