Введение
«Основы политической экономии» — популярное введение в экономическую теорию, изданное в Китайской Народной Республике в 1974 г. в рамках серии книг для самообразования молодёжи и предназначенное, в частности, для индивидуального или группового изучения. Главное предназначением этой серии, согласно предисловию,— поднять культурный уровень молодёжи, идущей в сельскую местность, расширить их знания социальных и естественных наук, пробудить их классовую сознательность. Данный перевод даёт читателю возможность ознакомиться с всеобъемлющим и аутентичным текстом посвящённым китайской версии марксистской политической экономии, глубоко отличной от версии советской1.
«Основы политической экономии» изначально издавались в двух частях. Первый том (первые 11 глав) представляет собой критический обзор исторического развития капитализма. Второй том (следующие 12 глав) касается марксистских экономических принципов и то, как они были применены в Китае.
Первый том — это информативный экскурс в историю, написанный с китайской точки зрения и представляющий собой ценное пособие по марксистской политической экономии в целом. Второй том представляет интерес для интересующихся применением марксизма к китайской экономике, так как именно китайские коммунисты, и Мао Цзэдун в наибольшей степени, впервые успешно применили марксистскую теорию к полуфеодальному и полуколониальному обществу с преобладанием сельского хозяйства (в ином ключе, нежели Монгольская Народная Республика). Крупномасштабные и радикальные общественные перемены сегодняшнего Китая, такие как земельная реформа и социализация средств производства, вызывают симпатии у людей развитых стран, разочарованных медленностью прогресса при капитализме.
Принципиальные черты (некоторые из которых мы подробно рассмотрим ниже), свойственные китайской модели экономического развития и обрисованные во втором томе, следующие:
- Социализация средств производства (главы 12—15);
- Экономическое планирование и пропорциональный рост секторов (глава 16);
- Сельское хозяйство как основа, промышленность как движущая сила (глава 17);
- Осуществление экономии и накопление капитала (глава 18);
- Экономическая структура типов собственности (глава 19);
- Национальный доход и его распределение (главы 20—21);
- Внешняя торговля и международная помощь, будущее социализма (главы 22—23).
1. Социализация средств производства
В 1950‑х годах в целях смягчения преобразования крупных (текстиль) и средних (метизы) предприятий было достигнуто переходное соглашение известное как государственно-частное партнёрство. Такие предприятия, оставаясь в частных руках и не прекращая производство, в то же время меняли форму собственности. Существовало два типа государственно-частного партнёрства — в производстве и торговле. В совместном производстве государство выступало как партнёр, участвовавший в инвестициях и управлении. Из чистого дохода компании выплачивались частные доли. Производившие аналогичный продукт в одной и той же местности производства организовывались в «особую компанию», находившуюся под контролем Промышленного бюро местного правительства.
Расширение государственного контроля над предметами потребления началось в ноябре 1953 г., когда зерно и пищевое масло были включены в схему «плановой закупки и планового снабжения». В сентябре 1954 г. в неё были включены хлопок-сырец и хлопчатобумажная ткань.2 Государство установило ежегодную квоту на поставки за фиксированную цену. «Плановое снабжение» как часть этой схемы, предполагалось как форма нормирования продуктов в соответствии с их наличием, основанное частично на потребностях потребителя, частично на потребностях государства для экспорта и в товарных резервах. Результатом действия этой схемы стало устранению свободного рынка этих контролируемых товаров, подконтрольные государству рынки зерна тем не менее продолжали существовать.
Ранее, главным образом между 1950 и 1952 гг., конфискованная у помещиков и богатых крестьян была передана бедным крестьянам. Передача земли была, тем не менее лишь вынужденной мерой, так как:
- частное владение несовместимо с социализмом и
- после распределения земли её средние размеры были чрезвычайно малы для экономически выгодного использования.
