Сказка и ребёнок. Педологический сборник под редакцией Н. Рыбникова.— РСФСР, Москва — Ленинград, Государственное издательство, 1928.

1928 г.

Сказка и ребёнок

Кто опубликовал: | 27.08.2017

Журналисты частенько ссылаются на эту брошюру, обычно для антикоммунистической пропаганды: вот, мол, как при Советской власти красные изверги сказки запрещали!

Сами статьи педологов, похоже, никто не читал, да и не очень-то они были доступны. Между тем, писались они в рамках серьёзной научной дискуссии, с привлечением богатого, в том числе, зарубежного материала. Многие их положения спорны, какие-то вступают в разногласие друг с другом, кроме того, следует иметь в виду исторический контекст — весь тот огромный объём работ по адаптации и переосмыслению народных сказок (весьма часто действительно чрезвычайно жестоких или скабрёзных), как и написанию современной литературной авторской сказки, в то время был представлен гораздо меньше, нежели сегодня. Пушкин, Кэррол, Киплинг и Грэм уже, правда, были, конечно, известны, как и довольно сомнительные в педагогическом отношении Гримм и Андерсен, но Милн, Биссет, Толкин, Лазар, Янссон, Линдгрен и многие-многие другие ещё принадлежали будущему.

Чтобы читатели могли судить сами, мы достали это раритетное издание, бережно оцифровали и теперь публикуем.

О. Торбасов, РМП

Предисловие

Можно очень по-разному относиться к сказке, различно оценивать её воспитательное значение. Но каково бы ни было это отношение,— нельзя пройти мимо сказки, говоря о детском чтении. Признаем ли мы за ней некоторое значение как ценного материала для детского чтения и рассказывания — тотчас возникает ряд вопросов об удельном весе этого фактора, обусловливающего некоторые формы детского поведения.

Если же допустить, что сказка является нежелательным воспитательным, материалом, то и здесь возникает ряд вопросов, которые могут быть решены лишь путём внимательного изучения как самой сказки, так и детских реакций на сказку. Если сказка не союзник, а враг воспитателя, то этот враг должен быть тщательно обследован, должна быть выяснена основная причина, почему сказка веками держала в своей власти интересы ребёнка, что в ней так нравилось ребёнку.

Изучение этих вопросов диктуется необходимостью заполнить пробел в средствах воздействия на ребёнка, который может оказаться налицо в случае ликвидации сказочного материала из репертуара детского чтения. Педология пока ещё слабо ориентирована в учёте тех влияний, которые сказка оказывает на поведение ребёнка. Недостаточно она осведомлена и в вопросе о фактическом отношении ребёнка к сказке. Все эти вопросы пока ещё очень мало изучены, педологический анализ сказки разработан очень слабо.

Но эти вопросы очень волнуют тех, кто имеет дело с вопросами детского чтения, с воспитанием ребят от 3 до 8 лет, когда интерес к сказке достигает — по словам Бюлера — своего кульминационного развития. Для дошкольных работников, работников детских библиотек, составителей книг для чтения, школьных работников, родителей — для всех них представляет несомненный интерес суммирование того, что добыто педологией и педагогикой в отношении сказки. Эту цель и ставит себе настоящий сборник, главным образом,— основная статья сборника, работа Г. А. Фортунатова «Сказка и ребёнок».

Статья В. М. Федяевской знакомит с условиями возникновения и отличительными чертами «экспериментальной сказки» Спрэг Митчель.

В статье С. Марголиной «Сказка и фантазия ребёнка» даётся подробное изложение и оценка работы Ш. Бюлер, основной работы, посвящённой вопросу о сказке.

Статья 3. Столицы описывает опыт экспериментального изучения детских реакций на определённую сказку.

В приложении даётся библиография главнейшей литературы о сказке.

Библиографический указатель литературы по сказке

(С аннотациями).

(По апрель 1928 г.)

