Выступления Мао Цзэдуна, ранее не публиковавшиеся в китайской печати. Выпуск второй: июль 1957 — декабрь 1958 года.— М., издательство «Прогресс», 1975.

04.01.1958

Выступление на совещании в Ханчжоу

Кто опубликовал: | 18.09.2021

В № 5 журнала «Чжэсюэ яньцзю» напечатана статья Ли [Да], в № 6 — статья Фэн [Цзэнсина] 1. Их можно почитать. Формальная логика — это наука о количественных изменениях, составная часть диалектики. Количественные изменения и качественные изменения — это единство противоположностей. Явления действительности обладают относительной стабильностью. Составляя планы, вырабатывая решения, мы используем относительное равновесие. Это равновесие затем опять нарушается. Равновесие, устойчивость, единство — явления временные, отсутствие равновесия, проявление противоречий — абсолютно. Присутствующие на собрании думают о его закрытии. Чем дольше длится собрание, тем сильнее хочется, чтобы оно окончилось.

Формальную логику можно сравнить с низшей математикой, а диалектическую логику — с высшей математикой. Это сравнение заслуживает внимания. Если окружность разделить на миллион частей, она выпрямится. Круглое и квадратное — это единство противоположностей.

Формами мышления являются понятие, суждение и умозаключение. В формальной логике немало ошибочных основных предпосылок, поэтому на её основе нельзя выработать правильное суждение, хотя с точки зрения формальной логики подобное суждение будет совершенно безошибочным. Формальная логика имеет дело только с количеством, но не с содержанием. Содержание — это объект всех отраслей наук.

Вчера я говорил о двух программах из 12 пунктов, сейчас остановлюсь ещё на некоторых вопросах.

  1. Нужно взяться за выполнение «12 пунктов» о воде, удобрениях, земле и т. п.; нужно добиться взаимного равновесия. Если будет вода, но не будет удобрений или будут удобрения, но не будет воды, то это никуда не годится. Эти вещи взаимосвязаны. Сельское хозяйство за 10 лет (или, возможно, за больший срок) должно быть электрифицировано, должна быть электрифицирована пахота. Скотоводство связано с производством удобрений, [скот] — это тягловая сила, мясо, сырьё для промышленности. Борьба против «четырёх зол» связана с вопросом о рабочей силе: она направлена на улучшение здоровья, на повышение настроения.

  2. Нужно взяться за выполнение «12 пунктов» о промышленности, кустарной промышленности, сельском хозяйстве и т. п.

  3. Борьба с расточительством. В материалах по Шанхаю говорится, что на консервном заводе «Мэйлинь» за четыре года было растрачено 450 тысяч юаней, то есть половина стоимости продукции. За 8 лет было бы растрачено столько, сколько хватило бы на строительство ещё одного такого же завода. Это явление приняло всеобщий характер. Если каждое предприятие, учебное заведение, учреждение, кооператив возьмутся за дело, можно будет сэкономить много материальных ценностей. Всё надо доказывать, не докажешь — не поверят. Для доказательства достаточно и одного примера. Достаточно препарировать и одного воробья, необязательно препарировать множество.

    В ходе кампании за упорядочение стиля 10 дней надо будет специально посвятить борьбе с расточительством 10— 15 дней — срок вполне достаточный, чтобы перейти от развёртывания дискуссий к перевоспитанию). Мы сможем сэкономить несколько миллиардов юаней.

  4. Нужно изучить как важную проблему соотношение [фонда] потребления и [фонда] накопления. Сейчас фонд потребления устанавливают по-разному: 45, 50, 55, 60 процентов [произведённого продукта] и т. д. Все эти соотношения надо изучить. За эту работу взяться нужно уже весной, иначе не успеем. Это большая проблема; если мы решим её неправильно, то рабочие и крестьяне будут недовольны. В 1954 году мы выделили в фонд потребления 96 миллиардов цзиней и этим обидели крестьян. Действующая в этом году норма — 85 миллиардов цзиней — временная, она установлена на три года. 2 Я склонен считать нормой 50 процентов [произведённого продукта]. В неурожайный и урожайный годы норма должна быть разной. Если ещё быть и трудолюбивым и бережливым в ведении домашнего хозяйства, то жить вполне можно. Церемонии бракосочетания, похорон и различные торжества надо упростить.

  5. Надо работать на опытных полях. Прекрасный доклад об опытных полях представил Хубэйский провинциальный комитет.

