Выступления Мао Цзэдуна, ранее не публиковавшиеся в китайской печати. Выпуск первый: апрель 1950 — июль 1957 года.— М., издательство «Прогресс», 1975.

30.04.1957

Выступление на заседании Бюро Шанхайского горкома КПК, состоявшемся в Ханчжоу

Кто опубликовал: | 10.10.2021

В советском источнике текст датирован просто апрелем 1957 года, но, вероятно, выступление было 30 апреля, поскольку, видимо, на него ссылается Мао в выступлении на Верховном Государственном Совещании 13 октября 1957 г.

Маоизм.ру

Нижепубликуемый текст состоит из отдельных реплик Мао Цзэдуна.

Прим. ред.

Положение в рядах интеллигенции после Верховного государственного совещания и совещания по пропагандистской работе

Напряжённая атмосфера в рядах интеллигенции несколько смягчилась, беспартийная интеллигенция сделала первые шаги к сближению с нами, в ней более чётко проявились настроения нерешительности. Доклад — это не универсальное магическое средство, и лекарства всё ещё нужно применять индивидуально. Если мы не дадим [беспартийной интеллигенции] требуемого, то окажемся в пассивном положении; а после того как дадим, ответственность за её хорошие или плохие высказывания будет нести она сама. Так или иначе в конце концов настанет день, когда им придётся навести порядок и у себя. Наш метод заключается в том, чтобы сначала навести порядок у себя, как следует упорядочить партию, чтобы с большей скромностью вести работу по упорядочению, приводить доводы. Вопрос, который стоит в настоящее время, нас не касается. Но когда левое крыло интеллигенции потребует от них демократии, а студенты потребуют демократии от профессоров, вот тогда беспартийные интеллигенты обратятся к нам за помощью. Как только мы развернём критику, они сами начнут высказываться, но стоит нам подкрутить гайки, как они предъявят нам требования.

В прошлом году в Шанхае число членов демократических партий и группировок превысило 11 тысяч человек, увеличилось и число их внутренних проблем. Только пролетариат не боится перемен и если допускает ошибку, то сразу же исправляет её. Возросло и число проблем в отношениях между ними.

Если мы хотим развернуть критику, то вопреки всему пусть и они развернут её! Пусть они наступают в течение одного года. Кто позволит нам иметь догматизм? Хорошо, если они уничтожат его, а если они переборщат, то пусть вся нечисть выползет на поверхность и пошумит немного. Коммунистическая партия позволит им разок отвести душу, поругаться в течение нескольких месяцев, а мы подумаем. Товарищ Чэнь И во время кампании «против трёх злоупотреблений» говорил: «Осуществляя диктатуру так много лет, мы можем позволить людям поругаться недельку». Дело в том, что и мы, возможно, поразимся, если кто-то выльет на нас ушат холодной воды. Некоторые представители интеллигенции всё ещё боятся, когда при ловле крупной рыбы используют длинную леску. Говорят: верно, авторитет коммунистической партии высок, достаточно нескольких слов в газетах, как поднимается ветер и колышется трава, пугая людей. Боятся беспартийные, боятся и члены партии. Даже если дело верное, то и в этом случае приходится держаться поскромнее. Давление велико, сами должны понимать. Говорят, что ловля крупной рыбы на длинную леску тоже в какой-то мере резонна. Мы сейчас позволим им покритиковать, чтобы потом ещё раз проанализировать. Интеллигенция, как пуганая ворона, куста боится: она непременно хочет присмотреться и, возможно, будет присматриваться лет двадцать. В партии тоже присматриваются. Например, некоторые не верили в метод «лечить, чтобы спасти больного», и поверили лишь после того, как сами убедились на фактах в правильности его. Нужно пройти много испытаний, политика коммунистической партии должна быть испытанной, руководители должны быть испытаны теми, кем они руководят. В прошлом интеллигенция служила прежним правителям; сейчас производственные отношения изменились и для этого больше нет социальной базы. Интеллигенция раньше зависела от феодализма, капитализма и единоличной системы хозяйства. Из каких классов выходила интеллигенция, тем классам она и служила. Но те классы, из которых раньше выходила интеллигенция, теперь уже уничтожены, и интеллигенция оказалась в полуподвешенном состоянии, потеряв почву под ногами. Теперь она цепляется за нас. Рабочие и крестьяне, действуя через коммунистическую партию, позволяют ей работать, помогают ей обеспечивать себе пропитание, а мы должны ещё более десяти лет прочищать ей мозги.

