Выступления Мао Цзэдуна, ранее не публиковавшиеся в китайской печати. Выпуск второй: июль 1957 — декабрь 1958 года.— М., издательство «Прогресс», 1975.

21.06.1958

Речь на заседании военного совета

Кто опубликовал: | 15.08.2021

Это выступление не следует рассматривать как указания; сначала я выскажу несколько соображений, которые нужно обдумать с точки зрения их правильности. Я хочу лишь выдвинуть проблемы. Мы за несколько лет уже привыкли к такой форме. Вы когда встали? Сегодня? А я встал вчера1. Присутствующие просвещённей меня, они постоянно соприкасаются с практикой. Мы по-настоящему не занимались военными делами. Эти несколько лет один из товарищей критиковал армию, но он также несёт ответственность за неё. Мне в известной мере свойственно сосредоточить внимание на какой-либо одной проблеме, этот метод ранее поощрялся, но он нередко обнаруживает свои недостатки. Военная работа в основном ведётся хорошо, есть успехи, есть и недостатки. В последнем повинен и я, поскольку сосредоточил внимание на другом. Есть одна книга под названием «Сяншаньцзи»2, в которой говорится о бодисатве Гуаньинь. В ней на первой странице сказано: «Не будем воспевать ни небо, ни землю, а сначала споём „Сяншаньцзи“». В жизни часто так бывает. Эти несколько дней я не пел ни о небе, ни о земле, а пел о другом, этого трудно избежать. Если поёшь в опере «Рыбаки убивают тирана»3, то невозможно одновременно петь и в опере «Западный флигель»4. К примеру, сколько рабочих дней в году у Хун Сяньнюй5? Говорят, двести. Остальное время она также могла бы работать, однако это было бы с её стороны очень некрасиво.

Один комиссар из BBC говорил, что для него большая честь участвовать в этом совещании, удостоиться сопричастия к этому событию. Несёт ли Центральный Комитет косвенную ответственность за такое положение дел? Если Военный совет несёт за это ответственность, то и Центральный Комитет несёт ответственность.

Сейчас мы проверяем работу Военного совета и соответствующих министерств и не будем касаться военных округов.

Работники военных округов могут заняться проверкой после возвращения на места.

Чем больше вы давите на меня, тем лучше я себя чувствую. Если бы на китайский народ не давил империализм, то мы не поднялись бы на революцию. Если на людей не давят, они не поднимаются на революцию. Империализм, угнетая трудящихся, фактически готовит своих могильщиков. Безусловно, ваше давление не является империалистическим, оно носит побудительный характер, иначе мы не могли бы двигаться.

Наши дела касаются 600 миллионов человек, имеют отношение к вопросам длительного мира.

Работа Военного совета за истекшие несколько лет в основном была правильной, однако имелись и очень большие недостатки, ответственность за которые прежде всего лежит на руководстве.

В обстановке внутри страны произошло очень много перемен. Несколько сот миллионов людей поднялись на борьбу.

На этом совещании роздано несколько документов: [Ли] Фучуня, [Ли] Сяньняня, [Бо] Ибо6, министерства металлургической промышленности и первого министерства машиностроения. Надеюсь, что присутствующие хорошо их изучат (наиболее важны те, где говорится о втором пятилетнем плане), они заслуживают тщательного рассмотрения.

Нынешние проблемы страны — это:

  1. продовольствие;
  2. сталь;
  3. техника.

Первое — это продовольствие, самая важная проблема. Если не верите, то закройте кухни на три дня. Сможете жить без пищи или нет? Нынешний лозунг: «За три года упорного труда добиться производства 1000 цзиней [зерна] на человека»7, то есть всего по стране 650 миллиардов цзиней8. В этом году возможно увеличение производства зерна на 100 миллиардов цзиней, то есть всего по стране мы сможем собрать 470—480 миллиардов цзиней. Если «за пять лет упорного труда добиться производства 1500 цзиней зерна на человека», вот тогда нас не согнёшь.