    N. Все внимательно прочли доклад Чжэцзянского провинциального комитета, так как комментарий к нему был опубликован в «Жэньминь жибао».

    Мао Цзэдун. Переводные книги следует запретить издавать без соответствующего предисловия. К каждой подготовленной к изданию переводной книге должно быть предисловие, к каждому переизданию, дополненному изданию — тоже. Вон сколько предисловий было к «Манифесту Коммунистической партии». Как можно сейчас читать книги ⅩⅦ, ⅩⅧ веков без предисловия? Тут тоже возникает вопрос увязывания теории с китайской действительностью. Это очень важный вопрос.

  6. Понятия «красный» и «квалифицированный», или понятия политических и профессиональных знаний, представляют собой единство противоположностей. Уклон в любую сторону должен быть осуждён. Плохо, когда человек занимается только политикой и не знаком с деловой стороной вопросов. И тех людей, которые сочетают политические и профессиональные знания, мы как раз и называем «красными» и «квалифицированными». Добиться того, чтобы все, кто занимается политической работой, имели профессиональные знания, трудно, однако большинство должно овладеть профессиональными знаниями. Работа на опытных полях, практикуемая в Хубэйском провинциальном комитете партии, оказалась в этом отношении очень эффективной. При этом работа на опытных полях не отнимает много времени.

  7. Искоренение бюрократического стиля. Это было предложено в Шанхае. Не нужно превращаться в бюрократов, надо дочиста искоренить бюрократический стиль, жить на равном положении с народом.

  8. Планы представить своевременно.

  9. О борьбе против «четырёх зол». Следует развернуть патриотическое движение за гигиену, сделав упор на борьбу против «четырёх зол». Еженедельно устраивать генеральную проверку хода этого движения. Здесь вполне применимы слова: «Дела в первые пять лет будут зависеть от результатов трёх лет, итоги первых трёх лет — от первого года».

  10. Об озеленении. В нынешнем году за эту проблему нужно взяться основательно. Составить планы и вовсю развернуть работу по их выполнению. Говорят, что дерево высотой три чжана 3 поглощает и испаряет более тонны воды. Не скажется ли это на подземных водах?

  11. Согласно второму пятилетнему плану, стоимость продукции местной промышленности (включая и промышленность, переданную руководству на местах) должна превысить стоимость сельскохозяйственной продукции. Нужно установить такое соотношение во всей стране. Нельзя допускать анархию.

  12. Как проводить собрания. Собрания должны быть широкими, средними и узкими. «Чрезвычайные съезды» (например, партийные конференции по провинциям) проводить 1—2 раза в год, на средних собраниях (например, совещания секретарей уездных комитетов) присутствует от нескольких десятков до 200—300 человек, узкие совещания — это, например, совещания секретарей районных комитетов. Нужно посещать собрания низовых организаций, знать людей в этих организациях. На «чрезвычайных съездах» следует обсуждать политические вопросы, на производственных совещаниях тоже обсуждать политические вопросы.

  13. Секретари и члены провинциальных комитетов поочерёдно должны оставлять свои кабинеты и четыре месяца в году проводить в разъездах. Можно знакомиться с положением дел на местах бегло, можно — подробно. Приехал куда-то, побеседовал часа 3—4 и уехал — хорошо, остался там на неделю-другую — тоже хорошо. Необязательно задерживаться в том или ином месте 3—4 месяца.

  14. О взаимоотношениях. Не следует приглашать друг друга в гости, добиваться друг от друга приглашения в ресторан, устраивать встречи и проводы, организовывать специальные вечера танцев или просмотры театральных представлений. Если случится, что кто-либо отправится на аэродром встречать приезжающего, наказывать будем того, кого встречают. Это одна из сторон борьбы за искоренение бюрократического стиля.

