Воспоминания о Ленине. Т. 5.— М., Изд-во политической литературы, 1985.— сс. 334—339. ← Гиольди Родольфо. Избранные статьи и речи (Перевод с испанского). М., 1974, с. 646—652.

1969 г.

Сила ленинской аргументации

Кто опубликовал: | 19.05.2020

Печатается часть статьи, содержащая воспоминания о В. И. Ленине на Ⅲ конгрессе Коминтерна.

Ред.

…Наша партия, которая незадолго до этого называлась Интернациональной социалистической партией, приняла участие в работе Ⅲ конгресса Коминтерна. Созданная в январе 1918 г. в ходе интернационалистской борьбы, которую вели марксисты в социалистической партии в годы первой мировой войны, она приняла на своём Ⅰ чрезвычайном съезде в декабре 1920 г. «21 условие» приёма в Коминтерн и с тех пор стала называться Коммунистической партией Аргентины. Участие в работе Ⅲ конгресса и вообще тесные связи с Коминтерном имели огромное значение для нашей партии, которая, хотя с самого своего возникновения стояла на интернационалистских позициях, тем не менее была ещё далека от полного усвоения уроков большевизма. Массовое движение в стране, возросшее под воздействием Октября, приобрело очень большой размах: значительных размеров достигли забастовки рабочих, произошли серьёзные выступления крестьян, была осуществлена «университетская реформа» (1918 г.), начался процесс борьбы за демократию, против олигархии, подвергся испытанию союз рабочего класса с крестьянством, что выразилось, например, в Соглашении о единстве между Региональной федерацией рабочих Аргентины (Ⅹ съезд) и Аграрной федерацией Аргентины.

Зарождающееся на латиноамериканском континенте коммунистическое движение сталкивалось с лозунгами национальной буржуазии, с идеями реформизма и течениями, которые, как, например, апристское, вели борьбу за руководство массами, уводя их от марксизма-ленинизма. Сама партия боролась против двух уклонов внутри своих рядов: против ликвидаторов, мечтавших о возвращении в лоно социалистической партии, и против рыцарей революционной фразы, которые оставили в стороне массовое движение и потонули в чистом субъективизме.

В повестку дня Ⅲ конгресса было включено несколько важных вопросов, в том числе оценка восстания в Средней Германии1 и доклад В. И. Ленина о тактике РКП(б)2. Оба эти вопроса привлекли внимание делегатов, с одной стороны, ввиду роли Компартии Германии и разногласий, возникших внутри неё, а с другой — ввиду международного и внутреннего положения Советской власти.

На этом конгрессе я впервые увидел и услышал В. И. Ленина. До того времени я знал только его имя и был знаком с некоторыми его работами. На меня, как и на других участников конгресса, сильное впечатление произвели ленинские выступления, его умение прежде всего остановиться на принципиальной стороне вопроса, в немногих словах точно выразить основную тенденцию будущего развития, дать чёткую революционную перспективу.

В своём докладе В. И. Ленин подчеркнул, что империалистическая война 1914—1918 гг. и Советская власть в России окончательно превращают массы колониальных и полуколониальных стран «в активный фактор всемирной политики…». Он также напомнил зарубежным делегатам о том, что «главной задачей момента является правильное определение и осуществление тех мер, которые необходимы для руководства крестьянством, для прочного союза с ним, для долгого ряда постепенных переходов к крупному обобществлённому машинному земледелию»3. Крупная промышленность, способная реорганизовать и земледелие, базирующаяся на электроэнергии, является материальной основой социализма, подчеркнул В. И. Ленин.

Центральным моментом в работе Ⅲ конгресса была дискуссия вокруг проекта тезисов о тактике Коминтерна. Против этого проекта выступали некоторые европейские делегаты. Суть указанных тезисов сводилась к тому, что необходимо было взять курс на работу с массами и завоевание большинства рабочего класса, против чего возражали левацкие группы. Обдуманное и вместе с тем резкое выступление В. И. Ленина решило этот вопрос. Его речь не была спокойной. Он коснулся «„левых“ глупостей» и сказал, что «нам, русским, эти левые фразы уже до тошноты надоели»4. В существовавших тогда условиях нельзя было оставлять в стороне борьбу за завоевание большинства. И В. И. Ленин, опровергая тех, кто отрицал целесообразность такого завоевания, заявил, что тот, кто не понимает, что «мы должны завоевать большинство рабочего класса, тот потерян для коммунистического движения, тот никогда ничему не научится, если он в течение трёх лет великой революции этому ещё не научился»5.