Наш метод — это сплочение — критика — сплочение. Интеллигенты хотят, чтобы их не критиковали, но не говорят об этом. Сейчас более 10 миллионов человек находятся в таком полуподвешенном состоянии; их мозги остались прежними, но в этом нет ничего страшного. Пока они находятся в полуподвешенном состоянии, очень нужно, чтобы мы протянули руку и поддержали их. Если мы энергичнее протянем им руку, то все может произойти несколько быстрее. Перетянуть большую часть интеллигенции на свою сторону не так-то просто. Пролетариат активнее всех приветствует перемены. Крестьяне больше всего желают, чтобы изменились Чан Кайши, американский империализм и помещики, но не хотят изменения системы мелкой собственности. Демократические партии, интеллигенция, возможно, также переменятся, увидев, что культурная революция пришла слишком внезапно и слишком быстро. Шерсть облезла, но душа всё ещё находится в старой шкуре. Если эту шерсть приложить к телу пролетариата, то у них постоянно будет неспокойно на душе. Если демократические партии и интеллигенция не переменятся, то могут проявлять беспокойство; беспокойство — признак наступающих изменений. Мировоззрение некоторой части интеллигенции не может измениться в течение долгого времени. Испытать мировоззрение писателей — значит испытать, могут ли они слиться воедино с рабочими и крестьянами или останутся отдельно от них, то есть когда пойдут в деревню, то не будут способны откровенно говорить с крестьянами. Мировоззрение бюрократов внутри партии также представляет собой проблему; они отрываются от масс. Одобряя марксизм, они в то же время не ладят с массами, но тогда какое же это одобрение марксизма? В обществе есть ещё группа людей, которые больше всего боятся, что в стране не будет беспорядков, они настроены антикоммунистически и хотят продолжать борьбу. Нужно несколько десятков лет вести работу по перевоспитанию. Некоторых людей до самой смерти не перевоспитаешь, но большинство можно перевоспитать. И всё же есть твердолобые, которых до самой смерти не перевоспитать.

Непременно нужно развёртывать критику

Боятся развёртывания критики те, кому чётко не изложили доводов, или те, кого не убедили.

Развёртывание критики — это и есть руководимая сверху борьба против бюрократизма. В тех случаях, когда не дают развернуть критику и совершенно не готовятся к этому, в конечном итоге развёртывается большая критика. Мы стоим за развёртывание критики, ведь самые больши́е беспорядки представляют собой лишь временное явление. Даже когда дело делается для народа, и тогда народ всё же бывает недоволен; некоторые не могут понять этого и высказывают глубокое беспокойство. Всегда имеются недовольные; одни удовлетворены, другие — нет. При сравнении с прошлым они выражают удовлетворение, но при сравнении с будущим, при сравнении с теми людьми, кто сейчас живёт хорошо, они снова выражают неудовлетворение. Такое положение сохранится и через 10 тысяч лет. Если бы все были удовлетворены, нам бы только и оставалось, что идти спать. Если сейчас критика ещё не развёрнута, то откуда известно, что должны начаться беспорядки? Раньше в ходе классовой борьбы бдительность была слишком высока, а сейчас произошёл крен вправо. Если какая-то группа шумит вот уже много лет, то пусть она поднимет беспорядок, а мы посмотрим.

Нехорошо, когда явные ошибки долгое время не подвергаются критике. Когда много сорной травы, можно применять и тракторы. А Чан Кайши разве не был такой сорной травой? Но его свергли всего за три года.

Среди китайской интеллигенции 10 процентов понимает марксизм, а 80 процентов настроено патриотически и выступает в поддержку социализма. Отсюда видно, что среди интеллигенции ядовитая трава составляет лишь меньшинство. Среди сорной травы большинство составляет по внешнему виду ядовитая, но на самом деле не ядовитая трава. Это и есть отражение общественного бытия.

