Выступления и статьи Мао Цзэдуна разных лет, ранее не публиковавшиеся в печати. Сборник. Выпуск шестой.— М., Издательство «Прогресс», 1976. ← Mao intern. Herausgegeben von Helmut Martin. München, 1974, S. 24—28 (Гельмут Мартин (ред.). Малоизвестный Мао.) См. раздел «Вопросы внешней политики». Данные указания опубликованы в этом издании под заголовком «Несмотря на кризис в социалистическом лагере, нет никакой альтернативы к единению с Советским Союзом».)

08.12.1956

Указания, данные на встрече с делегатами Ⅰ пленума второго съезда всекитайской ассоциации промышленников и торговцев

Кто опубликовал: | 14.01.2022

…Теперь я буду говорить о политическом положении.

Когда вы говорите, что социализм успешно утвердится либо не утвердится, вы что, сомневаетесь в этом? Разве нужно опасаться, что социализм не утвердится? Может быть, социалистический лагерь развалится? Я считаю, что, даже если бы он и развалился, в этом не было бы ничего особенного, это не было бы таким уж невероятным. Я думаю, что он не развалится, не может быть, чтобы он развалился. Социалистический лагерь состоит главным образом из Советского Союза и Китая. То, что Советский Союз и Китай опираются друг на друга,— правильный курс. Ещё и сегодня есть люди, которые сомневаются в этом и говорят: «Не надо опираться друг на друга»,— люди, которые вдобавок ещё полагают, будто можно занять позицию на средней линии, стать между Советским Союзом и Америкой и таким образом взять на себя функции моста; это был бы метод Югославии. Он означал бы, что мы брали бы деньги от обеих сторон: тут возьмём, там получим. Разве такой способ хорош? Я полагаю, что стать посередине — такой метод был бы вовсе не хорош и не принёс бы нации никаких выгод. Ведь на одной стороне могущественный империализм. Нас в Китае империализм угнетал долгое время. Если бы мы стали между Советским Союзом и Америкой, это выглядело бы очень хорошо, мы стали бы независимыми, а в действительности это ведь не была бы независимость. На Соединённые Штаты положиться нельзя, американец даст тебе кое-что, но не так уж много. Как будто империализм может накормить нас досыта!

Он не даст нам есть досыта, ведь империализм угнетает Азию, Африку и Латинскую Америку. Индию угнетали свыше двухсот лет, и никогда людям там не давали есть досыта. Империализм в своей жадности не даст ничего. Империализм — а именно такие государства, как Англия, Америка, Франция и Голландия, или «объединённые вооружённые силы восьми держав», сжёг наш Юаньминюань1 и отделил от нас наш Гонконг и Тайвань. Гонконг принадлежит нам, китайцам; как они смели отделять всё это? Почему на Бандунгской конференции азиатские и африканские государства смогли солидаризироваться? Именно потому, что империализм по-прежнему стремится угнетать других, и этот империализм исходит от США. Гости из Латинской Америки, приезжавшие в Китай, относились к нам очень сердечно. Сегодня я принял ещё одного представителя Бразилии. Бразилия — большая страна, у неё 60 миллионов населения, по площади она почти равна Китаю; Бразилию постоянно угнетает американский империализм. Иллюзии, будто можно занять позицию между Советским Союзом, Америкой и Англией и, используя её, взять на себя функции моста, извлекая из этого выгоды, совершенно неуместны.

Крупные заводы мы ещё не можем строить. Кто же сейчас приходит и проектирует нам крупные предприятия? Например, в химической промышленности, в сталелитейной и нефтяной промышленности, в промышленности, производящей танки, самолёты и автомобили, кто сделал для нас проекты? Англия никогда ничего подобного не делала для Индии, только недавно, когда Советский Союз спроектировал для Индии сталелитейный завод, англичане тоже потянулись туда и разработали проект одного предприятия. После этого и Америка построила один завод. Для того чтобы перетянуть Индию на свою сторону, они сначала кое-что для неё построили. Первый в Индии завод по производству селитры проектировал наш китайский инженер г‑н Хоу Тепан. Империализм стремится держать в тайне свои методы, ни одна империалистическая страна не построила для нас ничего. В мышлении демократических партий, беспартийных демократических деятелей, высшей интеллигенции, религиозных кругов, а также в кругах промышленности и торговли и, кроме того, ещё и в части пролетариата сохраняется иллюзия, будто Америка нам поможет и Англия нас поддержит. Мы должны теперь приложить все силы, чтобы выяснить с пропагандистской точки зрения, правильно ли, собственно, «прислоняться к одной стороне» или неправильно. Если мы «прислоняемся к одной стороне», то это означает, что мы действуем совместно с Советским Союзом, наше «прислонение к одной стороне» базируется на равноправии. У нас нет такого чувства, что у нас могут возникнуть такие проблемы, как в Польше и Венгрии. Мы верим в марксизм и без всякого принуждения перенимаем опыт Советского Союза; следовать опыту Советского Союза по принуждению было бы неправильно…

