Осенью 1965 года первый секретарь Пекинского горкома КПК Пэн Чжэнь встретился с Пэн Дэхуаем и передал ему предложение Мао Цзэдуна поехать на юго-запад страны, чтобы руководить строительством военных сооружений. Пэн Дэхуай не согласился, сославшись на то, что давно оторвался от армии и ничего не понимает в военном строительстве, и попросил в письме Мао Цзэдуну, чтобы его послали работать в деревню, где он станет простым крестьянином. 23 сентября 1965 года Мао Цзэдун вызвал Пэн Дэхуая к себе и в личной беседе уговорил его всё-таки согласиться на предложенную работу.
Однако в конце 1966 года Пэн Дэхуай был репрессирован.
Скончался в 1974 году.
Председатель. Давно жду тебя, ещё не ложился спать. Вчера после обеда, получив твоё письмо, так обрадовался, что не мог заснуть. Ты — человек с упрямым характером. За несколько лет не написал и строчки, но если берёшься за перо, то сразу же сочиняешь послание в 80 тысяч иероглифов. Сегодня ещё должны быть товарищи Дэн [Сяопин], Лю [Шаоци] и Пэн Чжэнь, подождём немного и тогда начнём. Премьер Чжоу не может присутствовать, потому что он поехал встречать Сианука. Мы славно поболтаем!
Сейчас необходимо создавать стратегический тыл, готовиться к войне. Наши капиталовложения в Юго-Запад в соответствии с его удельным весом самые большие. Стратегический тыл там особенно важен. Выбор твоей кандидатуры для поездки в район Юго-Запада вполне оправдан. В будущем ты ещё сможешь водить солдат в бой и восстановишь своё доброе имя.
(Во время совещания в Лушане председатель спрашивал моё мнение по поводу резолюции, принятой по моему вопросу. Тогда я дал председателю три обещания. Я обещал, что в любой ситуации никогда не стану контрреволюционером, не покончу жизнь самоубийством, буду зарабатывать на жизнь своим трудом.)
Я ещё помню о тех твоих обещаниях. Возможно, правда на твоей стороне. Самым важным нашим стратегическим тылом должен стать район Юго-Запада. Там имеются всевозможные ресурсы и подходящие географические условия, там многое можно свершить…
(Далее председатель сказал, что если товарищ Пэн Дэхуай поедет туда, то, вероятно, и получится какой-то толк… Надо создать единое партийное руководство и основать главный штаб строительства, сделав начальником Ли Цзинцюаня1, а заместителем начальника штаба — Пэн Дэхуая, ввести в штаб также Чэн Цзыхуа2.)
Отправка Пэна на Юго-Запад — это политика партии. Если есть такие, кто не согласен с этим, пусть зайдут побеседовать со мной. В прошлом я активно выступал против товарища Пэн Дэхуая, но сейчас я чистосердечно и искренне поддерживаю его. Мы должны рассматривать взгляды почтенного Пэна, исходя из принципа раздвоения единого. Данный принцип также подходит и ко мне. В период, когда доминировала в партии линия Ли (Лисаня), кадровые работники 3-й армейской группы выступали против форсирования реки Ганьцзян, а Пэн говорил, что реку Ганьцзян необходимо форсировать, и армейская группа форсировала Ганьцзян.
Мы очень хорошо сотрудничали в период отражения первого, второго и третьего карательных походов армий Чан Кайши. Во время контрреволюционных футяньских событий были написаны три фиктивных письма с целью провоцирования разногласий и отосланы Чжу Дэ, Пэн Дэхуаю и Хуан Гунлюе. Пэн, как только получил письмо, немедленно послал специального нарочного передать его мне. Фронтовой комитет 3-й армейской группы также собрал митинг и опубликовал декларацию против футяньских событий. Это было проделано очень своевременно. Ты также решительно боролся против раскольнической деятельности Чжан Готао. И твои успехи в сражениях на Северо-Западе во время освободительной войны безусловны. С таким небольшим количеством войск ты уничтожил сильные войска гоминьдана под командованием Ху Цзуннаня. Я всегда буду помнить об этом. В своих избранных произведениях я сохраню твоё имя. Почему, если человек совершил ошибку, мы должны полностью отрицать все его заслуги?
Тебе лучше поехать на Юго-Запад. Пусть товарищи Лю [Шаоци], Дэн [Сяопин] созовут совещание, пригласив заинтересованных товарищей, имеющих отношение к району Юго-Запада, и разъяснят вопросы. Если кто-то будет не согласен, пусть найдёт меня, и мы поговорим.
Записано впоследствии Пэн Дэхуаем.
Примечания- Ли Цзинцюань (род. в 1908 г.) — уроженец провинции Цзянси, в то время первый секретарь Юго-Западного бюро ЦК КПК, после ⅩⅡ съезда КПК (1982 г.) — член Постоянного комитета Центральной комиссии советников КПК.— Прим. ред.↩
- Чэн Цзыхуа (род. в 1905 г.) — уроженец провинции Шаньси, в тот период был секретарём Юго-Западного бюро ЦК КПК, член ЦК КПК 8-го и 11-го созывов, после ⅩⅡ съезда КПК — член Постоянного комитета Центральной комиссии советников КПК.— Прим. ред.↩