Арнаутов В., Миронов Н., Соколянский И. и Яновская Э. Игра, сказка и романтика в работе с детьми. Сборн. статей. Гос. Изд. Укр. 1927.

Сказке посвящена статья Э. Яновской «Нужна ли сказка?». Статья даёт выдержку из книжки того же автора «Нужна ли сказка пролетарскому ребёнку?» Изд. «Книгоспилка». 1925. Харьков.

Арямов И. А., Одинцова Л. И. и Нечаева В. И. Дитя рабочего. М. 1926.

В гл. 7 есть характеристика читательских интересов современного подростка. Метод анкетный.

Bühler Scharlotte. Das Seelenleben des Jugendlichen. 4. Aufl. Jena. 1927.

Приведены результаты изучения читательских интересов детей и юношества в возрасте от 8 до 20 лет. Использованы данные 52 юношеских дневников.

Bühler Scharlotte. Das Märchen und die Fantasie des Kindes. Beihefte zur Zeitschr. für angewandte Psychologie. Leipzig. 1925. Бюлер К. Духовное развитие ребёнка. М. 1924.

Busse Hans. Die häusliche Lektüre der Volksschulkinder. Vierteljahrschrift für wissenschaftliche Pädagogik. Heft 3. 1927.

Результаты опроса 764 детей в возрасте 10—14 лет об их домашнем чтении.

Washburne Carleton and Vogel Mabel. Winnetka graded Booklist Chic Amer. Libr. Assoc. 1926.

Результаты обширного обследования винестских детей. Обследованием было охвачено 36 750 детей.

Вульф М. В., д-р. Фантазия и реальность в психике ребёнка. Одесса. 1926.

Даётся психоаналитическое толкование сказки. Согласно этому мнению ценность сказки заключается в том, что она даёт возможность изживать аффективно то, что недоступно ещё сознанию ребёнка. На примере анализа «Красной Шапочки» даётся иллюстрация подобного понимания сказки.

Выготский Л. С. Педагогическая психология. (Краткий курс.) М. 1926. Стр. 266—272.

Даётся психологический анализ сказки, вскрываются положительные стороны сказки, как оздоровляющего и целебного средства эмоциональной сферы ребёнка, как естественного воспитателя эстетических эмоций.

Гершензон М. А. Американская книга для дошкольного и младшего школьного возраста. Сборник «Какая книжка нужна дошкольнику», ред. Флериной и Шабад. 1928.

Излагается взгляд на сказку Американской Ассоциации по изучению детства, даётся критическая оценка этого взгляда.

Грин Д. Психоанализ в школе. М. 1924.

Гуг-Гельмут Р., д-р. Новые пути к познанию детского возраста. Перев. С немецкого д-ра А. А. Филипченко, с предисл. проф. Л. Г. Оршанского. 1926.

Глава Ⅷ «Детские фантазии» даёт психоаналитическую оценку сказки.

Дернова-Ярмоленко. Педологические основы воспитания. Орёл. 1924. Стр. 303.

Гл. Ⅷ посвящена «Фантазии и сказке». Даётся педологический анализ детской фантазии, выясняется роль сказки, как воспитательного воздействия.

Е. Л-рг. О добрых колдунах, волшебниках и мальчиках с пальчик. «Книга Детям», № 2. 1928.

Jordan Arthur. Children’s Interests in Reading. 1926.

Результаты обследования чтения 5100 детей северной Каролины.

Кагаров Е. Литературные вкусы в детском и юношеском возрасте. «Путь Проcв.». 1923 г., № 5. Стр. 167—74.

Изложение работы Вальтера Кваста о читательских интересах немецких детей.

Касаткина Н. Предел допустимости антропоморфизма в детской книге. «Книга Детям», № 2, 1923.

Gust Walter. Die literarischen Neigungen im Kindes- und Jugendalter.

Zeitschr. Für angewandte Psychologie. Bd. 21. Heft 3—4. 1924.

Обследовано 3600 детей в возрасте от 8 до 18 лет; проводится разница между городскими и деревенскими детьми, между читательскими интересами мальчиков и девочек.

