Выступления и статьи Мао Цзэдуна разных лет, ранее не публиковавшиеся в печати. Сборник. Выпуск шестой.— М., Издательство «Прогресс», 1976.

05.02.1976

От издательства

Кто опубликовал: | 23.06.2022

На данном этапе развития международных отношений марксисты-ленинцы последовательно и с принципиальных позиций продолжают вести острую борьбу против антиленинской, антисоциалистической идеологии маоизма. Ибо вред, наносимый группой Мао Цзэдуна международному коммунистическому движению, делу социализма в Китае и единству всех антиимпериалистических сил, огромен.

Сложность идеологической борьбы с маоизмом заключается прежде всего в том, что маоисты ведут свою подрывную деятельность, направленную против научного социализма, против марксизма-ленинизма, прикрываясь знаменем социализма, маскируясь под сторонников революционных принципов марксизма-ленинизма, борцов против ревизионизма и некоего «социал-империализма».

Деятельность группы Мао представляет собой особую опасность ещё и тем, что она поставила на службу своим антисоветским, великодержавно-шовинистическим целям весь потенциал Китая.

Разоблачая антимарксизм маоизма, показывая его реакционную сущность и роль, марксисты-ленинцы, как это неоднократно подчёркивалось в выступлениях Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева, не отождествляют группу Мао Цзэдуна с китайским народом, с китайскими коммунистами, со славными традициями китайской революции.

Ленинские традиции идейно-политической борьбы с противниками марксизма требуют, чтобы эта борьба велась не только политически остро, но и глубоко убедительно, научно, чтобы отсекать от маоизма тех честных, искренне заблуждающихся людей, которые поверили псевдомарксистским фразам Мао, приняв, как говорится в китайской пословице, «рыбий глаз за жемчужину».

С целью показать непоследовательность и противоречивость суждений и действий Мао Цзэдуна, истоки гегемонистической великодержавной политики китайского руководства, помочь работникам идеологического фронта ознакомиться с фактическим материалом, необходимым для дальнейшего углубления критики маоизма, и подготовлен этот сборник.

В него включены выступления и статьи Мао Цзэдуна разных лет, главным образом материалы 1967—1975 годов, ранее не выпускавшиеся на русском языке. Большинство из них не издавалось публично и в Китае.

Статьи Мао Цзэдуна 20-х годов, впервые публикуемые на русском языке, наглядно показывают, что Мао, объявив себя марксистом, на самом деле лишь маскировался под сторонника революционного учения — марксизма. Статьи того периода, особенно «Широкий союз народа», «Пекинский переворот и торговцы», «Анализ классов китайского крестьянства и их отношения к революции» и «Анализ классов китайского общества», свидетельствуют о том, что Мао Цзэдуну был всегда чужд пролетарский классовый подход, что в лучшем случае он выступал как крестьянский бунтарь-националист, использующий марксистскую терминологию сугубо утилитарно. Ранние высказывания Мао о рабочем классе, о городе раскрывают его мелкобуржуазное нутро, его страх перед городом, боязнь промышленного пролетариата. Он, например, связывает опасность перерождения КПК не с засилием мелкобуржуазной стихии, а… с приходом партии в город. После того, утверждает он, как партия вступила в город, она перестала быть хорошей, то есть по сравнению с тем временем, когда она, КПК, находилась в глухом яньаньском захолустье.

Статьи и выступления 50-х годов позволяют раскрыть истоки антисоветизма во взглядах Мао, обнажить корни шовинистической гегемонистской сущности его идей и политики.

Антисоветизм, откровенная проповедь ненависти к Советскому Союзу, клевета на его общественно-политический строй, неприкрытые территориальные притязания к соседним с Китаем странам, бесцеремонное вмешательство во внутренние дела других государств — вот главное содержание выступлений, бесед, «указаний» Мао Цзэдуна, относящихся к периоду пресловутой «культурной революции» и последующего периода.

Материалы сборника разоблачают Мао Цзэдуна как ярого милитариста, откровенного противника разрядки международной напряжённости. Мао и не скрывает это, и даже в своё время похвалялся этим, заявляя: «Я действительно милитарист!». Дух милитаризма, культ насилия, разглагольствования о «полезности» войн красной нитью проходят через выступления Мао Цзэдуна последних лет. Он, например, заявляет, что тот, кто думает о третьей мировой войне и её последствиях,— это хороший человек. Мао многократно призывал своих сторонников «готовиться воевать». «Мы должны быть готовы воевать в любом году», проводить курс «Весь народ — солдаты!», заявляет он.

