Віктор Шапінов. Донбасс — это Вьетнам сегодня

28.05.2014

Донбасс — это Вьетнам сегодня

Кто опубликовал: | 22.06.2022

Романтический образ бунтарей 1968 года вдохновляет молодёжь и сейчас. Молодые, красивые, сексуальные, участники революционных событий тех лет предстают перед нами героями фильма «Мечтатели» Бернардо Бертолуччи, без показа которого не обходится ни один прогрессивный молодёжный киноклуб. Но те, кто восхищается молодёжью шестидесятых, видимо, мало задумывается о том, против чего боролись бы сегодня молодые бунтари красного 1968 года.

Несомненно то, что спусковым механизмом восстания 68‑го стал глобальный антивоенный протест. Чудовищная война во Вьетнаме, где самая сильная и современная армия самой развитой страны Запада обрушила свою мощь на партизанские формирования крестьянской страны третьего мира была катализатором студенческих волнений того времени.

Кадры сожжённой деревни Сонгми, фотоснимки убитых женщин и детей, выжженных напалмом ферм не оставили равнодушными молодое поколение западной молодёжи 60‑х годов. «Не от моего имени», говорили студенты во Франции, Германии, Великобритании и США. На массовых митингах протеста против войны призывники сжигали повестки, а солдаты и офицеры, вернувшиеся из Вьетнама, создали движение «Ветераны против войны», протестуя у Белого дома и публично отказываясь от боевых наград.

Возможно, у сегодняшней молодёжи меньше искренности и солидарности — если кадры сожжённого неонацистами Дома Профсоюзов в Одессе, расстрелянных мирных жителей в Мариуполе, горящего Донецка не вызывают у многих из нас той же реакции, что и кадры из далёкого Вьетнама у поколения 60‑х?

Неужто старики, всегда ворчащие, что «молодёжь уже не та», правы?

Ведь война идёт не за тысячи километров, не в какой-то далёкой от нас экзотической стране. Война идёт рядом. Убивают таких же как вы — украинцев, русских, армян, евреев, татар. Возможно, ваших дальних родственников, друзей или просто лично вам знакомых людей. Хотя для того, чтобы сопереживать гибели человека, не нужно знать его лично.

Где массовые митинги студентов против войны? Где призывники, жгущие свои повестки? Где блокада авиационной части в Миргороде, с которой стартуют боевые самолёты для авиаударов по жилым кварталам миллионного города Донецка? Где общественное осуждение лётчиков, убивающих случайных мирных людей, получая по 9000 гривен за вылет? Даже антивоенные протесты волынских женщин, которые перекрыли вчера трассу, требуя вернуть домой и накормить солдат — своих мужей, братьев и сыновей — начались лишь после гибели попавших в засаду военных. А вовсе не потому, что кто-то из них протестовал против войны на Донбассе, в которой гибнут чужие сыновья и мужья.

Где городские партизаны Львова и Киева, которые как Ульрика Майнхофф и Андреас Баадер из Фракции Красной Армии, наносят точечные удары в тылу империализма?

Конечно, можно найти тысячу отговорок на тему того, почему не нужно поддерживать сражающийся Донбасс.

Вас назовут предателями и иностранными агентами. Но именно так называли представители истеблишмента США американских студентов, выходивших на демонстрации с флагом Национального Фронта Освобождения Южного Вьетнама.

Вам скажут, что среди ополченцев есть православные мракобесы — хотя теперь в их рядах модно искать «враждебных славянам» чеченцев. Но функции политруков в партизанской армии в Конго, которую тренировал Эрнесто Че Гевара, зачастую выполняли колдуны, а солдаты верили в магию и духов предков.

Вам скажут, что лидеры Донецкой Народной Республики исповедуют неправильные политические взгляды. Но и студенты, протестовавшие против войны, далеко не всегда и не полностью разделяли взгляды товарищей Хо Ши Мина. Среди них были ревностные христиане или либералы из богатых семейств. Им достаточно было то, что нужно остановить убийства людей, убийства, происходящие от их имени.

Отговорок много — придумать их не стоит большого труда. Но как нынешнее поколение молодёжи будет смотреть в глаза собственным детям, вне зависимости от того, как будет называться страна, где они будут жить после этой войны? Не будут ли они также презирать собственных родителей, как поколение молодых немцев шестидесятых годов смотрело на собственных родителей, послушно терпевших преступления нацистов, охотно покупаясь на их пропаганду и радостно шагавших на войну против «дикого, неполноценного восточного быдла»?

Поверят ли вам в то, что безумный кошмар этих дней творится не от вашего имени?

Добавить комментарий