Вечернее заседание 11 января 1958 г.
Если говорить об отчётах Всекитайскому собранию народных представителей, то я уже два года не держал их в руках (и не моя вина в том, что эти отчёты в интересах единства не публикуются в печати). Чжан Боцзюнь1 утверждает, что Государственный совет выдаёт только «готовую продукцию» и не позволяет участвовать в её «проектировании». В этом отношении я могу ему посочувствовать, однако он имеет в виду буржуазный «институт политического проектирования», а мы — пролетарский «институт политического проектирования». Есть люди, которые являются с уже «готовой продукцией» накануне совещания, и хочешь не хочешь — изволь подписывать. Они дают готовое решение, а не материал [на основе которого оно принято]. А вопросы нужно обсуждать без бумажки, нужно излагать главную мысль, объяснить, почему следует поступить так, а не иначе. Финансово-экономические органы не направляют своих сводок в Политбюро, их доклады, как правило, очень трудно обсуждать: в них нет ни аргументации, ни логики, у них плохая композиция. Причём если первое относится к области риторики, то второе — к умению абстрактно рассуждать и делать правильные выводы.
Для работников парткомов главной опасностью является возможность оказаться «красными, но не квалифицированными», возможность постепенно превратиться в пустоголовых политиканов. Но если оторваться от действительности и не овладевать техническими знаниями, то также постепенно утратишь свой цвет. Мы заняты общим руководством и в известной степени должны заниматься политикой; занимаясь общим руководством, мы должны в известной степени овладевать и техническими знаниями.
Парткомы осуществляют руководство по трём направлениям: в промышленности, в сельском хозяйстве и в области идеологии. А что если и работникам провинциальных парткомов заняться работой на опытных полях? Ведь если они не будут заниматься этой работой, то останутся пустоголовыми политиканами и утратят свой цвет.
Люди, занимающиеся конкретной практической деятельностью, едва успев получить какой-либо крупный, средний или мелкий должностной пост, уже считают себя «красными». С головой уйдя в свою работу, они совершенно не считаются со здравым смыслом. Возьмём, к примеру, борьбу со «слепым забеганием вперёд». В 1958 году мы снова вернулись к «слепому забеганию вперёд». Давайте посмотрим, что же лучше, «слепое забегание вперёд» или борьба с ним. В 1958 году в провинции Хэбэй проведены гидротехнические работы на площади 17 миллионов му2; за 7—8 лет после освобождения на работы по обузданию реки Хуайхэ было затрачено 1,2 миллиарда юаней народных денег, а выполнено земляных работ всего лишь 1,2 миллиарда [кубометров]. В текущем же году в провинции Аньхой выполнено 1,6 миллиарда кубометров земляных работ, а затрачено на них всего несколько десятков миллионов юаней.
Не будем обсуждать, вопрос о том, хорош или плох сам по себе термин «борьба со „слепым забеганием вперёд“». Рассмотрим вопрос со стороны политической. Как только мы начнём такую борьбу, мы погасим энтузиазм людей. А если упадёт энтузиазм у 600 миллионов человек, то дело примет весьма серьёзный оборот. Давайте покажем людям обе руки, чтобы они посмотрели, на многих ли пальцах есть нарывы3. Нам говорят, что «казна очищена под метёлку», «на рынке тяжёлое положение», что нерационально используется рабочая сила, допускается перерасход денежных средств. Нужно ли бороться с этим? Да, с этим необходимо бороться. Но если бы в соответствующий период не была развёрнута борьба со «слепым забеганием вперёд», а было сделано указание на то, что у нас на одном пальце нарыв, то не возник бы порыв ветра, который смёл три вещи: во-первых, лозунг «больше, лучше, экономнее», во-вторых, «40 пунктов» и, в-третьих, комитеты содействия прогрессу. А ведь всё это относится к области политики, а не практики. Болит один палец — подлечи его, и дело с концом. Что касается тех недостатков, которые были сформулированы в обвинениях «казна очищена под метёлку», «на рынке тяжёлое положение», то разве они не были преодолены спустя всего полгода?
Вопрос о «десяти пальцах» следует уяснить себе в полной мере, ибо этот вопрос имеет отношение ко всему 600-миллионному населению. В конце концов, что же главное, достижения или ошибки? Что лучше, поддерживать в людях энтузиазм, добиваться, чтобы они напрягали все силы, смело шли вперёд, преодолевая трудности, или окатить их ушатом холодной воды, погасить их энтузиазм? Правые же ухватились за один пунктик и во всю ширь развернули борьбу со «слепым забеганием вперёд». Чэнь Миншу критикует меня: «…любит величие и радуется славе; лоялен только к одной стороне; отличается непостоянством настроения; не дорожит стариной
». Чжан Сижо4 (тогда ещё не зачисленный в правые) критиковал меня: «…любит величие и радуется славе; стремится к заслугам и гонится за выгодой; недооценивает прошлое и слепо верит в будущее
».