Здесь также важно учитывать необходимость крупномасштабных капиталовложений для увеличения уровня производимой сельхозпродукции. Изначально коллективизацию планировали осуществлять постепенно, но медленный рост сельхозпродукции и возрождение таких капиталистических явлений как спекуляция и увеличивающаяся разница в доходах привели к решению ускорить процесс. Так, в 1955 г. КПК организовала крестьян в кооперативы сельхозпроизводителей, где сельхозинвентарь и скот находились в коллективном владении, а земля, хоть и по-прежнему находилась в частном владении, обрабатывалась коллективно. Плата их членам зависела от количества трудодней и доли земли. Год спустя, земля также была коллективизирована, доход членов зависел теперь исключительно от их труда. 29 августа 1958 г. Центральный комитет партии обнародовал указание о необходимости срочного объединения всех производственных кооперативов в коммуны, охватывающие целые волости3 Таким образом, к концу 1950‑х экономика стала по сути социализированной.
2. Экономическое планирование
Размещение дефицитных ресурсов между альтернативными и конкурирующими целями в Китае определяется не взаимной игрой сил спроса и предложения, а скорее систематическим планированием. Как указывал Мао Цзэдун:
«…Объективно могут в течение длительного времени продолжать существовать противоречия между общественным производством и общественными потребностями, которые нужно будет постоянно регулировать государственными планами. В нашей стране ежегодно составляется хозяйственный план, устанавливается соответствующая пропорция между накоплением и потреблением с тем, чтобы было достигнуто равновесие между производством и потребностями»4.
В Китае было сделано ударение на пропорциональном росте между следующими секторами:
- сельское хозяйство и промышленность,
- подотрасли сельского хозяйства,
- подотрасли промышленности,
- производство и транспорт,
- материальное производство и социальное обеспечение,
- потребление и накопление,
- рост населения и выпуск продукции, а также на
- отличные друг от друга районы.
3. Сельское хозяйство как основа
В 1959 г. идеологическая полемика между КНР и СССР достигает апогея, и в 1960 г. СССР отзывает всех своих технических специалистов и аннулирует сотни контрактов, имевших жизненно важное значения для индустриализации Китая. Возникшие проблемы в коммунах, сопряжённые с двумя последующими годами наводнений и засухи, и с неоднозначными результатами «Великого скачка», экономика вошла в период упорядочения. Именно на фоне этих событий КПК переориентировала свою экономическую политику в сторону принципа «брать сельское хозяйство как основу и промышленность как движущую силу». Мао высказывался следующим образом:
«Наша страна является большой аграрной страной, в которой сельское население составляет свыше 80 процентов всего народа. Развитие промышленности должно осуществляться одновременно с развитием сельского хозяйства, только тогда промышленность будет иметь сырьё и рынок, только тогда можно будет накопить больше средств для создания мощной тяжёлой промышленности»5.
Следствием усилившегося акцента на сельское хозяйство стало увеличение количества производимого зерна с 160 миллионов тонн в неблагоприятном 1960 г. до 240 миллионов тонн в 1970 г.6, и до 274,9 миллиона тонн в 1974 г.7 Исключая начальные годы, сопровождавшиеся экспериментами по внедрению новых институциональных форм в период Большого скачка, мы видим рост производства со 180 миллионов тонн в 1962 г. до 274,9 миллиона тонн в 1974 г.8 В своём обращении к Всекитайскому собранию народных представителей покойный премьер Чжоу Эньлай указывал, что в период 1964—1974 гг. валовая стоимость сельхозпроизводства увеличилась на 51 процент, в то время как производство промышленных товаров увеличилось на 190 процентов.