С экономической точки зрения мы ещё не достигли независимости. Мы не можем выпускать крупные машины, точно так же как и мелкие точные приборы, мы можем делать только вещи среднего формата. Производство самолётов мы только что начали, автомобили мы выпускаем недавно. А какая страна всё это для нас спроектировала? Как раз Советский Союз. Мы должны сотрудничать с Советским Союзом. В нашем государстве такого антисоветского течения, таких антисоветских настроений, как в Польше и Венгрии, нет — ни в кругах промышленности и торговли, ни среди молодёжи и студентов…

Хорошо, что произошли венгерские события, или нет? Раз уж проблемы существовали, эти события неизбежно должны были произойти, и в таком случае очень хорошо, что они свершились. В конце концов из нарыва всегда вытекает гной. В этих странах работали плохо. Они не глядя копировали методы Советского Союза и не думали о конкретной ситуации; так возникли ошибки. Из этого можно сделать вывод, что мы должны действовать в Китае, опираясь на всеобщую истину марксизма-ленинизма и отталкиваясь от конкретной ситуации. Мы распространяем лозунг «Учиться на опыте Советского Союза»; но мы никогда не говорили, что нужно учиться на его отсталом опыте. Ведь есть у него отсталый опыт? Есть. Например, ликвидацию контрреволюционеров там осуществили органы государственной безопасности. У нас это сделали учреждения и школы, ими руководили местные партийные комитеты, главная ответственность лежала не на органах общественной безопасности. Мы мобилизовали всех, мы решили эту задачу под развевающимися знамёнами — они это сделали тайком. Демократические партии сделали это сами. Есть ли сейчас ещё люди, которые боятся кампании по ликвидации контрреволюционеров, те, кто обеспокоен тем, что она может пасть на их собственные головы? У вас свои заботы, у рабочих свои. Правительство должно узнать взгляды обеих сторон. Вы стоите перед проблемой, как найти работу, у рабочих тоже есть эта проблема. В вашей среде бывают случаи, когда проблема безработицы ещё не решена, у рабочих тоже случается, что проблема безработицы до сих пор ещё не нашла разрешения. Венгерские события доказывают, что у них в государстве ещё скрывается мною контрреволюционных элементов, они создали контрреволюционную штаб-квартиру, уже за несколько месяцев до событий они упорядочили свои ряды и установили тайные связи с заграницей. В Китае положение совсем иное. В основном контрреволюционеры уже ликвидированы; то же самое можно сказать и о промышленных и торговых кругах, остался лишь кое-кто…

Нынешняя ассоциация промышленников и торговцев сравнительно чиста, нынешние круги промышленников и торговцев уже нельзя сопоставлять с прежними, контрреволюционеров стало меньше, теперь можно сообщить всем, что не о чем беспокоиться. Отдельные лица — это исключения. В нашем государстве венгерские события произойти не могут. После дел Пань Ханьняня и Ху Фына за прошлый год и до сегодняшнего дня расследование было проведено в отношении более чем четырёх миллионов человек. Были выявлены 160 тысяч сомнительных элементов, и только у 38 тысяч следствие установило действительно тёмные пункты, они были контрреволюционеры, и их было всего 1,2 процента. Прежде предполагалось, что они составляют примерно 5 процентов, это предположение было неверным и субъективным, оно не соответствует объективным фактам. В действительности в учреждениях и учебных заведениях было лишь немногим более одного процента, в обществе их ещё меньше. Это бактерии и микробы. Если их не истребить, «одна произведёт другую, две произведут троих, а трое произведут тысячи и тысячи», внутри государства они тайно сеют беды, очиститься от них — это тоже воспитание для широкого круга людей. Остальные 120 с лишним тысяч человек были объявлены невиновными, была допущена ошибка, мы исправили дело и извинились. Из тех более чем 30 тысяч ни один не был убит и один процент пошёл на «перевоспитание трудом», остальные работают в своих прежних коллективах. В этом году мы опять подготовили чистку… человек, методы её ещё более усовершенствованы. Остаётся ещё 4 миллиона человек, которых нужно подвергнуть чистке…

В общем и целом положение в Китае и за рубежом хорошее. Венгерская афера в значительной степени улажена, однако волнения будут и в дальнейшем, в мире ещё будут возникать новые волнения. Нельзя думать, что, после того как произошли события, связанные с именами Гао Гана и Берия, после того как ошибки Сталина оказались таким же неслыханным делом, как венгерская афера, все могут лечь спать…

Примечания
  1. Летняя императорская резиденция под Пекином, разграбленная и сожжённая в 1860 и в 1900 годах войсками восьми европейских держав.— Прим. ред.

Добавить комментарий