Второе — это сталь. По принятому в нынешнем году плану за 5 лет нужно добиться выплавки 60 миллионов тонн, нужно приблизиться к выплавке стали в Советском Союзе (70 миллионов тонн). В будущем году, возможно, обгоним Англию. В промышленности нужно изыскивать способы, нужно, чтобы кадровые работники в году четырежды спускались в низы и брались за разрешение проблем: в армии нужно поступать таким же образом. Вы хотите, чтобы я пока поменьше вникал в эти вопросы или побольше? Ишак любит, чтобы на нём ездили, товарищи из Центрального Комитета, подобно ишакам, тоже хотят, чтобы на них ездили. Если не будет стали, то невозможно создавать машины, для выплавки самой стали тоже нужны механизмы, а, кроме того, нужно ещё выпускать и транспортные средства (автомобили, локомотивы, пароходы, самолёты). Для сельского хозяйства также нужна техника (тракторы, оросительные установки).

Перед нами стоят три важные проблемы — продовольствие, сталь и техника. Военный совет заседает очень долго, однако следует быть готовым к длительным заседаниям. Максимум — в течение года, покороче — в течение трёх месяцев и как минимум — полтора месяца. Недаром же говорят, что у компартии заседаний много, а у гоминьдана налогов много. В числе 60 пунктов есть один, требующий сосредоточить усилия на военных делах. Каждый год нужно несколько раз обсуждать военные дела, в прошлом им уделялось недостаточно внимания со стороны ЦК, а сейчас мы хотим заняться ими вплотную. Теперь происходит быстрый прогресс, особенно в сельском хозяйстве. Но поскольку этот прогресс наблюдается прежде всего на местах, это говорит о том, что в центральных органах работают ещё не совсем хорошо, кое-чего здесь стало больше, кое-чего меньше: больше стало бюрократизма, меньше — политики.

После совещаний в Наньнине и Чэнду, после второй сессии Ⅷ съезда, после расширенного политического совещания отмечается большой прогресс. Сейчас нельзя сказать, что «первого [бюрократизма.— Прим. ред.] много, а второго [политики.— Прим. ред.] мало». Бюрократизма стало меньше, а политики — больше. Кое-кто из армейских товарищей говорит, что в ряду «промышленность, сельское хозяйство, армия, школа, торговля» армия стоит на третьем месте, что она сейчас отстаёт от других. Если и отстаёт, то недостатки следует искать в руководстве, в том, что мало совещаний, подобных нынешнему.

В последние несколько лет внимание было обращено главным образом на сельское хозяйство, были намечены и претворены в жизнь определённые меры. Затем мы взялись за промышленность и торговлю. Ещё остались вопросы армии и школы, по которым сейчас проводятся совещания.

Кан [Шэн]. Несколько дней назад председатель [Мао] говорил, что в сферах промышленности, сельского хозяйства, армии, школы и торговли дела обстоят так: в сельском хозяйстве мы наметили ряд мер по освобождению от идейного предубеждения; намечен ряд подобных мер в промышленности, а также и в торговле (в области финансов и внешней торговли), не намечены лишь меры в отношении армии и школы, в этом смысле армия и школа остаются отсталыми в идейном отношении.

Мао Цзэдун. Начало положено.

Кан [Шэн]. Слова председателя, сказанные несколько дней назад, совершенно справедливы, а именно — в воспитании ещё не выработаны китайские формы.

Мао Цзэдун. Социалистическое воспитание должно быть национальным, массовым и вестись на научных основах. Понятие национальный означает соединение всеобщей истины марксизма-ленинизма с особенностями китайской действительности. Понятие научный означает построенный на основе марксистского диалектического материализма, а не на формально-идеалистической основе. Понятие массовый значит придерживающийся линии масс, сочетающий воспитательную работу в массах с производственной работой. Предлагаю дать товарищам три дня для обсуждения этих вопросов.

В чём же в конце концов заключаются наши суеверия? В том ли, что наше сознание ещё не свободно от предубеждения? На этом совещании мы много занимаемся практической стороной дела и мало — политической. Дело тут также и в том, что нам не хватает времени на обсуждение.