На Верховном государственном совещании в 1958 году Мао рассуждает о том, что «напряжённость и война — всё это», дескать, «и плохо и хорошо», но в «конечном счетё — хорошо», так как, по его словам, напряжённость приносит выгоду. Что же касается мировой войны, то, по мнению Мао, «если бы погибла половина населения,— это тоже не было бы так уж страшно».

Особенно отчётливо материалы сборника показывают шарахания Мао Цзэдуна по вопросу об отношении к империализму, в том числе к американскому. В этих выступлениях он по сути дела выдаёт себя с головой. Выступления и беседы Мао 50-х, 60-х и 70-х годов показывают, как права была наша партия, которая ещё в начале 60-х годов разоблачила сущность словесного антиимпериализма группы Мао, показав, что под звонкими антиимпериалистическими по форме лозунгами скрывался беспринципный торг с империалистическими силами в ущерб интересам социалистической системы, в ущерб борцам за национальное освобождение. Например, на февральском (1964) Пленуме ЦК КПСС было высказано предостережение: «Как бы не получилось, что, идя по своему неверному, антиленинскому пути, китайские руководители не пришли к фактическому смыканию с реакционными, воинственными элементами империализма»1. События последних лет подтвердили правильность этого предупреждения.

Развёртывая открытую полемику против международного коммунистического движения, маоисты пытались свалить с больной головы на здоровую и приписать КПСС ошибочное мнение — дескать, «агрессивная природа империализма изменилась» и поэтому, мол, можно избежать войны, можно проводить политику мирного сосуществования. Мао и его приспешники громче всех крикунов вещали, что «империализм, как „мясник, не может превратиться в Будду“».

В 1958 году Мао заявлял, что военные блоки НАТО, СЕАТО и т. п., созданные американским империализмом, агрессивны. «То, что они агрессивны,— говорил он,— тысячу раз правда».

Ныне же, в 70-е годы, Мао утверждает совершенно противоположное. И даже всячески печётся о прочности НАТО и других блоков Запада.

В 1964 году Мао во время встречи с японской делегацией сделал «торжественное заявление», провозглашая: «Американский империализм, вон из Японии! Вон из западной части Тихого океана! Вон из Азии! Вон из Африки и Латинской Америки! Вон из Европы и Океании!».

Теперь же Мао призывает «установить единый международный фронт с дружеской империалистической страной [имеется в виду США] и бороться с ревизионистами» (под ревизионистами Мао подразумевает Советский Союз и страны социалистического содружества].

Как стало известно из американской печати, Мао во время бесед с Р. Никсоном, Дж. Фордом и Г. Киссинджером настойчиво убеждал их не уходить из Азии, не ослаблять «американскую военную мощь».

Вот она эволюция ренегатства и предательства во всей своей неприглядной наготе!..

Материалы сборника приоткрывают завесу над изощрённой тактикой Мао в борьбе за власть, показывают его неразборчивость в средствах, его жестокость, маскируемую разговорами о «перевоспитании». Ради оправдания культа своей личности и установления безраздельного господства Мао пытается фальсифицировать всю историю КПК и китайской революции. Всю историю КПК Мао сводит к описанию фракционной борьбы за власть. Именно об этом говорит он в своих выступлениях на Ⅸ съезде КПК, на пленумах маоистской партии, состоявшихся после Ⅸ и Ⅹ съездов КПК. Одновременно Мао пытается и здесь очернить КПСС, оклеветать Советский Союз, представить в кривом зеркале маоизма роль первой в истории социалистической страны в победе китайской революции, особенно её роль в разгроме Японии и освобождении Северо-Востока Китая.

Выступления Мао проливают дополнительный свет также и на так называемое дело Линь Бяо и причины гибели вчерашнего «ближайшего соратника и преемника» Мао; показывают картину острой межклановой борьбы в маоистской верхушке и нравы, царящие в ней. Материалы сборника отражают бесконтрольное самовластие Мао и его крайнюю самоуверенность. В этом отношении, например, весьма характерно его заявление: «Я могу аннулировать всё одним росчерком пера».

Рассылаемый издательством «Прогресс» с целью информации шестой выпуск «Выступлений и статей Мао Цзэдуна разных лет, ранее не публиковавшихся в печати» содержит богатый материал, разоблачающий Мао Цзэдуна как ярого антимарксиста и антисоветчика, прикрывающегося «революционной» фразеологией.

При подготовке этого сборника к печати Редакция стремилась сохранить максимальную точность и своеобразие стиля материалов, не подвергая их литературной обработке. Противоречивые формулировки и сумбурность неоднократно повторяемых в разные годы высказываний Мао также оставлены без изменений.

Примечания
  1. М. А. Суслов. Избранное. Речи и статьи. М., Издательство политической литературы, 1972, с. 382.

Добавить комментарий