4. Осуществление экономии
‹…›
5. Экономическая структура по типам собственности
‹…›
6. Национальный доход и распределение
‹…›
7. Оценки западных исследователей
‹…›
‹…›
12. Социалистическое общество знаменует начало новой эры в истории человечества
Социалистическое общество и пролетарская диктатура
Более ста лет назад Маркс и Энгельс — учители всемирной пролетарской революции,— проанализировав возникновение, развитие и упадок капиталистических производственных отношений, сделали научно обоснованный вывод о том, что пролетариат непременно свергнет буржуазию и все эксплуататорские классы, что диктатура пролетариата непременно придёт на смену диктатуре буржуазии, что социализм непременно сменит капитализм, и итогом всего этого станет осуществление коммунизма. Они призвали пролетариат объединиться с широкими массами трудящихся и взять в руки оружие для бесстрашной борьбы за слом буржуазной государственной машины, установление диктатуры пролетариата, за осуществление социализма и коммунизма. На протяжении более чем сотни лет мировой пролетариат неустанно идёт вперёд, освещённый сиянием марксизма и не боясь никаких жертв. Идеал научного социализма воссиял над реальностью большой области мира. «Социалистический строй в конечном счёте заменит капиталистический строй — это объективный закон, независимый от воли людей
»9. Социалистическое общество при диктатуре пролетариата и установленное путём насильственной революции является фундаментальным отрицанием эксплуататорской капиталистической системы и всех других эксплуататорских систем. Оно знаменует новую эру в истории человечества.
Пролетарская революция и пролетарская диктатура как необходимое условие возникновения социалистических производственных отношений
Социалистические производственные отношения не могут возникнуть в капиталистическом обществе
Переход от одной общественной формы к другой в человеческом обществе вызывается основным общественным противоречием, а именно противоречиями между производственными отношениями и производительными силами, между надстройкой и экономическим основанием. Маркс указывал:
«На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или — что́ является только юридическим выражением последних — с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке». «Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она даёт достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого́ старого общества».10
Материальные условия для социалистических производственных отношений — социализированное производство и пролетариат, действующий как могильщик капитализма,— упорно развиваются в условиях капитализма. Когда капитализм развивается до империализма, бьёт смертный час капитализма, настаёт время пролетарской социалистической революции.
Мы уже знаем, что в истории человечества все эксплуататорские системы — рабство, капитализм и феодализм — имели своей основой частную собственность на средства производства. Смена одной из этих социально-экономических систем другой социально-экономической системой всегда принимало форму новой системы частной собственности, заменяющей старую систему собственности. В этих условиях новые производственные отношения могли постепенно развиваться в рамках старого общества. К примеру, капиталистические производственные отношения постепенно образовались в конце феодального общества. Но даже при таких условиях, новая система частной собственности, для того чтобы стать господствующей основой общества, должна опереться на новообразованный эксплуататорский класс, представляющий эту частную собственность. Последний устраивает революции, захватывает политическую власть и вступает в классовую борьбу не на жизнь, а на смерть. Это — закон, проверенный временем.
Основой социалистических производственных отношений является общественная собственность. В рамках капиталистического общества возникнуть они не могут. Система социалистической общественной собственности в корне противоположна системе капиталистической собственности, при которой средства производства находятся в частном владении. Для осуществления системы социалистической общественной собственности на средства производства необходима экспроприация средств производства, принадлежащих буржуазии. Добиться этого невозможно в капиталистическом обществе при диктатуре буржуазии. Буржуазная государственная машина и вся надстройка существует ради защиты системы капиталистической частной собственности. Буржуазия никогда не позволит социалистическим производственным отношениям возникнуть в рамках капиталистического общества. Все ошибочные аргументы, что «капитализм может мирно перейти в социализм», отстаиваемые новыми и старыми ревизионистами, совершенно противоречат фактам. Эти так называемые «теории» служат сохранению капиталистической системы и запрещают пролетариату воспрянуть и восстать. С развитием капитализма ясно виден путь полной социально-революционной трансформации:
«Пролетариат овладевает государственною властью и превращает средства производства сперва в государственную собственность»11.