Это новый вопрос. Кадровые работники с ним ещё не знакомы; когда они с ним познакомятся и распробуют его вкус, сомнения исчезнут. Разве народ будет выступать против коммунистической партии, даже если всё чётко не разъяснено? Подавляющее большинство составляет трава, которая внешне напоминает ядовитую, но не является таковой, а ядовитая трава составляет меньшинство.

Я не подстрекаю людей к смуте, к созданию союзов содействия беспорядкам. Виновные в безобразиях, доходящих до разгрома канцелярий, должны подвергаться наказаниям. Однако беспорядки всё-таки случаются. Сейчас вне партии наблюдается приподнятое настроение; через некоторое время поднимется настроение и внутри партии. Неважное вначале настроение со временем становится приподнятым.

Разрешив ряд вопросов, мы приобрели некоторый опыт. Любой курс и политика партии должны испытываться в народных массах, а кадровым работникам следует дать возможность опробовать их в процессе работы.

Когда страшно и нестрашно, радостно и вместе с тем не радостно, вопрос решён и в то же время не решён, то это и есть диалектика. Например, в сражении: сначала душа уходит в пятки, но чем дольше воюешь, тем становишься смелей.

Если бы несколько раз не допускались ошибки в линии, то сейчас не было бы так хорошо. Если хороших дел много, то можно зазнаться, и тогда дела ухудшатся. Именно так было в Советском Союзе. Ван Мин допустил большие ошибки, но не выступил с самокритикой и потерял авторитет. Тому, кто ошибся, некоторое время бывает трудно; но, если он выступил с самокритикой, становится лучше, да и иммунитет вырабатывается. Я хотел бы ополчиться на уважаемого Дэн Сяопина и других за отношение к вопросам кооперирования. Такое нападение является методом оказания помощи кадровым работникам. В итоге я потерял один голос, он не захочет выдвигать мою кандидатуру.

Ба Цзинь 1 сказал, что очерки писать трудно. Во-первых, повеяло свободой после того, как коммунистическая партия как следует провела кампанию по упорядочению стиля работы. Во-вторых, последовательные материалисты ничего не боятся. И Ван Сифэн тоже говорит, что нужно, «не боясь плахи палача, сметь стащить императора с коня». 2 Тем более в трудное время все должны помочь ему; если же мы не окажем ему поддержки, то он не устоит.

Что плохого в том, чтобы у могилы Лу Синя устроить стадион? 3 Чэнь Цитун 4 и Чжун Дяньфэй 5 оба подходят односторонне. Я тоже односторонне считаю, что теория беззаботности… может превратиться в теорию цикличности. Но диалектика — это не теория цикличности. Много односторонностей порождает диалектику. Поскольку эти люди явно хотят, чтобы нас постигла неудача, то мы возьмём ещё более худший вариант. Похоже, что сейчас у нас произошёл сдвиг вправо. Но нельзя с помощью примитивных методов убеждать народные массы и нельзя окончательно решить вопрос о беспорядках. При решении дел перегибы недопустимы. Кто хочет прихода нечисти? Это народ хочет на неё посмотреть. Но нельзя торопить развитие событий, можно лишь побольше устроить хороших представлений. Нужно допустить осложнение обстановки в обществе, а центр тяжести переместить на науку. Некоторые люди говорят, что если мы не исключим из учебных заведений бесчинствующих студентов, то будет ещё хуже, чем при гоминьдане. Нам нужно быть более цивилизованными, чем гоминьдан, и очень хорошо, если какой-то гоминьдан сравнивают с нами. Нам не нужно подражать гоминьдану, который роет себе могилу.

Я до сих пор не могу также согласиться с тем, что студентам из провинции Гуандун запретили приехать в Пекин с петицией. Гоминьдан осуществлял диктатуру над народом, а мы ратуем за демократию, и это следует чётко представлять себе. Нехорошо, когда некоторые размахивают над головой народа диктатурой атомной бомбы.