В ходе большого скачка произошёл скачок в сознании масс, в воспитательной работе, а сознание наших руководителей по-прежнему остаётся отсталым. (Председатель, сравнивая совещание по военным вопросам и совещание по вопросам воспитания, нашёл, что в ходе первого совещания было больше уделено внимания политическим вопросам, было больше выделено времени на совещание. К тому же было не так много практических вопросов.)9 На этом совещании у нас есть элементы делячества. (Их совещание должно продолжаться от полутора до двух месяцев.) По обоим вопросам [то есть армии и школы.— Прим. ред.] сейчас проводятся совещания. Отсталость армии не имеет всеобщего характера, тут наблюдается разрыв между верхами и низами; возможно, что у верхов не хватает энтузиазма, но нельзя сказать, что все верхи таковы.

Военные кадровые работники говорили мне: «Везде наблюдается большой скачок, однако успехи армии в этом отношении недостаточны, и мы беспокоимся». Это хорошо, что беспокоятся. После этого совещания в положении дел могут произойти изменения. Совещание по военным вопросам должно пройти хорошо и внести ясность во все вопросы, достичь определённой цели.

Китай — многонаселённая страна, население его 650 миллионов человек, а территория Китая наполовину меньше территории Советского Союза, однако лучшей считается территория, находящаяся в умеренном поясе. Протяжённость береговой линии Китая составляет 12 тысяч километров, а территория страны равна 9,5 миллиона квадратных километров. Наша страна имеет и горы и равнины, горные районы расположены на западе, а равнинные — на востоке. Это имеет свои преимущества, так как перепад воды довольно велик, что позволяет строить плотины и использовать водные ресурсы.

Буржуазно-демократическая революция произошла в Китае раньше, чем в Советском Союзе — в 1911 году началась Синьхайская революция. С тех пор прошло уже 47 лет. В России буржуазно-демократическая революция продолжалась очень короткое время — с февраля по октябрь 1917 года, а в Китае — с 1911 года, с Синьхайской революции, до 1949 года, то есть 38 лет. Мы отстали, но революцию совершили сами, сами пришли к марксизму и притом соединили всеобщую истину марксизма с конкретной действительностью. Это один из принципов материализма, а также один из принципов диалектики. Теория проистекает из практики и используется в практике.

В чём же заключается всеобщая истина марксизма? Перед Московским совещанием10 мы имели пять положений, а затем эти пять положений превратились в девять. Эта всеобщая истина соединена с конкретной практикой китайской революции, не соединять их невозможно, так как Китай имеет свои исторические особенности, нельзя механически копировать опыт других.

В тех случаях, когда в истории нашей партии происходило копирование чужого опыта, неизбежно допускались догматические ошибки, что в итоге приводило к очень большим потерям. Однако это имело и свою положительную сторону, так как на ошибках мы учились, набирались опыта.

Определённую пользу мы извлекли и из многочисленных уроков, которые нам преподали наши враги: Чан Кайши, японские и американские империалисты и, кроме того, Чэнь Дусю, Ло Чжанлун, Чжан Готао и некоторые лица, находящиеся в партии. Ван Мин сейчас всё ещё в партии, но куда он идёт? Будущее покажет. Этот человек, как только начинается какое-либо совещание, сразу заболевает. Допуская ошибки в политике, он мог допускать их и в военных делах. Брошюрой о партизанской войне Гутяньское совещание подвело итог тогдашнему опыту, провело грань между пролетарской и буржуазной точками зрения на военное дело. В то время эта грань была не очень отчётливой. На Ⅸ партийной конференции 4-го корпуса существовало две линии11. Некоторые товарищи проявили большой интерес к буржуазным формам руководства, считали, что неспециалисты не могут руководить специалистами. При этом под неспециалистами имелись в виду представители партии — комиссары, которые-де не могли руководить войсками. Подобные взгляды в прошлом имели место, сейчас они, безусловно, изжиты. Некоторые товарищи считали, что для руководства войсками обязательно нужно иметь военное образование, а вы, присутствующие здесь, разве вы окончили учебные заведения? Нет. Это вовсе не означало, что мы не хотели использовать товарищей, служивших в старой армии, они сыграли большую роль, без них победа революции была бы достигнута позднее на несколько лет. Пленные солдаты также сыграли свою роль в революции (в прошлом, во время гражданской воины, пленные солдаты играли в армии роль специалистов).