Главнейший вопрос революции — это вопрос политической власти. Председатель Мао указывал: «винтовка рождает власть
»12. Только низвергнув буржуазную государственную машину и установив пролетарскую диктатуру путём революционного насилия, пролетариат будет способен установить и развить производственные отношения на основе социалистической общественной собственности после социалистической национализации капиталистической экономики и социалистического преобразования индивидуальной экономики. Таким образом, пролетарская революция и пролетарская диктатура являются необходимым условием возникновения социалистических производственных отношений.
Парижская Коммуна 1871 г. была исторически важным дебютом пролетариата свергнувшего капиталистическую систему посредством революционного насилия. Несмотря на поражение Коммуны, идеи Коммуны продолжили жизнь. Опыт Парижской Коммуны показал пролетариату необходимость уничтожения буржуазной государственной машины, что «рабочий класс не может просто овладеть готовой государственной машиной и пустить её в ход для своих собственных целей
»13.
Руководство Ленина в Октябрьской революции было блестящим применением марксистской теории насильственной революции. Опыт Октябрьской революции показал, что в эпоху империализма и пролетарской революции, в условиях наличия достаточного количества пролетариата, в условиях наличия масс, страдающих от угнетения, и при наличии зрелой пролетарской партии, возможно свергнуть буржуазное правление путём вооружённой революции даже в наиболее отсталой капиталистической стране и дать начало социалистической стране с пролетарской диктатурой. Пролетарская партии при этом должна быть способна выработать марксистскую линию на основе учёта национальных революционных особенностей и быть способной осуществлять правильное руководство пролетариатом, беднотой и угнетаемым крестьянством объединяя все силы, которые только можно объединить для ведения неослабевающей борьбы против классового врага.
Выстрелы пушек Октябрьской революции принесли китайскому народу марксизм-ленинизм. Великий Председатель Мао сформулировал генеральную линию новодемократической революции в Китае, соединив универсальную истину марксизма-ленинизма с китайской революционной ситуацией. Генеральной линией была «революция широких народных масс, руководимая пролетариатом и направленная против империализма, феодализма и бюрократического капитализма
»14. В соответствии с этой революционной линией был выбран путь основания оплотов в сельской местности и сельских районах с целью окружения и дальнейшего взятия городских районов. После продолжительного периода затяжной войны китайский народ сверг реакционное правление империализма, феодализма и бюрократического капитализма, разбил старую государственную машину и основал Китайскую Народную Республику со строем демократической диктатуры, говоря иными словами, диктатуры пролетариата. Рождение Китайской Народной Республики стало следующим великим событием в мировой истории после Октябрьской революции.
Опыт китайской революции показал, что в эпоху империализма и пролетарской революции, если пролетариат колониальных и полуколониальных стран сумеет соединить универсальную истину марксизма-ленинизма с актуальными революционными условиями своих стран, уверенно взять руководство демократической революцией и повести народ к победе в этой революции, то будет вполне возможным перейти к этапу социалистической революции сразу после завершения антиимпериалистических и антифеодальных задач.
Триумф Октябрьской революции и социалистической революции в Китае — великие победы марксистской теории вооружённой революции. Вооружённая революция всегда была объектом нападок со стороны старых и новых ревизионистов. Защищаемые ими ошибочные идеи «мирного перехода», являются не чем иным как копией «принципов великодушия», которые проповедовал философ Конфуций, тогдашний глашатай упадочного класса рабовладельцев в Китае.15 «Принципы великодушия», однако, никогда великодушными не были — буржуа всегда использовали реакционные для подавления пролетариата. Так называемый «путь преданности и взаимовыгоды» был лишь обманом, используемым эксплуататорскими классами для парализации революционного духа трудового народа. Линь Бяо, сегодняшний преданный последователь Конфуция, подхватил такое покрытое пылью оружие как принцип «обладающий добродетелью процветает, обладающий силой погибает
», тщетно пытался ограничить свободу пролетариата и выступал против использования революционного насилия в отношении реакционного класса. В отношении живучего заблуждения, выступающего против революционного насилия и продвигаемого местными и заграничными ревизионистами, председатель Мао указывал:
«Центральной задачей революции и высшей её формой является захват власти вооружённым путём, то есть решение вопроса войной. Этот революционный принцип марксизма-ленинизма верен повсюду; он безусловно верен как для Китая, так и для других государств»16.
