26 июля в Нигере генерал Омар Чиани совершил переворот против правительства президента Мохамеда Базума. Военная хунта, сформировавшаяся вокруг генерала, решила порвать с Франсафрикой.
Почему эта новость так важна? Потому что это удар по французскому империализму, который десятилетиями наживался на разграблении ресурсов Нигера. Действительно, вы должны знать, что Нигер является одним из основных мировых экспортёров урана, как гражданского, так и военного, и он является основным экспортёром в Европу, и одной из немногих стран, где Франция является гегемоном в этом секторе экономики (треть французского урана приходится на Нигер). Таким образом, Нигер является центральным игроком в мировой ядерной экономике и особенно во французской ядерной энергетике.
Новое правительство, выступающее против французского господства, рассчитывает также на поддержку своих соседей из Мали и Буркина-Фасо (которые тоже за последние месяцы пережили перевороты из-за того, что местное население сыто по горло французским господством), что привело ужас французских эксплуататоров, которые боятся потерять свои урановые рудники в пользу конкурентов.
С момента французской колонизации этих территорий полоса Сахеля и большинство стран Гвинейского залива были весьма устойчивым «заповедником» французских интересов в Африке. В интересах Франции здесь действуют два крупных межправительственных института: «Группа пяти Сахеля» в плане военного сотрудничества (Мавритания, Мали, Нигер, Буркина-Фасо и Чад) и ЭКОВАС для экономического сотрудничества. Сегодня три члена «Группы пяти Сахеля» открыто отвергли французский империализм, включая Мали, объявившую о выходе из организации в прошлом году. Мали, Гвинея, Буркина-Фасо и Нигер исключены из ЭКОВАС. Положение для французского империализма особенно серьёзное, поскольку Мали, Нигер и Буркина-Фасо составляют подавляющую часть ареала обращения африканского франка, колониальной валюты, позволяющей Франции сохранять контроль над денежно-кредитной политикой этих стран.
Уже несколько лет французский империализм теряет позиции в Африке. Доля французских инвестиций на континенте упала с 10,6 % в 2002 г. до 4,4 % в 2022 г., в частности, из-за новой конкуренции со стороны китайского социал-империализма. Тем не менее, он остаётся одним из основных игроков, например, являясь вторым по величине инвестором в странах Африки к югу от Сахары после Великобритании (данные за 2021 год). Французские монополии контролируют там разветвлённую сеть при благоприятствовании правительств, в коррумпировании которых они поднаторели с обретения независимости. «Бэ-эн-пэ», «Сосьете женераль», «А-икс-а», «Боллоре груп», «Дассо», «Арселор Миттал», «Буиг», «Карфур», «Данон», «Анжье», «Мишлен», «Тоталь», «Оранж», «Винси» и т. д. Такое множество групп и сотни их дочерних компаний, несущих эксплуатацию и несчастья африканским народам, которые осмеливаются сегодня подняться с колен.
В военном отношении Франция рассчитывала, в частности, на Нигер, в который передислоцировала большую часть своих войск после их изгнания с территории Мали. Под прикрытием борьбы с терроризмом бывший колонизатор поддерживает сильное военное присутствие в Сахеле, чтобы контролировать его ресурсы и показать населению, что это он устанавливает законы. Но Франция — не единственный империализм, присутствующий там в военном отношении: Германия и Соединённые Штаты также разместили войска в Нигере. В настоящее время страна является крупнейшим получателем «военной помощи» Госдепартамента США в Западной Африке, согласившись разместить у себя базы американских беспилотников.
Международное издание «Ред хералд» сообщает:
«Некоторые неофициальные русские1 источники сообщали, что лидеры переворота были связаны с военной компанией „Вагнер“, утверждая, что она поддерживала фракцию полковника Амаду Абдрамана, которая захватила контроль над президентской должностью. Российский военный блогер Борис Рожин писал, что вскоре „Вагнер“ получит приглашение от „
свободного“ Нигера. По сообщениям „Атлантик кансил“, глава группы „Вагнер“ Евгений Пригожин сам недавно заявил о расширении своего присутствия в Африке. „Нигер, вероятно, займёт первое место в списке стран, где военная компания «Вагнер» будет стремиться к расширению, если Мохамед Базум уйдёт с поста президента“,— написал другой аналитический центр янки. Пригожин назвал происходящее частью борьбы Нигера с „колонизаторами“. Его комментарии были опубликованы, когда несколько сотен человек собрались в Ниамее и скандировали в поддержку компании „Вагнер“, размахивая российскими флагами. Вагнеровские наёмники действуют в соседних Мали и Буркина-Фасо. Некоторые сторонники переворота, которые разграбили и подожгли штаб-квартиру правящей партии Нигера в столице, размахивали российскими флагами, когда из здания вырывались клубы дыма».
