-
До последнего времени решающим фактором стабильности режима Лукашенко была его поддержка правительством России. Эта поддержка основывалась на надеждах российского крупного капитала принять участие в приватизации белорусского государственного имущества на льготных для него условиях (в первую очередь, предприятий по транспортировке и переработке нефти и газа, предприятий чёрной металлургии и энергетики). Однако с 1995 г. ни одного значимого шага навстречу этим пожеланиям со стороны правительств Беларуси сделано не было. С другой стороны, всё усиливающееся экономическое проникновение «Газпрома» на европейский рынок (строительство газопровода по дну Балтийского моря, прогнозируемое падение добычи газа в британском секторе Северного моря после 2010 г., участие французской «Тота́ль» (Total) в ряде крупных совместных с «Газпромом» проектов по добыче газа на российском Севере и т. д.) остро нуждается в создании более демократического образа современной российской власти, чтобы политически узаконить этот процесс в глазах европейского общественного мнения. В глазах же европейского общественного мнения президент Лукашенко — фигура более чем одиозная, и его правление характеризуется не иначе как «последняя диктатура в Европе». Сочетание этих двух факторов ныне и привело к тому, что режим Лукашенко больше не устраивает российский правящий класс. Не случайно, что в печатных материалах партии власти — «Единой России» в последнее время всё чаще и громче звучат голоса о необходимости замены самого Лукашенко кандидатурой более приемлемой для стран Европейского Союза, не связанной с репрессивной стороной его правления, однако которая бы продолжала общий курс на интеграцию белорусской экономики в российскую, но руководствовалась при этом исключительно интересами российского крупного капитала (то есть замена Лукашенко на одного из членов его команды). Особую актуальность эта новая линия в политике российского правящего класса приобретёт после президентских выборов марта 2008 г.
-
Помимо многолетних субсидий белорусской экономике со стороны правительства России в виде внутрироссийских цен на энергоносители, главным фактором её экономического роста остаётся резкое уменьшение, начиная с 1995 г., вложений в основной капитал (средства производства). Так, если во всей промышленности, по сравнению с 1990 г., в 2005 г. отчисления на социальные нужды выросли более чем в 2 раза, с 2,1 % в 1990 г. до 4,7 % в 2005 г., при сохранении (с небольшим повышением) доли оплаты труда на прежнем уровне, 11,2 % в 1990 г. и 11,8 % в 2005 г., то достигнуто это было во многом за счёт резкого сокращения расходов на амортизацию — более чем в 2 раза, с 9,4 % в 1990 г. до 4,6 % в 2005 г. Причём в ведущих отраслях промышленного производства это сокращение приняло ещё более масштабные размеры. Так, в чёрной металлургии — в 8 раз, с 25,9 % в 1990 г. до 3,3 % в 2005 г., в химической и нефтехимической промышленности — почти в 4 раза, с 24,0 % до 6,1 %, в машиностроении и металлообработке — более чем в 3 раза, с 9,8 % до 3,2 %, в промышленности строительных материалов — почти в 3 раза, с 20,2 % до 7,4 %, в электроэнергетике — в 2,5 раза, с 22,5 % до 9,5 %, в лесной и деревообрабатывающей промышленности — в 2 раза, с 9,6 % до 4,7 %, в топливной промышленности — более чем в 1,5 раза, с 9,2 % до 5,1 %. Таким образом, в течение ближайших лет будут неизбежно нарастать кризисные явления, связанные со всё увеличивающимся износом средств производства, что ударит, в первую очередь, по промышленному пролетариату. Не последнюю роль в развитии этой кризисной ситуации играют и всё более растущие затраты на содержание государственной бюрократии. По сравнению с 1990 г. они возросли более чем в 3 раза, с 2,3 % в 1990 г. до 7,0 % в 2005 г.
-
Ключевая экономическая и политическая роль в Беларуси принадлежит рабочему классу Минска. Минск является сосредоточением всех политических и властных институтов, крупнейшим транспортным узлом страны и наиболее промышленно развитым её регионом. Доля города в общем объёме промышленной продукции составляет более 20 % — 12 629 млрд рублей; на его территории размещено 12,5 % или ⅛ всех предприятий республики. В частности, в Минске сконцентрированы ключевые предприятия машиностроения и металлообработки, такие индустриальные гиганты, как Минский автомобильный завод, Минский тракторный завод, Минский моторный завод и Минский шарикоподшипниковый завод (удельный вес Минска в республиканском объёме производства грузовых автомобилей — 93,1 %, троллейбусов — 100 %, автобусов — 77,4 %, машин для городского коммунального хозяйства — 84,2 %, двигателей внутреннего сгорания — 100 %, подшипников качения — 66,6 %, деревообрабатывающих станков — 25,2 %, автомобильных прицепов и полуприцепов — 64,8 %, типовых трансформаторов — 100 %), многие важнейшие предприятия промышленности строительных материалов (погрузчиков строительных пневмоколёсных — 100 %, строительного гипса — 100 %, сборных железобетонных конструкций и изделий — 29,6 %, керамической плитки — около 80 %), лёгкой промышленности (шерстяных тканей — 84,9 %, обуви — 20,0 %), пищевой промышленности (маргариновой продукции — 58,0 %, майонеза — 31,6 %) и бытовой техники (телевизоров — 53,6 %, холодильников и морозильников — 100 %). Кроме того, из всех крупных городов единственно в Минске доля промышленного пролетариата, занятого в промышленности, строительстве и транспорте, составляет почти половину экономически активного населения: 44,3 % или 437,5 тысяч человек из 987,5 тысяч (на 2005 г.). Чрезвычайно высока концентрация рабочих на крупнейших предприятиях города — 173,1 тыс. человек.
-
Наша тактика в рабочем движении должна быть направлена на создание рабочих комитетов на предприятиях, куда бы входили наши товарищи и сознательные рабочие: эти рабочие комитеты должны, с одной стороны, вести постоянную пропаганду социалистических идей на собственных предприятиях, а с другой — координировать собственную деятельность с рабочими комитетами других предприятий. Необходимо создать сеть рабочих комитетов на ключевых предприятиях экономики Беларуси и в первую очередь — Минска: в момент острого экономического и политического кризиса они послужат основой формирования нового революционного межотраслевого профсоюза, который всеобщей политической забастовкой начнёт в стране социалистическую революцию. Это направление тем более перспективно, что падение режима Лукашенко неизбежно повлечёт за собой падение и официальной Федерации профсоюзов, нынешнего профсоюзного монополиста, что откроет самые широкие возможности для агитации за революционный профсоюз.
-
В этой связи приобретает особую значимость вопрос о программе организации. Для обновлённого левого движения, чтобы не быть голословными, жизненно необходимо сформулировать реальную альтернативу существующему буржуазному миропорядку,— грубыми мазками обрисовать контуры нового мира. В этой связи вопрос о программе крайне важен — она освобождает рабочих из пут бездумного послушания всякого рода «вождям», делает их стратегами, ибо, очерчивая гласно и открыто революционный проект, она создаёт предпосылку для его автономного существования; даёт людям возможность сознательно коллективно прорываться в Историю без сковывающей инициативу бюрократической удавки во всеоружии целей и задач. Вот почему важна чёткая и целостная программа революционного переустройства — она идейно вооружает угнетённых. Поэтому адекватная действительности социально-политическая программа, это не блажь, но настоятельная необходимость, если мы хотим придти к подлинно новому социалистическому обществу.