Если есть недостатки, то они есть у всех. На Ⅸ конференции 4-го корпуса царила атмосфера особого интереса к буржуазной военной науке. Линь Бяо, хотя он и закончил старое учебное заведение, был против такого интереса, он стоял за создание новой военной науки. Фактически буржуазная военная система науки и система управления войсками — это система ругани и побоев. Какова же была идеология тех, кому нравилась в те времена буржуазная военная наука и система управления войсками? Это была идеология буржуазного догматизма. А в последующий период появилась пролетарская догматическая линия Ван Мина. Одни иностранные военные специалисты выступали против тактики заманивания противника в районы, обороняемые нашими войсками, против партизанской войны, говорили, что это «установка на бегство». Они требовали создания регулярной армии, стояли за короткие удары по противнику, за оборону страны на её рубежах. В тот период старый буржуазный догматизм сомкнулся с зарубежным догматизмом. Пролетарский же догматизм фактически не сомкнулся с иностранным догматизмом, а существовал параллельно и сотрудничал с ним. В результате был нанесён вред нашей работе.

Началась большая партизанская война, а с ней и Великий поход в 25 тысяч ли. Во время этого похода было преодолено расстояние, равное длине земной оси12, и в то же время были совершены ошибки в других освобождённых районах. Центральный советский район в этот период вынужден был сделать манёвр и переместиться на север провинции Шэньси.

В результате имевших место в истории нашей партии трёх «левых» уклонов и двух правых армия численно уменьшилась и понесла потери. Но в этом были и свои преимущества: мы приобрели известный опыт.

После проведения таких мероприятий, как конференция в городе Цзуньи, конференция в Яньани, упорядочение стиля работы в Яньани, в результате применения принципа «извлекать урок из ошибок прошлого в назидание на будущее, лечить, чтобы спасти больного», на правильный путь встало подавляющее большинство людей.

Нельзя, таким образом, сказать, что в военных делах не было допущено ошибок. Только вследствие допущенных нами ошибок Чан Кайши «попросил» нас уйти, и мы ушли. Во время Великого похода также были допущены ошибки, такие, как объединение 4-й армии, выступление Чжан Готао против ЦК. А затем, в период антияпонской войны, некоторые товарищи дважды подпадали под влияние правого оппортунизма Ван Мина. Если бы с правым оппортунизмом Ван Мина не было покончено, сегодня мы не имели бы возможности проводить заседания и смотреть на искусство Мэй Ланьфана здесь, в зале Хуайжэньтан.

После антияпонской войны, в ходе освободительной войны, в партии и в армии не было коренных расхождений во взглядах. На Ⅵ расширенном пленуме [ЦК КПК] в 1938 году говорилось о преимуществах партизанской войны, благодаря которым возникла возможность укрепления партии, армии и политической власти. Из 900 тысяч партизан были сформированы 4 полевые армии.

Главное же состоит в том, что войну против японских империалистов и освободительную войну мы вели не по иностранным догмам и не по буржуазным догмам, а нашими собственными методами. Конечно, мы применяли также и зарубежный опыт ведения войн, однако победили без использования этих двух догм.

После победы в 1949 году мы одержали победу и над американским империализмом. Сопротивление американской агрессии и оказание помощи Корее не были малой войной. Советские товарищи говорили, что такое количество авиации, какое использовал противник в корейской войне, они не видели на полях сражений во время второй мировой войны. В ходе войны наша авиация не могла действовать на первой линии (в тылу противника) или на второй линии (38-я параллель), она могла действовать лишь в своём тылу. В тогдашней обстановке разбить американских империалистов было нелёгким делом.

Кое-кто говорит, что мы не участвовали в мировой войне. Это неверно. Мы участвовали в войне более ожесточённой, чем вторая мировая война.

Какова сила американских сухопутных войск? Точно не известно, но, во всяком случае, немалая. Поэтому стратегически я рассматриваю американский империализм как бумажного тигра, а в оперативном и тактическом отношениях — как железного тигра.