Это — универсальный закон пролетарской революции.
Суть «теории приоритета производительности» — оппозиция пролетарской революции и пролетарской диктатуре
Фундаментальное предательство марксизма со стороны новых и старых ревизионистов — их оппозиция пролетарской революции и пролетарской диктатуре. В своей оппозиции пролетарской революции и диктатуре пролетариата ими часто они часто поднимают потрёпанное знамя «теории приоритета производительности».
Ревизионисты Второго интернационала — Бернштейн и Каутский приложили немало сил для продвижения идеи, что благодаря развитию производительных сил, капиталистические страны с высокоразвитой промышленностью «постепенно перейдут» к социалистической экономической системе. Прибегать к насильственной революции в этом случае нет необходимости. Капиталистические страны с неразвитой промышленностью, колонии и страны-сателлиты должны сначала «развить» свои производительные силы. В отсутствие высокоразвитых производительных сил пролетариат не должен совершать революцию. Это — ранний вариант «теории приоритета производительности» в международном коммунистическом движении. В контексте данного ошибочного воззрения социальные преобразования предстают исключительно как задача развития производительных сил. Совершенно игнорируется влияние производственных отношений на развитие производительных сил и влияние надстройки на экономический базис. Игнорируется тот факт, что в классовом обществе, социальные преобразования должны пройти через жёсткую классовую борьбу, прежде чем данное положение исторического материализма будет реализовано.
Основоположник марксизма нанёс суровый удар ревизионистской «теории приоритета производительности». Энгельс писал:
«Согласно материалистическому пониманию истории в историческом процессе определяющим моментом в конечном счёте является производство и воспроизводство действительной жизни. Ни я, ни Маркс большего никогда не утверждали. Если же кто-нибудь искажает это положение в том смысле, что экономический момент является будто единственно определяющим моментом, то он превращает это утверждение в ничего не говорящую, абстрактную, бессмысленную фразу»17.
В пролетарской революции в России такие люди как Троцкий и Бухарин снова воскресили эту изношенную «теорию приоритета производительности» в бесплодной попытке помешать триумфальному наступлению российского пролетариата на капиталистическую систему. Они стояли на том, что экономически отсталая Россия не имеет возможности установить социализм. Этот вздор был основательно раскритикован Лениным:
«Если для создания социализма требуется определённый уровень культуры (хотя никто не может сказать, каков именно этот определённый „уровень культуры“, ибо он различен в каждом из западноевропейских государств), то почему нам нельзя начать сначала с завоевания революционным путём предпосылок для этого определённого уровня, а потом уже, на основе рабоче-крестьянской власти и советского строя, двинуться догонять другие народы»18.
В период развёртывания демократической и социалистической революций в Китае сменявшие друг друга лидеры ревизионистской линии, от Чэнь Дусю до Лю Шаоци и Линь Бяо, все они заимствовали реакционную «теорию приоритета производительности» у ревизионистов Второго интернационала и троцкистов. Они говорили об отсталости экономики Китая, что пролетариат может брать государственную власть только в ситуации высокоразвитого капитализма. На практике это привело бы к смерти революции в Китае, сохранению его в статусе полуколониальной и полуфеодальной страны. Председатель Мао возражал на это следующим образом:
«Без политических преобразований все производительные силы будут обречены на разрушение. Такая судьба ожидает как сельское хозяйство, так и промышленность»19.