В прошлом на севере нашей страны с каждого му земли снимали несколько более ста цзиней зерна, а на юге страны — 200—300 цзиней.5 Председатель же Правительственного совета Чан Кайши, имевший 20-летний опыт [правления страной], оставил нам в наследство всего лишь 40 тысяч тонн выплавки стали в год. И если мы не будем «недооценивать прошлое
», не будем «слепо верить в будущее
», то на что же нам ещё надеяться?! «Лоялен только к одной стороне
». Но иначе и невозможно. Вопрос здесь только в том, к какой стороне лоялен — к буржуазии или к пролетариату? Некоторым нашим товарищам как раз лояльности и недостаёт, им следует быть более лояльными. Но мы не можем быть лояльны к Дэ Шумину и Чэнь Миншу. «Отличается непостоянством настроения
». А если бы и отличался постоянством, то и тогда ничего хорошего не было бы, ибо по отношению к буржуазной правой группировке я постоянной любви всё равно не питал бы. «Не дорожит стариной
». Это вопрос о том, на что равняться: на передовое или на отсталое. Ведь в конце концов старина — отсталое! Мы искоренили «четыре зла»: уничтожили мух, комаров, воробьёв, крыс; мы совершили то, чего не могли сделать наши предки, то, в чём не смогут превзойти нас потомки. Как правило, оправдывается изречение «новое превосходит старое», а не изречение «нынешним временам не сравниться с древностью». Старину нельзя не любить, но и нельзя любить чрезмерно. Чжан Сижо расхныкался даже из-за того, что в Пекине снесли декоративные арки и пробили проходы в городских стенах, а это — политика.
В новогодней передовой статье был выдвинут лозунг: напрягая все силы, стремиться вперёд.
Чэнь Бодэ. Необходимо создавать больше накоплений.
Мао Цзэдун. Относительно сокращения штатов. Торговые органы и кооперация не считаются с политическими требованиями. Мы уже несколько лет говорим об этом, но они не сокращают штаты, предложив местным органам сократить штаты наполовину. С тех пор как я приехал в Пекин, мне не удалось сократить количество велорикш в Пекине ни на одну единицу. У нас действует слишком много «высочайших указаний», которые не оставляют никакой возможности для самостоятельного мышления. Вы говорите, что предоставите такую возможность. Я буду этому только рад. У нас слишком много сторонников сохранения статус-кво. Кое-кому следует снова напомнить некоторые истины, например «Чан Кайши — это контрреволюция», и по-новому осмыслить и другие понятия.
Чжан Боцзюнь ратует за буржуазный «институт проектирования». Нашим же «институтом проектирования» является Политбюро, а его метод работы заключается в обмене информацией, в обсуждении курса без каких-либо шпаргалок. Давайте придём к какому-нибудь соглашению. Если же вы не согласны, то у меня есть один способ противодействия, а именно: не читать ваших отчётов. Я уже два года не читаю, и в отношении отчётов местных финансовых органов я также прибегаю к этому способу.
За последние несколько лет в борьбе с сепаратизмом был выработан своего рода кодекс: большая власть в одних руках, малая власть рассредоточена; партийные комитеты решают, а остальные исполняют; в исполнении решений также созданы свои правила: от принципов не отступать; ответственность за контроль работы несут партийные комитеты.
Относительно исполнительных и законодательных органов у некоторых возникает вопрос: не следует ли разделить, что относится к партии, а что к правительству? Не разделить ли между партией и правительством все функции поровну? Это невозможно. Лишь поначалу не разделяя, можно в последующем прийти к разделению. В противном случае власть на местах будет узурпирована. К примеру, как можно разделить «40 пунктов»: 20 пунктов — Центральному Комитету, 20 пунктов — сельскому хозяйству? Этого сделать нельзя. Центральный Комитет выработал «40 пунктов», затем было осуществлено разделение труда по претворению их в жизнь. В этом только и может состоять разделение функций между партией и правительством. Ведь нельзя же допустить, чтобы Центральный Комитет имел одну конституцию, а какой-либо иной орган — другую! Если малую власть рассредоточить незначительно, то большую власть нельзя было бы удержать в одних руках. И разве всё не одобряют коллективное руководство? Разве система единоначалия не изжила себя? (В Советской Армии система единоначалия привела к тому, что Жуков совершил ошибки.)
Примечания- Про Чжан Боцзюня см. примечание к другому материалу.— Маоизм.ру.↩
- Чуть больше 1,1 млн га.— Маоизм.ру.↩
- Здесь и ниже Мао Цзэдун обыгрывает поговорку «десять пальцев — и все болят», которая употребляется в значении «во всех делах одни неурядицы». Заявляя, что «не все десять пальцев болят», что «болит лишь один палец», Мао Цзэдун тем самым утверждает, что проводимые им меры в подавляющей своей части успешны и лишь в незначительной — неудачны.— Прим. ред.↩
- Чжан Сижо — демократический деятель, депутат Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) и член Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК), председатель Комитета по культурным связям КНР с зарубежными странами. Скончался 18 июля 1975 года на 84-й году жизни.— Прим. ред.↩
- Т. е., всего 7,5 и 15—22 центнера с гектара.— Маоизм.ру.↩