  15. О двух типах противоречий. Первый — противоречия между нами и врагами, второй — противоречия внутри народа. Есть два типа противоречий внутри народа; противоречия, имеющие характер классовой борьбы, и противоречия внутри рабочего класса, внутри трудового народа, имеющие характер борьбы передового с отсталым. Противоречия внутри народа делятся на два типа. Это противоречия между пролетариатом, с одной стороны, и буржуазией, мелкой буржуазией — с другой; это классовые противоречия. Есть другие противоречия внутри трудового народа. Отчасти они носят характер классовой борьбы, например, когда под влиянием феодальной идеологии мужья бьют и даже убивают жён. Это относится и к либерализму, индивидуализму (буржуазная и мелкобуржуазная идеология), абсолютной уравниловке (мелкобуржуазная идеология). Это — проявление частнособственнического сознания. Отчасти же противоречия внутри трудового народа имеют характер борьбы передового с отсталым. Это проистекает из недостаточного познания явлений действительности. Вот, например, в разгар кооперирования сельского хозяйства я, будучи в Пекине, сначала ещё очень нечётко представлял себе положение дел. После пленума я поехал на юг, в провинцию Шаньдун, в другие места и увидел, что обстановка сильно изменилась. Только тогда я решился написать предисловие 4. Тут проявилось противоречие между передовым и отсталым, недостаточное знание обстановки. Кое-кто упорно не желает расширять производство, считает, что для этого нет-де условий. Когда началось упорядочение стиля, сразу же подняли голову правые. Однако мы опубликовали несколько передовиц, и к июню — июлю положение в основном нормализовалось. Многие вещи невозможно предусмотреть полностью.

    О главных и всеобщих противоречиях. Классовая борьба есть главное противоречие, ибо дело идёт о коренном переустройстве общества. «Три великих преобразования», о которых идёт речь в конституции, по сути дела, сводятся к двум: к преобразованию [крупной] буржуазии и к преобразованию мелкой буржуазии. Противоречия между классами — это главные противоречия переходного периода. Если мы будем правильно решать их, то нам удастся справиться с ними за n лет. N лет плюс 8 лет, всего — n лет, не потребуется больше. Если мы будем каждый год проводить подобную кампанию по упорядочению стиля, нам удастся полностью искоренить буржуазную идеологию. К всеобщему противоречию относится противоречие между передовым и отсталым. Наше противоречие с огромной массой промежуточных элементов есть противоречие классовое. 40 процентов зажиточных середняков одобряют кооперирование, 40 процентов относятся к кооперированию без энтузиазма, 20 процентов хотели бы выйти из кооперативов, но и они не все имеют серьёзное желание выйти из них. Решительно настроенных выйти из кооперативов немного. Из них к правым относится, возможно, процентов 5. Все они трудящиеся, поэтому навешивать на них ярлык «правые» не следует, их нужно просто держать в узде.

    Причины возникновения противоречий внутри народа:

    1. влияние буржуазной и мелкобуржуазной идеологии на трудящихся. Индивидуализм, либерализм, абсолютная уравниловка, бюрократизм (сейчас это всё должно относиться на счёт буржуазии) — всё это проявления буржуазной, мелкобуржуазной идеологии;

    2. субъективизм. Что-то оценил неправильно, недоучёл и в результате уклонился вправо. Следует постоянно следить за тем, чтобы идти в ногу с обстановкой;

    3. руководство. Руководство получше — передового побольше, отсталого поменьше. Руководить можно по-разному (например, по-разному руководят в уездах Пинъян и Хуанъянь провинции Чжэцзян). Достаточно «препарировать одного воробья», чтобы составить представление о положении в целом. Вопрос о том, как нужно руководить, заслуживает изучения. В уезде Шоучжан провинции Шаньдун есть некто Лю Чуанью, который руководит, глубоко вникая в дела. Раньше в этих местах не было обычая разводить свиней, а теперь каждый двор держит по две свиньи. А свиной навоз и почву улучшает.

    Очень хорош материал о том, как два находящихся в одинаковых условиях завода в уезде Тунлу провинции Чжэцзян — маслодельный и винокуренный — соревнуются по всем показателям выпускаемой продукции, заставляя отстающего подтягиваться до уровня передового. Хорошо написана и опубликованная в «Жэньминь жибао» короткая заметка Ван Пу, в ней есть диалектика (все эти материалы опубликованы в «Жэньминь жибао» от 3 января). Нужно пропагандировать теорию, обращаться к диалектике, к материализму, к таким, например, вопросам, как надстройка и экономический базис, производственные отношения и производительные силы, эти вопросы составляют основное содержание исторического материализма.

    Необходимо постоянно обдумывать проблемы, обсуждать их с отдельными товарищами, с узким кругом лиц, со своим секретарём, выясняя различные точки зрения, обсуждать их с секретарями парткомов не в порядке принятия решения, а в порядке подготовки к их решению. Следует практиковать как важнейший метод такую подготовку решения нескольких проблем за какое-то время, обсуждение их в порядке подготовки. Не следует созывать совещание, не пошевелив предварительно мозгами, не обдумав как следует дела. Некоторые вещи созревают медленно.

