Предвыборный манифест непальских маоистов

08.08.2008

Предвыборный манифест непальских маоистов

Кто опубликовал: | 21.02.2019

Коммунистическая партия Непала (маоистская) — с 2009 года — Объединённая коммунистическая партия Непала (маоистская), с 2016 года — Коммунистическая партия Непала (Маоистский центр). Была ведущей партией в непальской народной войне и демократической революции, в дальнейшем впала в ревизионизм и стала терять популярность. В 2018 г. объединилась с Коммунистической партией Непала (объединённой марксистско-ленинской), образовав правящую Непальскую коммунистическую партию.

Он попал ко мне в руки. Точнее, называется он: «Новое руководство и новая идеология — новому Непалу: обязательства КПН (маоистской) к выборам в Учредительное собрание». Переводить не буду, ибо текст здоровый, более чем на два авторских листа. Но прочитаю и что интересное замечу — напишу ниже.

  • КПН(м) утверждает, что Непал обладает богатейшими природными и трудовыми ресурсами. Дело только за тем, чтобы с толком их применить. Нынешняя драматическая отсталость Непала сложилась за последние 250 лет, после заключения с британцами Сугаулийского соглашения, а прежде у него не было большого разрыва в уровне развития с другими странами. Причины отставания — в длительном сохранении кастового господства и монархии, с одной стороны, и империалистическом гнёте, с другой.

  • КПН(м) отмечает, что борьбу (даже вооружённую) против монархии начал Непальский конгресс в 1950—1951 гг. и продолжили предшественники нынешней КПН(ОМЛ) в 1980-х, но все эти выступления затем погрязли в реформизме и парламентаризме. Надо понимать, прачандисты хорошо понимают эту угрозу для них самих, начавших вооружённую народную войну 13 февраля 1996 г. Они подчёркивают, что эта война сыграла центральную роль в свержении монархии.

  • «Выборы Учредительного собрания — это не парламентские выборы, проходящие каждые пять лет. Это особый случай, происходящий однажды за эпоху». Вопрос его созыва стоял в Непале аж с 1951 г.

  • Председатель Прачанда выдвинул одобренную партией концепцию «развития демократии в ⅩⅩⅠ веке», согласно которой политика многопартийной конкуренции принимается не только на текущей стадии буржуазной революции, но и для будущей социалистической системы.

    Заметим, что, хотя это звучит как ревизионизм, программа большевиков отнюдь не предусматривала обязательной ликвидации многопартийности и к власти они пришли в 1917 г. в межпартийной коалиции с ПЛСР, а в КНР многопартийность сохранялась всё время. Натяжкой здесь выглядит то, что Прачанда говорит о социализме, а тревожным сигналом — то, что выдаёт эту идею за какую-то особенную новинку, отличающую его от, вероятно, менее демократичных предшественников в марксизме-ленинизме.

    Особенно интересно, что чуть выше текст неодобрительно отзывался о принятии ОМЛ буржуазной программы, «названной „многопартийной демократией». Очевидно, прачандисты усматривают тут какую-то тонкость, согласно которой многопартийность многопартийности рознь.

  • Прачандисты обещают федеративное государственное устройство, поскольку «Непал — полиэтническая, многоязычная, мультикультурная, мультирелигиозная и географически разнообразная страна».

  • «…Конституция должна гарантировать демократию трудящимся, бедным классам и угнетённым этносам, регионам, женщинам, далитам, составляющим большинство общества…».

  • КПН(м) заявляет о необходимости соблюдать права человека «согласно международным стандартам». Ну, не то, что бы эти стандарты были так уж высоки. Однако текст дополняет, что фундаментальными должны быть признаны и права на образование, здоровье, занятость и т. п.1.

  • Ну и классическое: обрабатываемая земля должна принадлежать работнику. Это объявлено частью революционной земельной реформы. При этом собственность должна быть распространена и на женщин.

  • «Женщины, далиты и мусульманские сообщества были наиболее угнетаемыми, поэтому им следует предоставить особые права в компенсацию за историческое угнетение».

  • Там дальше перечисляется ещё список прав, перечислены многие угнетённые и уязвимые группы и под самый конец — нечто новое и даже скандальное в политике прачандистов: «право третьего гендера». Третьим гендером2 называется на самом деле целая группа гендеров, отличных от гетеросексуальных женщин и гетеросексуальных мужчин. Т. е. сюда входят гермафродитические и транссексуальные личности, гомосексуалы и бисексуалы обоих полов и уж не знаю, что ещё. В общем, у нас их принято обычно называть «сексуальными меньшинствами». На индийском субконтиненте (вероятно, и в Непале), например, существует такое традиционное явление (я затрудняюсь его как-то оценить), как хиджра — рождённые гермафродитами или мужчинами, они имитируют женское поведение, однако, относят себя к третьему полу.

    «Скандально» это заявление потому, что прежде прачандисты высказывались относительно сексменьшинств довольно холодно, а их низовые организации правозащитники периодически обвиняли в насилии против лесбиянок и геев. Всегда подозревал, что это просто часть буржуазной кампании шельмования маоистов и те когда-нибудь придут к той же позиции, какую занимают их товарищи, скажем, в США, Германии или на Филиппинах.

    Дальше этому вопросу посвящён отдельный пункт: «Должны быть созданы условия для выдачи документов в соответствии с их подлинной идентичностью всем сексуальным и гендерным меньшинствам Непала. Государство должно уделять особое внимание разрешению их особых проблем». Прачандисты, я горжусь вами.

  • Планируется объединение Непальской (бывш. королевской) армии, которая должна быть демократизирована, и Народно-освободительной армии, которая должна стать профессиональной. К участию в армии должны быть привлечены также и угнетённые группы, включая и женщин. Обещано военное образование всем здоровым гражданам — опять же, очевидно, включая и женщин.

  • Экономическая политика будет направлена на построение ориентированного на социализм национального промышленного капитализма. Предполагается поощрение кооперирования.

  • Неравные договоры с Индией должны быть пересмотрены.

  • Обещаны меры против вынужденного выезда молодёжи на заработки за рубеж, особенно против «позорной традиции» найма в иностранную армию.

  • Там дальше ещё куча конкретных экономических мер (в особенности касательно гидроэнергетики), которые трудно оценить, не зная хозяйство и проблемы Непала детально.

  • Обещано всеобщее бесплатное 12-классовое образование и кредитование дальнейшего образования под имущественный залог. С неграмотностью планируется покончить за пять лет.

  • Всякая дискриминация далитов (неприкасаемых) отменяется. Женщины касты бади (которым кастовая система предписывает кормить свои семьи проституцией) «будут реабилитированы с должным уважением».

  • Молодёжи обещано активное избирательное право с 16-ти лет.

Примечания
  1. Под «т. п.» кроется озадачившее меня «shelter and food sovereignty».
  2. Гендер — по-простецки, пол, но это очень неточно — почему, надеюсь, ясно из дальнейшего текста.

Добавить комментарий