Указывая на полуколониальное и полуфеодальное положение старого китайского общества, председатель Мао писал, что китайская революция должна пройти два этапа. Первый этап — новодемократическая революция, второй — социалистическая революция. Они представляют два отличающихся друг от друга, но тем не менее связанных процесса. Демократическая революция является необходимой подготовительной ступенью для социалистической революции. Социалистическая революция же — это неизбежная тенденция демократической революции. Здесь вдребезги разбивается заговорщичество таких людей как Чэнь Дусю, тщетно пытавшихся остановить революционный поток обращением к реакционной «теории приоритета производительности».
Председатель Мао писал:
«Разумеется, производительные силы, практика и экономический базис вообще выступают в главной, решающей роли, и кто этого не признаёт, тот не материалист. Однако необходимо также признать, что в определённых условиях и производственные отношения, теория и надстройка, в свою очередь, выступают в главной, решающей роли»20.
История международного коммунистического движения продемонстрировала, что демаркационная линия между марксизмом и ревизионизмом в борьбе пролетариата за политическую власть пролегает там, где на одной полюсе уверенно следуют теории исторического материализма о взаимосвязи отношений производства и производительных сил, взаимосвязи надстройки и экономического основания, а на другом происходит продвижение реакционной «теории приоритета производительности».
Социалистическое общество — длительный исторический этап
Социалистическое общество — период борьбы между умирающим капитализмом и нарождающимся коммунизмом
Какова сущность социалистического общества, рождённого пролетарской революцией? Каковы его главные черты?
Маркс указывал:
«Между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата»21.
Период, охарактеризованный Марксом как «период революционного превращения первого во второе
», «политический переходный период
» является историческим периодом социализма. Общество в этот период — социалистическое общество при диктатуре пролетариата.
В социалистическом обществе, система общественной собственности на средства производства заменяет собой систему частного владения. Трудящиеся контролируют судьбу социалистической экономики, становятся хозяевами общества. Марксистское идеологическое образование шаг за шагом освобождает миллионы трудящихся от влияния старого общества для развития их на пути социализма и коммунизма. С этой точки зрения, социалистическое общество уже содержит в себе некоторые элементы коммунистического общества. Социалистическое общество, однако, это лишь предварительный этап коммунистического общества, неполное коммунистическое общество. Как указывал Маркс:
«Мы имеем здесь дело не с таким коммунистическим обществом, которое развилось на своей собственной основе, а, напротив, с таким, которое только что выходит как раз из капиталистического общества и которое поэтому во всех отношениях, в экономическом, нравственном и умственном, сохраняет ещё родимые пятна старого общества, из недр которого оно вышло»22.
Речь идёт о том, что в различных областях социалистического общества сохраняется некоторое влияние капитализма, некоторые его традиции — буржуазия и все эксплуататорские классы уже свергнуты, но их влияние на экономику, политику и идеологию будет ещё существовать продолжительное время. Различия между рабочими и крестьянами, городскими и сельскими районами, физическим и умственным трудом — всё это пережитки старого общества. Остатки юридического права, отражающее эти пережитки, также будут существовать продолжительное время. Из этого следует, что весь период социалистического общества это «период борьбы между умирающим капитализмом и рождающимся коммунизмом
»23.
Указанная сущность и характеристики социалистического общества определяют тот факт, что социалистическое общество не будет коротким и преходящим периодом, но будет относительно продолжительным историческим периодом.
До социалистических революций, революции, заменяющие рабство и феодализм на капитализм, лишь ставили новую эксплуататорскую систему взамен старой. Пролетарская социалистическая революция отличается коренным образом. Её задача состоит в искоренении всех видов эксплуатации человека человеком, всех классов и классовых различий, остатков юридического права, отражающих эти различия. Эта революция гораздо богаче, шире и сложнее любой другой революции в истории. Конечная цель — коммунизм — может быть реализована лишь как результат долгосрочной борьбы и постепенного создания необходимых условий.