Курс «пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ» и необходимость изменения взаимоотношений между партией и интеллигенцией

Некоторые считают, что сейчас ещё не время для проведения этого курса, который будто бы противоречит идейно-политической работе. Политическая борьба в широком масштабе уже в основном завершена, Ⅷ съезд подвёл её итоги.

Этот курс выдвинут весьма своевременно. Глубокий водораздел отделяет партию от беспартийных масс. Я хочу сказать, что плохо, когда нет такого водораздела, когда нет границы между партией и беспартийными, но этот водораздел не должен становиться таким, какой отрывал бы партию от народных масс.

На заводах Шанхая скандалит один из тысячи, а не один из ста. Хорошо, если бы скандалил один из ста. Можно было бы покончить с бюрократизмом.

Нужно идти изнутри партии вовне её. Если заговорят одновременно как внутри партии, так и вне её, то получится хорошее выступление. Так можно выдвинуть многих людей на политическую арену.

Чья газета «Жэньминь жибао»? В этом надо разобраться. Некоторые чувствуют, что трудно работать потому, что нельзя идти ни влево, ни вправо. Если они понимают, что работа с газетой трудное дело, то это хорошо, тогда можно пошевелить мозгами; в противном случае речь идёт лишь о диктатуре, о централизации (то есть о давлении).

Нужно ли вести борьбу внутри партии? Конечно, нужно. Крестьяне ежегодно проводят прополку, а чтобы подвергать критике ошибки, нужно обладать силой убеждения. Нельзя полагаться на давление и на несколько статей. Нужно убеждать людей доводами, а не использовать своё положение. С противником нужно говорить языком силы, а народу приводить аргументы. Если нет доводов и не владеешь историческим подходом, то, какое бы высокое положение ты ни занимал, ничего у тебя не получится. Нужно больше учиться, больше изучать. Очень опасно, когда кадровые работники чванятся своим положением и действуют с позиции силы.

Можно ли обойтись без демократических партий и группировок? Можно, их нет, например, в Советском Союзе. Там не слышно возражений, однако в войне Советский Союз всё-таки одержал победу, а интеллигенцию там не уничтожали. В Советском Союзе не намерены проводить курс «пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ». Все демократические партии и группировки состоят из представителей высшей интеллигенции. В Рабоче-крестьянской демократической партии нет ни рабочих, ни крестьян, а работу дать им надо.

В начале и в конце должно быть сплочение, а посредине — критика. Отсутствие критики означает правый уклон. Статья Чжун Дяньфэя опубликована уже очень давно и до сих пор не подверглась критике.

Критику на страницах газеты «Вэньхуэй бао» нужно всесторонне проанализировать. Такая критика полезна.

Нужно говорить правду представителям демократических партий и группировок; если у них имеются недостатки, нужно тут же на них указывать. У демократических партий и группировок есть свои печали: они не слышат, не видят и никак не могут выяснить основу в коммунистической партии.

Им также можно рассказать о некоторых недостатках нашей партии. Если мы захотим уничтожить демократических деятелей, то они окажут противодействие. Важно скромно учиться.

Проведено много совещаний, но не опубликовано никаких сообщений. «Жэньминь жибао» — это народная газета или национальная газета?

Если Чэнь Цитун 6 выступает от имени 90 процентов товарищей по партии, то у меня нет опоры в массах.

В партии и вне её должна быть единая линия, партию и массы не должна разделять стена.

Первый секретарь постоянно принимает беспартийных деятелей, докапывается до сути дела, заманивает противника в глубь территории. Об этом также можно рассказать. Не говорить об этом было бы недемократично. Пусть скажут: снова заманивает противника в глубь территории; но что поделаешь? Нужно исходить из интересов 600-миллионного населения. Мы должны быть ненасытны в наших стремлениях. Интеллигенция составляет 5 миллионов человек, и нужно привлечь их на свою сторону.

