В ходе внутрипартийной дискуссии с товарищами по поводу КНДР был написан следующий комментарий.
Возьмём для интереса данные о росте ВВП КНДР и Непала (другой бедной страны, где у власти как бы коммунисты). Понятно, что по КНДР источники ненадёжны.
По официальным данным, государственный бюджет КНДР рос на 5—10 % за 2007—2015 гг. По оценке северокорейского экономиста, в 2017 г. рост ВВП составил 3,7 %. Оценки Банка (Южной) Кореи разнятся год от года, так в 2016 г. они показывают рост ВВП на 3,9 %, а в 2017 г. они посчитали уже падение ВВП на 3,5 %. Ланьков не согласен с Банком Кореи и считает, что рост ВВП составляет 3—4 % ежегодно. КНДР душит не весь мир, конечно — у неё развитая торговля с Китаем, на который приходится 57 % её импорта и 42 % экспорта.
Теперь берём Непал. После революции рост ВВП уверенно держится на уровне 4—6 %. В 2016 г. нулевой рост, очевидно связанный с катастрофическим землетрясением в прошлом году. В 2017 г. рост на 8 % (восстановление), в 2018 г. опять 6 %1.
Таким образом, по темпам экономического роста КНДР отстаёт от Непала либо с ними сопоставима. Наличие атомной и ракетной программы, которые Непалу и не снились (пока), и достаточно развитой промышленности, говорит в её пользу.
В целом КНДР сегодня экономически вполне благополучна. Об этом пишет даже Ланьков (который ненавидит Север). Конечно, о необычайно высоком росте экономики говорить не приходится. Его нет. На это есть объективные причины… Как борца с империализмом, КНДР конечно нужно поддерживать (это делаем не только мы, но и например Китай, которому совсем не нужно поражение Севера).
Вопрос в том, нужно ли поддерживать чучхе и сонгун и утверждать, что «сонгун — стратегия социализма ⅩⅩⅠ века». Я думаю, что мы сильно ошибемся, если поступим так. У многих антиимпериалистов были подобные идеологии, которые нередко окрашивались в марксистские тона, в этом отношении Ким Ир Сен не уникален — вспомним Каддафи, Чавеса, забытую сегодня партию БААС с Асадом-старшим и Хусейном, в Африке были подобные деятели. Для них всех был характерен левый национализм, упор на преодоление зависимости от империалистов, что в принципе хорошо, но это не коммунизм и это надо понимать. Есть принципиальное различие между буржуазными националистами и коммунистами. КНДР находится где-то между этим двумя полюсами. Она ближе к коммунизму, чем Чавес и тот же Лукашенко, но ей далеко до маоистского Китая, который открыто провозгласил борьбу классов и необходимость продолжения революции при социализме, уничтожения новой буржуазии.
Если мы будем утверждать обратное, что КНДР это образец социализма, к которому мы должны стремиться, то мы только введём людей в заблуждение. Мне понятны чувства искренних сторонников КНДР, которым нужно найти в современном мире хоть какой-то успешный образец социализма, чтобы не всё было так плохо. Но это неверно. Социализма сегодня нет. И для маоистов это принципиальное положение.
Примечания- Информация об экономике КНДР и Непала взята из английской Википедии.↩