  16. Относительно теории перманентной революции. То, что я имею в виду под перманентной революцией, отличается от того, что имел под этим в виду Троцкий. Это две разные теории перманентной революции. Вот в какой последовательности идёт наша революция:

    1. захват политической власти, свержение врагов. Это мы завершили в 1949 году;

    2. аграрная реформа, завершённая в основном за 3 года — в 1950—1952 годах;

    3. ещё одна аграрная реформа, социалистическая. Мы имеем в виду коллективную собственность на основные средства производства. Это было в основном достигнуто в 1955 году и кое-что осталось на 1956 год. Эти три этапа следовали непрерывно, один за другим и были завершены в течение двух трёхлеток. Мы ковали железо, пока оно было горячо. Таково было требование тактики, нельзя было допускать между этими этапами значительного перерыва, нельзя было «переводить дыхание», идти на создание «новодемократических порядков». Если бы мы взялись их создавать, то позже потратили бы силы и энергию на их ломку. В Польше и Венгрии хотели вот так же «перевести дыхание», и буржуазная идеология сумела пустить корни. После этого с нею справиться было уже нелегко. Середняки и более зажиточные крестьяне не желали кооперирования. В Болгарии положение лучше, там кооперировано 30 процентов крестьян;

    4. социалистическая революция на идейно-политическом фронте — упорядочение стиля. Нынешнее упорядочение стиля можно завершить в первой половине текущего года, в первой половине будущего года надо провести ещё одно;

    5. техническая революция.

    Этапы 1-й — 4-й относятся к сфере экономического базиса и надстройки. Аграрная реформа — это ломка системы феодальной собственности, она касается сферы производственных отношений. Техническая революция относится к сфере производительных сил, касается методов управления и технологии. Её надо провести во второй пятилетке. 1-й, 2-й и 3-й этапы отныне снимаются с повестки дня, а революция на идейно-политическом фронте будет осуществляться по-прежнему. Ибо пройдёт год-два, и человек может снова покрыться плесенью. Однако основной упор будет сделан на техническую революцию, нужно в массовых масштабах готовить технических специалистов, привлекать для обучения людей, специалистов, хорошо знающих технику. На предприятиях и в деревнях есть техники низших разрядов. Руководящие кадровые работники уезда Хунъань были сначала пустоголовыми политиканами, а потом стали «красными» и «квалифицированными», в промышленности они проводят курс по примеру уезда Тунлу, сочетают экспериментирование с технической революцией, политические знания с профессиональными.

    Начиная с 1958 года мы будем продолжать завершение революции на идейно-политическом фронте и в то же время сделаем упор на вопросах технической революции, на осуществлении технической революции. Сталин, выдвигая лозунг «кадры решают всё» 5, провозглашал и техническую революцию.

    Упор на технической революции отнюдь не означает, что политикой мы больше заниматься не будем; политику и технику нельзя отрывать друг от друга. Идеология и политика — это командная сила, политика — это ещё и гарантия профессиональных знаний.

    Классы будут ликвидированы ещё через n лет. После этого идейно-политическая борьба между людьми (или революция), возможно, ещё будет продолжаться, но характер её изменится, будут не классовые отношения, а противоречия между передовым и отсталым среди трудящихся. Тогда тоже будут два вида борьбы: один — борьба с влиянием буржуазной идеологии на трудящихся, другой — борьба с субъективизмом, источником которого являются недостатки познания или руководства. Воспринял руководитель марксистско-ленинское искусство руководства — дела у него будут идти лучше, не воспринял — хуже. «Бесконфликтность» — это метафизическая теория.

    Почему в Московскую декларацию включён пункт о диалектике? Потому что диалектика действительна и для прошлого, и для настоящего, и для будущего. В будущем весь мир станет единым, но борьба за власть между группами, придерживающимися разных взглядов, может ещё остаться. Из-за различия во взглядах будут выпускаться разного толка газеты, будут ставиться разного толка пьесы, отдельные личности будут стремиться завоевать массы, будет происходить борьба идеологий. Сохранятся надстройка и формы сознания, сохранятся противоречия между производственными отношениями и производительными силами, между надстройкой и базисом, и поэтому может остаться разделение на «левых», центристов и правых. Если надстройка окажется в руках людей, упорствующих в своих отсталых взглядах, они не допустят полного и свободного высказывания мнений. Упорство в заблуждении также может быть причиной конфликтов. И хотя армий уже не будет, люди могут драться кулаками, дубинами. Классы к тому времени исчезнут, и, если противоречия будут решаться правильно, антагонизм возникать не будет, если же неправильно, то возможно возникновение антагонизма. Прогрессивный курс и курс отсталый несовместимы, антагонистичны.