Рис. Мо Пу

Мо Пу является сектантом. Нужно провести проверку, нужно проверить его партийную принадлежность. Почему он отвергает [национальную китайскую живопись] гохуа? Он занимается не живописью, а отвратительной мазнёй. Даже при гоминьдане была национальная живопись гохуа. А он из какой партии? Вероятно, из третьей партии! Нельзя отрицать общественное бытие. Если в обществе имеются элементы контрреволюции, то мы должны искоренить их. Вопрос о рамках демократии стоит давно. Как же можно применять систему Станиславского, даже для постановки традиционной драмы «Сожжение храма Хунлянь»? Если Цзян Фэн и Мо Пу 7 — сторонники диалектического метода, то почему они отвергают гохуа? Даже в единоличном хозяйстве муж и жена составляют пару!

Старые кадровые работники должны иметь в виду, что раньше применялись одни методы, а сейчас нужны другие методы, ибо необходимо решать проблемы внутри народа.

Прочёл несколько полос газеты «Синьминь бао» 8. Это всё-таки не жёлтая пресса, а нечто более мягкое.

Если вы не можете руководить наукой, то нужно не отворачиваться от неё с ходу, а обратиться за наставлениями. Даже Лю Бэй просил помощи у Чжугэ Ляна. 9 Выступления беспартийных деятелей продуманы. И если в них иногда могут быть допущены ошибки, не нужно сразу же отвергать их, не нужно делать категорические заявления.

К вопросу о понимании нескольких проблем

Более чем в двухстах письмах содержатся выступления против статьи Фань Жуйцзюань 10. По-моему, эта статья не относится к разряду материалов жёлтой прессы. Что поделаешь, если весь взвод идёт не в ногу, один лишь капрал в ногу? Подобно тому как ишак не идёт без понуканий погонщика, так и при написании статей нужно чьё-нибудь давление. Предлагается, чтобы статьи отвечали пяти условиям: чтобы они служили наставлением, чтобы в них был подобран хороший материал, чтобы они были хорошо подготовленными, убедительными и полезными. Но так много условий и я не смогу выполнить, а служить руководством — значит иметь направленность. Конечно, недостатков может быть и больше. Лишь одно условие из пяти, а именно убедительность, является более конкретным требованием. Остальные условия трудно изменить. Но не надо быть догматиками.

Можно ли дискутировать по поводу политики партии? Если сказать, что все статьи «Жэньминь жибао» правильны, то статьи Чэнь Цитуна и других следует считать неправильными. Думаю, что было бы хорошо издавать в каждой провинции по две газеты с тем, чтобы одна из них издавалась беспартийными организациями, и, таким образом, обе газеты составляли бы дуэт.

В местах скопления интеллигенции всегда имеется ряд трудностей. Но без такого скопления тоже нельзя обойтись. Из шестимиллионного населения Шанхая в оппозиции лишь несколько более двухсот человек, то есть меньшинство. В газетах тоже нельзя изо дня в день заниматься накачкой. В течение года следует проводить несколько совещаний: весной, летом, осенью и зимой.

Культура и образование служат просвещению народа, поэтому ими надо заниматься постоянно. Нельзя действовать по принципу «заболела голова — лечить голову, заболела нога — лечить ногу».

Говорят, что киностудии усиленно борются за то, чтобы создавать только ароматные цветы и не выпускать ядовитые травы. Это неправильно. Мы не испугаемся, если треть продукции киностудий составит ядовитая трава. Разговоры о том, чтобы обойтись без ядовитых трав,— пустая болтовня.

Односторонность. Даже в течение 10 тысяч лет невозможно будет осуществить требование о том, чтобы как в партии, так и вне партии избавиться от односторонности и всем стать специалистами в области диалектики. В прошлый раз я на собственном опыте показал, что работа может выполняться хорошо или плохо, и так будет всегда.

Вопрос о приёме в коммунистическую партию интеллигенции. Нужно добиваться, чтобы треть интеллигенции вступила в партию. Члены демократических партий могут одновременно состоять в двух партиях. Руководителям демократических партий не следует вступать в коммунистическую партию. За шесть лет будет принята в партию четвёртая часть интеллигенции, за три пятилетки — третья часть, а в этом году нужно добиваться приёма в партию 15 процентов интеллигенции. Социализму будет невыгодно, если в этом году мы не добьёмся приёма в партию отряда интеллигенции. «Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ» — курс, направленный на привлечение в наши ряды интеллигенции. Если партийные организации захлопнут двери перед интеллигенцией, то это не будет соответствовать данному курсу. Среди членов нашей партии нет крупных писателей, больших поэтов, видных профессоров, вербовкой их и надо заняться. В прошлом нам это не удалось, сейчас нужно усиленно добиваться этого. Горький окончил только два класса, Сунь Ятсен тоже не был высоко образован. Людей можно вырастить.