Крупская Н. О «Крокодиле» К. Чуковского. «Книга Детям» № 2. 1928.

«Я думаю, „Крокодил“ ребятам нашим давать не надо не потому, что это сказка, а потому, что это буржуазная муть».

Митчель Л. С. Книга рассказов про здесь и теперь. Перев. С англ. В. М. Федяевской. 1925.

Покровская А. Значение антропоморфизма в литературе для детского чтения. «Книга Детям», № 2, 1928.

Прушицкая Р. Дошкольное воспитание и современность. 1925.

Рубцова П. А. Что читают дети. М. 1928.

Широко поставленное обследование читательских интересов по методу регистрации опроса. Возраст обследованных детей 7—15 лет. Обследован опрос 5000 детей, 54 библиотек. В работе имеются данные об интересах к сказке как мальчиков, так и девочек.

Rumpf A., D-r Kind und Buch. Zweite umgearbeitete und stark vermehrte Auflage. 1928.

Даёт характеристику читательских интересов на основе массового обследования детских библиотек. Наряду с другими видами читательских интересов даётся характеристика интересов к сказке, прослеживается влияние возраста, пола, социально-производственного окружения. Опыт был произведён в Германии в 1924 году. От 652 детских библиотек были собраны данные, касающиеся любимых книг 36 000 детей, в возрасте от 9—16 лет. Книга даёт сводку всех главнейших работ по изучению читательских интересов.

Румянцев Н. О рассказывании сказок.

Румянцев Н. Волшебная сказка в детской и школе.

Рыбников Н. Интересы современного школьника, 1926.

Последняя глава сборника, посвящённая анализу читательских интересов современного школьника, даёт некоторое представление об интересе к сказке. Метод — анкета. Данные относятся к 1912—25 годам.

Рыбников Н. (ред.). Массовый читатель и книга. М. 1925.

Анализ данных коллективного опыта над уяснением читательских интересов красноармейцев. Опыт был проведён в 1920 году. Охватил 12 000 человек.

Thar Hanns. Die Erziehung zur literarischen Genussfähigkeit. lugendschriften-Warte. 1926. H. 5.

Результаты опроса 512 детей в возрасте 9—14 лет об их любимых книгах. Даётся перечень любимых книг.

Terman Lewis M. und Limå Margaret. Children’s Reading. A guide for parents and teachers N G D. 1926.

Есть данные об интересах американских школьников к сказке.

«Учительская газета». 1927. Дискуссия о сказке.

Федяевская В. Любимые детские книги. Красный Библиотекарь, № 8, 1926. Стр. 86—91.

Результаты Виннетского обследования Каристон Вишбюрн. Охват 36 750 школьников.

Флерина Е. Антропоморфизм в литературе для дошкольника (тезисы). «Книга Детям», № 2, 1928.

Флерина и Шабад (ред.). Какая книжка нужна дошкольнику. 1928.

Чуковский К. Маленькие дети. 1928.

В главе «Лепые нелепицы» автор делает попытку оправдать выпускаемый им тип сказки («Крокодил», «Мойдодыр» и др.), ссылаясь на характер народного и детского творчества. Сказка, давая перевёрнутый мир, но только не наносит ущерба интеллектуальной работе ребёнка, но, напротив, способствует ей, ибо у ребёнка у самого есть стремление создать себе такой перевёрнутый мир.

Шабад Е. Живое детское слово, 1925.

Есть образцы сказовидного творчества ребят.

Schöcke, D-r. Märchen und Kind. Eine pädag. Studie.

Яновская Э. Нужна ли сказка пролетарскому ребёнку? Изд. «Книгоспилка» 1925. Харьков.

Яновская Э. Сказка, как фактор классового воспитания. Харьков. 1923.

Вскрывая идеологическую вредность дореволюционных сказок, автор говорит о необходимости создания классовой сказки. Эта сказка должна быть создана на основе коллективного творчества самих ребят.

Добавить комментарий