Поэтому неудивительно, что в первые часы после переворота Макрон собрал кризисный блок. Согласно утечкам из правительства, он был очень зол на руководителей ГУВБ (французская спецслужба), которые не смогли предвидеть риск государственного переворота. Вскоре развернулась военная пропаганда, связывающая нигерийскую хунту с Путиным и войной в Украине, чтобы оправдать любую интервенционистскую политику в будущем. С тех пор президент Франции, мнящий себя «хозяином» Западной Африки, всё время показывал свои клыки и угрожал Нигеру и его народу военным ответом в случае «нападения на интересы Франции
». Параллельно с этим Африканский союз, Европейский союз и США объявили о будущих санкциях против хунты, если та не откажется от власти, что сразу подтолкнуло новую власть к российским и китайским интересам.
Но, как учил нас председатель Мао: «Империализм — это бумажный тигр
». С виду французский колонист грозен, а на самом деле французский империализм уже несколько лет только отступает в Африке, во многих африканских странах народные массы восстали против оккупации и разграбления их территорий Францией. И если десять лет назад Франция предала Сахель огню и крови2, то сегодня французские силы отступают, где бы они ни находились, под давлением угнетённых народов.
Наш долг как революционеров во французском государстве — бороться против всякой попытки французского государства сохранить или восстановить колониальный порядок. Не имеет значения характер нынешнего нигерского правительства, потому что кровавая баня, спровоцированная Францией для «восстановления демократии», послужит только интересам французского империализма, который готов превратить страны в пепел, чтобы защитить свои крупные группы, слишком долго грабившие Африку!
Долой империализм!
Да здравствует борьба угнетённых народов!
- Иронично, что сообщение по приведённой в тексте «Ред хералд» ссылки на русскоязычный Телеграм-канал начинается словами: «
Французские источники AFP и Le Figaro уверяют, что армия Нигера лояльна президенту и ищут след ЧВК „Вагнер“…
».— прим. переводчика.↩ - Имеются в виду, очевидно, операция «Сервал» против туарегов и исламистов в Мали в 2013—2014 гг. и операция «Бархан» против исламистов в Мали, Чаде, Буркина-Фасо, Мавритании и Нигере в 2014—2022 гг. Стоит также вспомнить операцию «Харматан» — участия Франции в военной интервенции НАТО в Ливии чуть ранее, в 2011 г., хотя это и не регион Сахеля.— прим. переводчика.↩
Гуглоперевод этой статьи успела опубликовать одна из буржуазных леворадикальных групп, изображающая себя маоистской.
Примечательно, что её редактор не исправил ошибки (например, Гугл перепутал nigérien (нигерский) и nigérian (нигерийский)) и косноязычие гуглоперевода, зато там, где вмешался, ещё его ухудшил (например, «Un tiers de l’uranium français vient du Niger» Гугл правильно переводит как «треть французского урана приходится на Нигер», а человек переправил на «треть французского импорта урана приходится на Нигер», очевидно, не зная, что Франция добывает часть своего урана непосредственно на своей территории — не приходится удивляться после примечания «Сахель — Западная Африка»).
Самое забавное, это привнесённая отсебятина, особенно примечание в конце к лозунгу «Долой империализм!»: «Мы бы добавили от себя — долой всех империалистов!». Звучит очень р-р-революционно, а по сути — свинство, потому что в приложении к данному конкретному историческому моменту означает не что иное, как требование к нигерским революционерам отказаться пользоваться противоречиями между империалистами, а сохранить идеологическую девственность и слить национальную независимость ради того, чтобы (посмертно) остаться «рукопожатными» для карликовых недотыкомок, в принципе неспособных оказать им какую-либо материальную помощь.
Если бы любимые в ИКОР курды оказались такими «принципиальными» левкомами, их ждала бы незавидная судьба. Но курды люди деловые, пользуются помощью хоть ужасной РФ, хоть ужасных США, как получится. Потому и живы.