К этой мысли — о завоевании большинства пролетариата — В. И. Ленин неоднократно возвращался в своём выступлении. Он сказал, что компартии нигде не взяли «в свои руки фактического руководства большинством рабочего класса в их действительной революционной борьбе»6 и что даже одна из лучших — германская компартия не имеет на своей стороне такого большинства. «Левые» выдвигали «теорию революционного наступления». В. И. Ленин указал на бессмысленность такой постановки вопроса. Опровергая тех, кто оправдывал свои позиции ссылкой на то, что большевики, являясь небольшой партией, завоевали власть, он сказал: «Мы были в России маленькой партией, но с нами было, помимо того, и большинство Советов рабочих и крестьянских депутатов всей страны…7 Где это у вас? С нами была почти что половина армии, в которой тогда числилось, по меньшей мере, 10 миллионов человек. Разве за вами большинство армии?»8 Победа революции в России, добавил В. И. Ленин, обязана тому, что первым шагом было «создание настоящей коммунистической партии», которая имела на своей стороне «бесспорное большинство рабочего класса». Он признал, что небольшая партия может победить, «но для победы надо иметь сочувствие масс»9, имея в виду большинство рабочего класса, большинство эксплуатируемых и трудящихся сельского населения. Эти мысли он обобщил в «Письме к немецким коммунистам» от 14 августа 1921 г.: наша главнейшая задача — завоевать на нашу сторону большинство пролетариата10.

Мысли, высказанные В. И. Лениным на Ⅲ конгрессе и совпадающие с теми, которые содержатся в классической книге «Детская болезнь „левизны“ в коммунизме», и поныне сохраняют свою ценность и актуальность.

То же самое следует сказать о позиции Ⅲ конгресса относительно механического копирования своеобразных форм Октября. Некоторые деятели обвиняли большевиков в том, что они якобы хотят, чтобы им подражали. Отвечая Серрати, принадлежавшему к группе тех, кто высказывал подобные утверждения, В. И. Ленин сказал, что мы требуем как раз противоположного… Революция в Италии будет протекать иначе, чем в России, Коминтерн никогда не потребует от итальянских рабочих, чтобы они рабски подражали русским11.

Подобные обвинения в адрес РКП(б) были очень далеки от истины, так как то, что отличает ленинизм,— это его постоянное требование подходить к действительности конкретно. Оно было изложено В. И. Лениным в 1916 г. следующим образом:

«Такое же разнообразие проявится и на том пути, который проделает человечество от нынешнего империализма к социалистической революции завтрашнего дня. Все нации придут к социализму, это неизбежно, но все придут не совсем одинаково, каждая внесёт своеобразие в ту или иную форму демократии, в ту или иную разновидность диктатуры пролетариата, в тот или иной темп социалистических преобразований разных сторон общественной жизни»12.

Это же самое он советовал принять во внимание в своём послании Бела Куну в 1919 г. В. И. Ленин отмечал, что венгерская революция имеет свои особенности13. Он рекомендовал коммунистам Азербайджана, Грузии, Армении, Дагестана и Горской республики:

«Не копировать нашей тактики, а самостоятельно продумывать причины её своеобразия, условия и итоги её, применять у себя не букву, а дух, смысл, уроки опыта 1917—1921 годов»14.

Лаццари, заявлявшему, что большевики не учитывают особенностей Италии, В. И. Ленин ответил, что ссылка на своеобразие в данном случае нужна лишь для того, чтобы прикрыть меньшевизм. Чрезмерное преувеличение местных особенностей не может не привести к отступлению от основ марксизма-ленинизма, общих для всех компартий и применимых ко всем странам. Законно и необходимо учитывать специфичность страны или условий работы партии для того, чтобы применять в конкретной исторической обстановке общие законы марксизма-ленинизма. Противопоставление специфики условий этим законам ведёт к нарушению или игнорированию последних. Как говорил В. И. Ленин, «основные революционные принципы должны быть приспособлены к особенностям разных стран»15.

Под предлогом верности национальным особенностям ревизионисты отвергают марксизм-ленинизм как общую концепцию. Когда они утверждают, что существует столько моделей социализма, сколько имеется стран, то они стремятся доказать бесполезность марксистско-ленинского критерия, действительного для всех партий и стран. Ревизионизм извращает диалектическую связь национального и интернационального.