После победы было создано много учебных заведений; в послевоенные годы родился и догматизм. Мы пригласили так много советских специалистов, что появление догматизма стало естественным. Существует ли в конце концов догматизм? Имеются четыре точки зрения на этот вопрос: сторонники первой из них говорят, что догматизма нет, приверженцы второй утверждают, что он есть, третьей — что он есть, но не имеет широкого распространения, а разделяющие четвёртую точку зрения считают, что догматизм есть и имеет широкое распространение. Какая из этих точек зрения верна, это нужно обсудить.

В истории партии было два вида догматизма. Один заключался в копировании буржуазной военной науки и системы управления войсками; другой — в том, что пролетариат воспринимал иностранную военную науку и иностранную систему управления войсками. Против этих двух видов догматизма велась борьба, и они были преодолены.

После освобождения вновь возник догматизм. Существует ли он сейчас? По-моему, в известной степени существует. Сказать, что догматизм полностью отсутствует, будет неверно. Перенимать некритически иностранное — значит необоснованно недооценивать себя, не верить себе.

Некоторые говорят о том, что нужно изучать мою военную науку. Я не создал военной науки, а написал лишь несколько статей. Я был в то время очень рассержен, иначе не написал бы. Когда Ван Мин прибыл из Советского Союза13, он проповедовал теорию скорой победы (в своих статьях он писал о том, что антияпонская война закончится победой через 4 года). В то время существовало две теории: одна проповедовала скорую победу, другая предсказывала гибель страны. Внутри партии остриё борьбы было направлено против теории быстрой победы, в борьбе против гоминьдана критиковалась теория, предсказывавшая гибель страны.

Написанные в то время мною статьи были вызваны к жизни временем. В нынешних методах я не разбираюсь. Чумизу и винтовку — это я видел, Синьхайскую революцию также пережил; затем произошло примирение Юга с Севером, а я стал профаном.

В нашей армии существует четыре вида традиций:

  1. хорошие традиции;
  2. ошибочные традиции;
  3. марксистские традиции и
  4. антимарксистские традиции.

Это заседание должно принять решения: одно основное и несколько десятков второстепенных. Именно так было сделано на совещании в Чэнду (на нём было принято больше тридцати решений). Мы должны по-деловому искать сущность решения, искать его сообща. Все должны говорить и писать искренне. То, что мы говорим, идёт от сердца (откровенно, доброжелательно) и имеет непосредственное отношение к работе.

Некоторые товарищи боятся, что, если они выступят, их заставят надеть тесную обувь14. Что в этом страшного? Разве коммунисты боятся носить тесную обувь? В прошлом все китайские женщины носили тесную обувь, и эта тесная обувь не помешала им народить 450 миллионов человек. Чего же бояться коммунистам? Что страшного в том, что кое-кто из нас поносит некоторое время тесную обувь?

На совещании в Чэнду я говорил о пяти положениях. Конечно, рубить головы мы никому не станем. Мы стоим за откровенность. Я говорю с вами откровенно. Конечно, кое-кого мы обидим. Короче говоря, каждый должен высказаться — с одобрением ли, с критикой ли, с признанием ли ошибок. Не следует особо задумываться; говорить или не говорить. Говорить можно, мы ведь сегодня говорим кому что вздумается. Написать статью — вот это трудно. Цель наша — сплочение, сплочение всей партии, всей армии. А для того чтобы достигнуть сплочения, нужно добиться ясности во всех вопросах, иначе не будет истинного сплочения.

Военные должны быть прямыми, откровенными, только так можно достичь сплочения. Для чего нужно сплочение? Нужно выиграть время. Лучше всего, чтобы войны не было лет десять. С 1918 по 1939 год прошёл 21 год, 21 год без войны. Если третья мировая война также начнётся через 21 год после второй, то у нас ещё осталось 8 лет. В таком случае нам нужно перегнать Англию за 3 года или даже к будущему году. Тогда у нас останется 7 лет на то, чтобы перегнать Америку.

Чанкайшистский Тайвань хотя и мал, но сейчас ведёт себя кичливо. Чанкайшистские самолёты часто сбрасывают на нашу территорию листовки. Если мы будем иметь 150 миллионов тонн стали, нам будет достаточно только дунуть, чтобы они убрались. А сейчас, сколько мы ни гремим, они не обращают внимания. Через 7 лет мы будем иметь мощную промышленность. Советский Союз будет иметь 70 миллионов тонн стали, а мы будем иметь 60 миллионов тонн. В 1967 году мы сможем превзойти Советский Союз и приблизиться к Америке, а через 10 лет сможем перегнать Америку (есть уверенность, что перегоним). К тому времени, возможно, мы наладим производство управляемых снарядов и атомных бомб.