Для устранения классов социалистическое общество должно начисто избавиться от всякого влияния ранее принятых концепций частной собственности и старого общества. Призрак Конфуция, упрямо защищавший рабство более двух тысячелетий назад, использовался эксплуататорскими классами в различные исторические периоды для укрепления своего господства. И сегодня реакционные идеи Конфуция по-прежнему использует буржуазия и ревизионисты в качестве идеологического оружия для восстановления капитализма. Сложным и требующим долгого времени для решения является вопрос о том, кто победит в области политической идеологии — социализм или капитализм. Председатель Мао указывал:
«В политической и идеологической областях требуется ещё весьма длительный период времени для разрешения вопроса „кто кого“ — социализм или капитализм. Для успешного разрешения этого вопроса требуются не десятки лет, а сто и даже сотни лет»24.
‹…›
Примечания- Чтобы проанализировать сходства и различия китайской и советской интерпретаций марксистских экономических принципов, см. «Начальный курс политической экономики» Л. Леонтьева, стандартный советский текст.↩
- Жэньминь шоуцэ (Народный справочник, 1955), Тяньцзинь, сс. 456—458; агентство Синьхуа, 15 октября 1954 г.↩
- Кит. 乡., каждая из которых включала 5000 крестьянских хозяйств. Учреждение коммун было продиктовано частично экономическими причинами — такими как экономия от масштаба, отчасти политическими — уменьшение диспропорций между городом и деревней, частично причинами социальными — такими как сокращение процесса перехода к коммунизму. И прежде всего это имело цель смягчить переход от коллективной собственности к собственности общенародной.[ref]Edgar Snow, Red China Today (revised and updated edition of The Other Side of the River), New York, Vintage Books, Random House, pp. 405–410.↩
- Мао Цзэдун. К вопросу о правильном разрешении противоречий внутри народа.↩
- Там же.↩
- Alva Lewis Erisman, “China: Agriculture in the 1970s,” in U.S. Congress, Joint Economic Committee, China: A Reassessment of the Economy. Washington, D.C. U.S. Government Printing Office, 1975, pp. 328–329.↩
- Данные по выпуску озвучены заместителем министра сельского и лесного хозяйства Ян Лигуном на Конференции по продовольствию и сельскохозяйственной организации в Риме 4 ноября 1975 г. См.: Current Scene, Vol. ⅩⅣ, No. 1 (January 1976), p. 20.↩
- Там же.↩
- Мао Цзэдун. Речь на юбилейной сессии Верховного Совета СССР в честь 40-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции.↩
- К. Маркс. К критике политической экономии. Предисловие.↩
- Ф. Энгельс. Анти-Дюринг.↩
- Мао Цзэдун. Война и вопросы стратегии.↩
- К. Маркс. Гражданская война во Франции.↩
- В оригинале тут ссылка на беседу Мао с сотрудниками редакции газеты «Цзиньсуй жибао», но это ошибка, на самом деле цитата из опубликованной в том же тому и на месяц более ранней работы Мао Цзэдуна «К вопросу о национальной буржуазии и прогрессивно настроенных шэньши».↩
- Конфуцианские принципы великодушия, говоря простым языком — это «
верность принципам собственной природы и доброжелательное применение их по отношению к другим
».— прим. редактора.↩ - Мао Цзэдун. Война и вопросы стратегии.↩
- Ф. Энгельс. Йозефу Блоху в Кёнигсберг. Лондон, 21[—22] сентября 1890 г.↩
- В. И. Ленин. О нашей революции.↩
- Мао Цзэдун. О коалиционном правительстве.↩
- Мао Цзэдун. Относительно противоречия.↩
- К. Маркс. Критика Готской программы (https://www.marxists.org/russkij/marx/1875/gotha.htm).↩
- Там же.↩
- В. И. Ленин. Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата.↩
- Редакция газеты «Жэньминь жибао», редакция журнала «Хунци». Девятая статья по поводу открытого письма ЦК КПСС «О хрущёвском псевдокоммунизме и его всемирно-историческом уроке».↩