Выступления Мао Цзэдуна, ранее не публиковавшиеся в китайской печати (1950—1967). Выпуск третий: январь 1959 — сентябрь 1961 года.— М., Издательство «Прогресс», 1976.

16.08.1959

О происхождении пулемёта и миномёта и кое-что другое

Кто опубликовал: | 23.09.2020

Вчера утром, говоря о статье, озаглавленной «О правильном отношении марксистов к революционным массовым движениям», я заявил, что «не знаю, какой догадливый товарищ её оставил, но, видимо, он нашёл несколько пулемётов, несколько миномётов и дал хороший залп по „правым“ друзьям на Лушаньском совещании». Мои сомнения вчера вечером были полностью развеяны. Это сделали не лушаньские мудрые товарищи, а N из Пекина и его два помощника, проявив при этом большой энтузиазм и немалые старания.

Борьба, начавшаяся в Лушани,— это борьба классовая. Она является продолжением борьбы не на жизнь, а на смерть, которая в процессе социалистической революции за прошедшие 10 лет велась между китайскими капиталистами и пролетариатом — между этими двумя большими антагонистическими классами. В Китае в нашей партии такого рода борьба, судя по всему, будет вестись и впредь, по крайней мере в течение 20 лет, а может быть, и в течение полувека, Словом, эта борьба может быть приостановлена только после окончательной ликвидации классов. Но когда кончится борьба в старом обществе, она начнётся в новом обществе. Ибо, согласно материалистической диалектике, противоречия и борьба вечны. На этом стоит мир.

Буржуазные политические деятели заявляют, что философия коммунистических партий — это философия борьбы. Совершенно верно. Однако дело в том, что в разные эпохи различны и формы борьбы. О настоящем времени можно сказать следующее: социально-экономическая система уже изменилась, но реакционная идеология, а именно идеология буржуазии и мелкобуржуазной верхушки, унаследованная от старой эпохи, исповедуется ещё значительной частью людей и одним махом её изменить невозможно. Для её изменения потребуется время, и довольно длительное время. Это классовая борьба в обществе. Борьба же в партии является отражением классовой борьбы в обществе. В этом нет ничего удивительного. Невозможно себе представить отсутствие такой борьбы. Эту истину прежде никто ещё не разъяснял, поэтому многие товарищи её ещё не уразумели. И стоит произойти таким событиям, как образование, например, блока Гао Гана — Жао Шуши в 1953 году или дело группы Пэн Дэхуая — Хуан Кэчэна, Чжоу Яна в настоящее время, как многие начинают недоумевать. Их недоумение можно понять, поскольку социальные противоречия проявляются не сразу.

Понимание народом классовой борьбы в социалистическую эпоху может быть постепенно углублено только собственным опытом и собственной практикой. Особенно это относится к некоторым видам внутрипартийной борьбы. Например, борьба против блока Гао Гана — Жао Шуши и группы Пэн Дэхуая — Хуан Кэчэна была сложной. Вчера человек был известным деятелем, а сегодня вдруг стал первым преступником. Как это могло случиться? Не допущена ли ошибка? Люди не знали их исторической эволюции, не знали сложности и запутанности их дела. Разве это не естественно? Следует постепенно и правильно разъяснять товарищам сущность этих событий.

Далее. Разбирая такого рода дела, нельзя использовать примитивные методы, надо исходить не из того, что в данном случае мы имеем дело с противоречиями между нами и нашими врагами, а из того, что это противоречия внутри народа. При этом нужно применять тактику «сплочение — критика — сплочение», «извлекать урок из ошибок прошлого в назидание на будущее, лечить, чтобы спасти больного», придерживаться курса «строгая критика, мягкое наказание» и применять метод «во-первых, наблюдать, во-вторых, помогать». Таких людей нужно не только оставлять в партии, но оставлять и в провинциальных комитетах, и в ЦК, а отдельных товарищей даже в Политбюро ЦК.

Не возникнет ли опасность, если мы будем действовать таким образом? Возможно, и возникнет. Однако её можно избежать, если проводить правильную политику. Что касается ошибок, то тут могут быть две возможности: первая — ошибки будут исправлены и вторая — не будут исправлены. Для исправления ошибок есть все условия. Прежде всего этим людям присущ двойственный характер. С одной стороны, революционность, с другой — реакционность. Пока что они отличаются от предателей типа Чэнь Дусю, Ло Чжанлуна, Чжан Готао, Гао Гана. Противоречия с первыми — это противоречия внутри народа, в то время как противоречия со вторыми были противоречиями между нами и нашими врагами. Противоречия внутри народа могут перерастать в противоречия между нами и нашими врагами. Если же обе стороны встанут на правильную позицию и будут следовать правильному политическому курсу, то противоречия внутри народа могут и не перерасти в противоречия между нами и нашими врагами, а будут всегда противоречиями внутри народа и получат окончательное разрешение. Если мы сможем такого рода противоречия своевременно соответствующим образом разрешить, то создадим в этом отношении благоприятные условия — общепартийный, общенародный контроль.

Политический уровень большинства кадровых работников в центре и на местах значительно вырос по сравнению с 1953 годом, когда возник блок Гао Гана — Жао Шуши. Они стали больше понимать. Разве не свидетельство тому успешная борьба на совещании в Лушани? Кроме того, наше отношение к ним и наша политика в отношении их должны быть марксистскими и соответствовать обстановке. Именно так мы и поступали.

Не исключено, однако, что ошибки не будут исправлены. Но это будет означать лишь то, что эти люди будут всё больше погрязать в своих интригах, пока не погибнут. В этом не будет ничего необычного. Какой ущерб будет для нашей великой партии и нашей великой нации, если к Чэнь Дусю, Ло Чжанлуну, Чжан Готао, Гао Гану прибавится ещё несколько человек? Мы всё же верим, что все ошибшиеся когда-то товарищи, за исключением небольшого числа лиц, подобных вышеперечисленным, в определённых условиях всегда смогут исправиться, если дать им для этого время. В это мы должны твёрдо верить. Всем известно, что история нашей партии за 38 лет дала достаточно подтверждений этому.

Чтобы помочь ошибшимся товарищам исправить свои ошибки, необходимо, как и прежде, относиться к ним по-товарищески, по-братски; оказывать им полную поддержку, дать им время на исправление ошибок, дать возможность продолжать заниматься революционной деятельностью и перестроиться. Следует окружить их теплом и заботой. Нельзя, чтобы они всё время чувствовали себя, как зимой. Всё это я считаю крайне важным.

Добавить комментарий