Отсутствие стабильности в области просвещения имеет свои причины: не было опыта, но после нескольких таких шараханий нужно их изжить. Программа неполной средней школы должна включать в себя историю, географию, культуру и т. д. Раньше в средней и в начальной школах изучали иностранные языки; их следует изучать. В неполной средней школе слишком много предметов, из которых треть можно выбросить. Как в школьном преподавании проводить курс «пусть соперничают сто школ»? Следует взять за основу один или несколько предметов.

Во время чистки партии от контрреволюционных элементов была проведена проверка за 1955 и 1956 годы; за предыдущие годы проверка не проводилась.

Неправильно высказывание о том, что передовой общественный строй вступил в противоречие с отсталыми производительными силами.

Ограничение деторождения. Вывод Мальтуса неверен. Разве обязательно должна быть война, если много людей? В Китае ограничение деторождения может проводиться в зависимости от количества населения в той или иной провинции. В провинции Цзянсу живёт много людей, в Северо-Восточном Китае — мало. Не следует вносить изменений в закон о браке; надо больше убеждать не вступать в ранние браки.

Я говорил, что революция будет и через тысячу лет, но это не обязательно. Через 10 тысяч лет производственные отношения должны измениться. В будущем речь пойдёт не о национализации, а о всемирной собственности.

Если плохо разрешать противоречия внутри народа, то можно оказаться свергнутым.

В настоящее время уже существуют партийные ячейки в отдельных волостных управлениях.

Вопросы руководства

Нужно улучшить отношения коммунистической партии с интеллигенцией. Коммунистическая партия несёт ответственность за то, что не достигнуто сближения с интеллигенцией. Не нужно обвинять отделы пропаганды; ответственность за это должен нести первый секретарь партийного комитета. Первый секретарь должен не только сосредоточить в своих руках идейное руководство, но и читать статьи, интересоваться историей, философией, литературой… и периодизацией истории. Если кто-то поднимет шум, ударив в гонги и барабаны, то как первый секретарь сможет разобраться, что к чему, если он ничего не читает? Говорят, что надо меньше заниматься второстепенными делами, надо сосредоточить внимание на идеологической работе. Нужно читать периодические издания, художественную литературу, следить за естественными и общественными науками. Надо выработать у себя привычку читать — и постепенно появится интерес к чтению. Нужно также устраивать обсуждения внутри партии; для проведения таких дискуссий нет времени, но времени может не быть и в том случае, если и не проводить дискуссии.

В устах некоторых людей курс «пусть соперничают сто школ» звучит как «соперничество». Они не понимают того, что надо готовить себе смену. Чжоу Юю было 20 с лишним лет, а Чэн Шаню 11 — больше 50 лет, но кто стал главнокомандующим, когда появился сильный противник?

Чтобы заниматься работой в области культуры и просвещения, нужно самому быть культурным человеком. Сначала Чжугэ Ляна не ценили, а потом стали ценить. В те времена можно было назначать на службу, нарушая существовавшие порядки; почему же сейчас этого нельзя сделать? В прошлом году при установлении разрядов некоторые высказывали очень много замечаний, и существует масса препятствий, мешающих выдвижению кого-либо за нарушение установленного порядка.

Культурный уровень солдат очень низок, что создаёт большие трудности; возможно, им также следует учиться без отрыва от воинской службы. Сейчас война стала другой, поэтому все генералы, полковники, старшие офицерские чины и солдаты должны пройти переподготовку. Кадровые работники всех степеней должны изучать общественные науки, литературу, естественные науки. В противном случае солдаты побросают винтовки, когда полководцы выступят в поход и позовут войска за собой.