Международное значение большевизма состоит в том, что он, по существу, исследовал явления империалистической фазы капитализма и разработал положения, которые и сегодня являются достоянием всех марксистов-ленинцев. Исторически большевистская партия была первой, которая решительно порвала со Ⅱ Интернационалом. Она разработала концепцию союза рабочего класса с крестьянством и гегемонии пролетариата, поставила практические вопросы перехода от капитализма к социализму и разрешила их, установила основные принципы диктатуры пролетариата. В. И. Ленин объясняет, что книга «Детская болезнь „левизны“ в коммунизме» ставит своей целью применить к Западной Европе то, что история и современная тактика большевизма считают применимым, важным и обязательным во всех частях света. Всегда заботясь о том, чтобы не игнорировать национальные особенности, В. И. Ленин неоднократно объяснял мировое значение большевизма. На Ⅱ конгрессе Коминтерна он заявил, что «тезисы по вопросам об основных задачах Коммунистического Интернационала опубликованы на всех языках и (в особенности для русских товарищей) они не представляют из себя существенно нового, потому что в значительной мере распространяют некоторые основные черты нашего революционного опыта и уроки нашего революционного движения на целый ряд западных стран, на Западную Европу»16. И в другой работе:

«Теперь мы имеем уже перед собой очень порядочный международный опыт, который говорит с полнейшей определённостью, что некоторые основные черты нашей революции имеют не местное, не национально-особенное, не русское только, а международное значение… Но в данный исторический момент дело обстоит именно так, что русский образец показывает всем странам кое-что, и весьма существенное, из их неизбежного и недалёкого будущего… Опыт доказал, что в некоторых весьма существенных вопросах пролетарской революции всем странам неизбежно предстоит проделать то, что проделала Россия»17.

Бесспорно, что Коминтерн, и в частности Ⅲ конгресс, сыграл выдающуюся роль в интернационализации большевизма. Таков, безусловно, один из источников мощного распространения марксизма-ленинизма…

В работе Ⅲ конгресса Коминтерна принимали участие мексиканские и аргентинские коммунисты. С тех пор прошло 48 лет18, и совсем другой предстаёт перед нами Латинская Америка. Компартии имеются во всех странах, все они опытные и закалённые, все ведут широкую антиимпериалистическую борьбу, многие из них имеют мощные организации и глубокие корни в массах.19 Самое главное событие в истории Латинской Америки последнего времени — это славная кубинская революция, создавшая рядом с оплотом мирового империализма социалистическое государство.

В различных условиях и различными путями латиноамериканские компартии вносят свой вклад в дело мира во всём мире, в дело демократии, национальной независимости и социализма, исполняя тем самым заветы великого Ленина.

Примечания
  1. Имеются в виду оборонительные вооружённые бои рабочих Средней Германии 22 марта — 1 апреля 1921 г. Вследствие политики правых лидеров с.‑д. партии и профсоюзов выступление рабочих не получило значительной поддержки в других районах страны. Героическое выступление рабочих Средней Германии было жестоко подавлено. О «мартовском выступлении» см.: Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 44, с. 28—29, 33, 92—94, 99, 105. Ред.
  2. См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 44, с. 34—54. Ред.
  3. Там же, с. 5, 6 («Тезисы доклада о тактике РКП»). Ред.
  4. Там же, с. 23. Ред.
  5. Там же, с. 26. Ред.
  6. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 44, с. 25. Здесь В. И. Ленин цитирует проект тезисов о тактике, внесённый на конгрессе русской делегацией. Этот проект был им отредактирован. Ред.
  7. См. примечание к другому материалу.— Маоизм.ру.
  8. Там же, с. 26. Ред.
  9. Там же, с. 30, 32. Ред.
  10. См. там же, с. 98. Ред.
  11. См. там же, с. 20, 21. Ред.
  12. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 30, с. 123. Ред.
  13. См. там же, т. 38, с. 217. Ред.
  14. Там же, т. 43, с. 200. Ред.
  15. Там же, т. 44, с. 19. Ред.
  16. Ленин В. И. Доклад о международном положении и основных задачах Коммунистического Интернационала 19 июля.— Полн. собр. соч., т. 41, с. 215. Ред.
  17. Ленин В. И. Детская болезнь «левизны» в коммунизме.— Там же, с. 3, 4, 13. Ред.
  18. Статья написана в 1969 г. Ред.
  19. Увы, к 1969 году латиноамериканское, как и мировое коммунистическое движение было уже раздроблено и ослаблено ревизионистском предательством хрущёвско-брежневского руководства КПСС. В Мексике сыграло роль и подавление в 1968‑м студенческого восстания, после которого марксистско-ленинские организации сошли на нет. Правда, в Аргентине уже была образована Революционная компартия и другие новые марксистско-ленинские группы.— Маоизм.ру.

Добавить комментарий