В войсках нужно проводить собрания несколько раз в год. Действовать нужно целеустремлённо, а не как попало. Сяо Цзингуану15 нужно разъяснить, что флот очень важен, однако сейчас для нас его создание невозможно. И всё же мы очень надеемся, что флот у нас будет. В будущем году, возможно, мы дадим 25 миллионов тонн стали. Пока ещё трудно сказать. Кто мог подумать, что на одном му земли можно вырастить 4500 цзиней зерна? Сбор зерна, возможно, в этом году возрастёт на 100 миллиардов цзиней, а некоторые даже считают, что на 130 миллиардов цзиней. Лично я думаю, что с уверенностью можно говорить о прибавке в этом году урожая на 70 миллиардов цзиней. Но я не против прибавки и в 130 миллиардов цзиней.

В общем, если будет сильно государство, то и армия будет сильна. Через 7 лет по уровню развития мы, возможно, приблизимся к Америке, через 10 лет обгоним её.

Партия и армия! Сплачивайтесь на борьбу за эти цели!

Примечания
  1. Мао Цзэдун до сих пор сохранил привычку, выработавшуюся у него в Яньани (1936—1946), работать по ночам и спать днём.— Прим. ред.
  2. Про эту пьесу см. примечание к другому материалу.— Маоизм.ру.
  3. «Рыбаки убивают тирана» (打渔杀家) — китайская пьеса времён династии Сун. Роль дочери рыбака в ней часто исполнял знаменитый актёр Мэй Ланьфан.— Маоизм.ру.
  4. «Западный флигель» (西厢记) — романтическая комедия, написанная драматургом Ван Шифу во времена династии Юань.— Маоизм.ру.
  5. Артистка Гуанчжоуской оперы (её псевдоним Куан Цзяньлянь). Во время «культурной революции» подвергалась гонениям. В 1970 году была реабилитирована. В 1974 году названа зам. начальника Управления культуры провинции Гуандун.— Прим. ред. (Дочь Хун Сяньнюй, Хун Хун, тоже звезда кантонской оперы, в 1981 году бежала на Тайвань, а затем переехала в Канаду. Мать отказалась последовать за ней. Она скончалась в 2013 г.— Маоизм.ру.)
  6. Бо Ибо — зам. премьера Государственного совета, член ЦК и кандидат в члены Политбюро ЦК КПК восьмого созыва; репрессирован в ходе «культурной революции».— Прим. ред.
  7. Это как-то совсем много. В настоящее время в Китае производится примерно триста цзиней (полтора центнера) риса на человека.— Маоизм.ру.
  8. Население КНР в то время было немного больше: не 650, а 660 млн человек.— Маоизм.ру.
  9. Прим. в китайском тексте.
  10. Имеется в виду Московское совещание представителей коммунистических и рабочих партий в 1957 г.— Маоизм.ру.
  11. Ⅸ партийная конференция 4-го корпуса китайской Красной армии состоялась в декабре 1929 года в городе Гутянь провинции Фуцзянь. Постановление конференции издано в виде работы Мао Цзэдуна «Об искоренении ошибочных взглядов в партии». См.: Мао Цзэдун. Избранные произведения, М. ИЛ, 1952, т. Ⅰ, с. 171—190.— Прим. ред.
  12. 25 тысяч ли — 12,5 тыс. км, что действительно почти равно диаметру Земли, 12,7 тыс. км.— Маоизм.ру.
  13. Ван Мин вернулся в Китай из СССР в 1937 г.— Маоизм.ру.
  14. «Заставить надеть тесную обувь» — дословный перевод китайского выражения, приблизительно соответствующего русскому «прижать хвост».— Прим. ред.
  15. Сяо Цзингуан — член ЦК КПК восьмого, девятого и десятого созывов, член Постоянного комитета ВСНП четвёртого созыва, зам. министра обороны, адмирал.— Прим. ред.

Добавить комментарий