Партийные комитеты высших учебных заведений должны быть реорганизованы. Задача по приёму в них кадровых работников выполнена. Сейчас их можно переводить на другую работу. Некоторых можно оставить в высших учебных заведениях заниматься различными делами, проводить курс «пусть соперничают сто школ», но не следует назначать их ректорами высших учебных заведений.

Нужно вести пропагандистскую работу, чтобы добиться благоприятных результатов, нужно идти в высшие учебные заведения и выступать там; сначала следует провести беседы с преподавателями и студентами. Мы не выступаем там ни сегодня, ни завтра, ни в этом году, ни в будущем году — и такое положение существует многие годы. Разве это допустимо? Мы просим выступать министров культуры и просвещения, заведующих отделами пропаганды, секретарей партийных комитетов, что в конечном счёте лучше, чем занятия с преподавателями политических дисциплин.

Вопрос об установлении процента на вложенный капитал. Характер предприятий изменился, у них нет больше двойственности. К чему же прикрепилась шерсть, когда не стало кожи? Шерсть прикрепилась к телу пролетариата, но душа всё ещё существует. Выплату процентов за вложенный капитал нужно установить на короткий срок и в малом объёме. Невыгодно оставлять это на длительный срок. Сейчас мы ежегодно выплачиваем 100 миллионов юаней, и так будем выплачивать 10 лет. В последующие годы будем выплачивать по 10 миллионов юаней в год. Если [владельцы капиталов] не потребуют отменить выплату процентов, то мы будем продолжать выплату. Мелкая буржуазия хочет сорвать с себя ярлык, но это не нужно, потому что, как только мелкая буржуазия сорвёт его, крупная буржуазия забеспокоится. В конечном итоге она добровольно откажется от установленного процента.

В 600-миллионном народе есть люди с недостатками, и критиковать можно любого человека. Если критика не деловая, можно её не принимать во внимание, а деловую критику надо принимать. Статьям, направленным против искоренения контрреволюции и против кооперирования, можно дать отповедь. Это называется не заманивать противника в глубь территории, а самому себе поставить сети. Сунь Даюй говорил: о том, что кто-то контрреволюционер, в конечном итоге узнаешь из газет. После того как статьи Ху Фына и Тито были опубликованы в газетах, народ отвернулся от них. Такие публикации в газетах тоже своего рода вспомогательное средство. Чтобы заниматься политической работой, надо овладеть некоторыми методами. Не нужно бояться публикаций, но надо давать им отповедь.

Все провинции должны обмениваться между собой опытом, а не вариться в собственном соку.

Примечания:

  1. Ба Цзинь (1904—2005) — китайский писатель и переводчик.— Маоизм.ру.
  2. См. примечание к другому материалу.— Маоизм.ру.
  3. Речь, очевидно, о стадионе Хункоу, построенном в 1953 году в шанхайском парке имени Лу Синя, где также находится мавзолей с останками писателя. В 1999 году стадион был перестроен.— Маоизм.ру.
  4. Про Чэнь Цитуна см. примечание к другому материалу.— Маоизм.ру.
  5. В советском переводе ошибочно: «Чжун Дяньпэй». Чжун Дяньфэй (钟惦棐) — китайский кинокритик. В 1957 году подвергнут критике как правый, реабилитирован в 1978 году.— Маоизм.ру.
  6. Про Чэнь Цитуна см. примечание к другому материалу.— Маоизм.ру.
  7. Цзян Фэн (江丰) и Мо Пу (莫朴) — известные китайские художники.— Маоизм.ру.
  8. «Синьминь бао» — издававшаяся до конца 50-х годов в Шанхае газета демократических партии и группировок.— Прим. ред.
  9. Лю Бэй и Чжугэ Лян — выдающиеся полководцы эпохи Троецарствия. Лю Бэй сделал Чжугэ Ляна «генералом — военным советником».— Маоизм.ру.
  10. В советском переводе ошибочно: «Фань Жуйцзюаня». Фань Жуйцзюань (范瑞娟) — известная оперная певица и актриса.— Маоизм.ру.
  11. Китайский полководец, живший во Ⅱ в. н. э., герой романа «Троецарствие».— Прим. ред.

Добавить комментарий