    Через n лет внутренняя функция государства постепенно отомрёт, к тому времени все будут трудящимися. По отношению к трудящимся эта функция государства не существует уже сейчас. Трудящихся можно только убеждать, но нельзя подавлять, по отношению к трудящимся нельзя применять государственную власть, применение власти — это подавление. Подавление трудящихся представляется чересчур «левым», а на деле оно чересчур правое, это гоминьдановский стиль. Сокрушить бюрократический дух совершенно необходимо. Суровость уместна по отношению к врагам, но не по отношению к народу.

  17. Политические работники непременно должны разбираться в технических вопросах. Для этого те из них, кто занят в сельском хозяйстве, должны работать на опытных полях, а кто занят в промышленности, — на опытном производстве. И следует соревноваться. Соревнование — это единство противоположностей. Между предприятиями, между цехами, между бригадами, между отдельными работниками предприятий не бывает равновесия. Отсутствие равновесия — это не только закон общества, это и закон вселенной. Установившись, равновесие тут же нарушается, и так постоянно. Необходимо соревноваться. В любых, в основном сходных условиях соревнование между передовым и отсталым возможно, определённо возможно.

    Политические работники в любых условиях должны разбираться в технических вопросах, должны соревноваться в технической осведомлённости, равно как и в политических знаниях. Следует соревноваться в том, кто лучше сочетает политические знания с техническими.

    80 процентов правых из числа студентов можно оставить продолжать учёбу. Нужно усилить работу среди них. Другие студенты должны поддерживать с ними отношения и постепенно перевоспитывать их, поощрять в них всё положительное. Конечно, их активность может быть и ложной.

    Не надо думать, что в результате нынешнего упорядочения стиля всё войдёт в своё русло и потечёт, как река Хуанхэ.

Примечания:

  1. Статья Ли Да «Критика компрадорской социологии Фэй Сяотуна» и статья Фэн Цзэнсина «Замечания по статье „О двух важных этапах развития понятия“». Последняя опубликована не в № 6, а в № 2 журнала «Чжэсюэ яньцзю» за 1957 год.— Прим. ред.
  2. 48 и 42,5 млн тонн соответственно.— Маоизм.ру.
  3. Около 11 метров.— Маоизм.ру.
  4. Имеется в виду предисловие к сборнику «Социалистический подъём в китайской деревне».— Прим. ред. (Тут не уточняется, о первом или втором предисловии идёт речь, но, очевидно, втором, потому что первое датируется 25 сентября, а пленум закончился 9 октября.— Маоизм.ру.)
  5. «…Изжив период голода в области техники, мы вступили в новый период, в период, я бы сказал, голода в области людей, в области кадров, в области работников, умеющих оседлать технику и двинуть её вперед. Дело в том, что у нас есть фабрики, заводы, колхозы, совхозы, армия, есть техника для всего этого дела, но не хватает людей, имеющих достаточный опыт, необходимый для того, чтобы выжать из техники максимум того, что можно из неё выжать. Раньше мы говорили, что „техника решает всё“. Этот лозунг помог нам в том отношении, что мы ликвидировали голод в области техники и создали широчайшую техническую базу во всех отраслях деятельности для вооружения наших людей первоклассной техникой. Это очень хорошо. Но этого далеко и далеко недостаточно. Чтобы привести технику в движение и использовать её до дна, нужны люди, овладевшие техникой, нужны кадры, способные освоить и использовать эту технику по всем правилам искусства. Техника без людей, овладевших техникой, мертва. Техника во главе с людьми, овладевшими техникой, может и должна дать чудеса. Если бы на наших первоклассных заводах и фабриках, в наших колхозах и совхозах, в нашей Красной Армии имелось достаточное количество кадров, способных оседлать эту технику, страна наша получила бы эффекта втрое и вчетверо больше, чем она теперь имеет. Вот почему упор должен быть сделан теперь на людях, на кадрах, на работниках, овладевших техникой. Вот почему старый лозунг „техника решает всё“, являющийся отражением уже пройденного периода, когда у нас был голод в области техники, должен быть теперь заменен новым лозунгом, лозунгом о том, что „кадры решают всё“. В этом теперь главное» (И. В. Сталин. Речь в Кремлевском дворце на выпуске академиков Красной Армии 4 мая 1935 года).— Маоизм.ру.

Добавить комментарий