Пер. с англ.— О. Торбасов

Национальный вопрос и маоизм на ЛанкеTowards a (Tamil) Left Perspective on the Ethnic Crisis in Sri Lanka // Theorizing the National Crisis: Sanmugathasan, the Left and the Ethnic Conflict in Sri Lanka. Colombo: Social Scientists Association, 2007, by Ravi Vaitheespara.

2007 г.

К (тамильскому) левому взгляду на этнический кризис в Шри-Ланке

Кто опубликовал: | 02.02.2021

Это модифицированная версия доклада, представленного на конференции по тамильским исследованиям в Университете Торонто 11—14 мая 2006 г., опубликованного в материалах конференции, а также в «Нью демокраси» (New Democracy) в сентябре 2006 г.

‹…›

В. Поннамбалам

В. Поннамбалам (1930—1994)

Ленин также особо подчёркивал различие между национализмом угнетателя и национализмом угнетённого. Явно проводя жёсткое различение, Ленин отстаивал необходимость для марксистов поддерживать национализм угнетённых даже если их идеология чисто националистическая. (Михаэль Леви, помимо прочих, указал на этот особенный вклад Ленина в марксистскую теорию национализма в своей новейшей оценке в сборнике «Отечество или Мать-Земля?»1.) Это обращение к ленинским идеям определённо стало полезным, когда [Валлипурам] Поннамбалам сформулировал мощную критику позиции шриланскийской левой относительно тамильских националистических партий, таких как ТК и ФП, и для решительной их поддержки с его стороны. Явно ссылаясь на Ленина, Поннамбалам утверждал, что национализм угнетающего сообщества не может рассматриваться в том же свете, что и национализм угнетённых, а поскольку этот последний направлен против угнетения, он имеет некоторый демократический потенциал и поэтому должен в большинстве случаев поддерживаться.2 В том же ключе он использует знаменитое высказывание Маркса о рабстве в Соединённых Штатах «Труд белых не может освободиться там, где труд чёрных носит на себе позорное клеймо»3, утверждая, что в ситуации этнического неравенства среди рабочих классовая борьба не может развиваться. Поэтому он пишет, «что право на самоопределение вовсе не ослабит рабочую борьбу, а усилит её».4

‹…›

Далее автор описывает позицию по национальному вопросу Новодемократической марксистско-ленинской партии, тогда ещё называвшейся Новодемократической партией:

Ясно, что группа, возглавлявшаяся К. А. Субраманямом, а ныне возглавляемая С. К. Сентивелом, сделала попытки серьёзного подхода к этническому конфликту и восполнить то, что следует признать главным пробелом в левой политике Шри-Ланки,— потребность адекватно теоретически осмыслить и на практике работать с национальным вопросом.

‹…›

Представляя Шри-Ланку как мультиэтническое государство, составляемое четырьмя главными национальностями — сингалами, тамилами, мусульманами и горными тамилами, наряду с теми, кто считается национальными меньшинствами, как бюргеры5, малайцы и атто (ведда)6, они утверждают, что право на самоопределение каждой национальности должно взаимно уважаться. Эта правильная марксистско-ленинская позиция, и НДП держится её, вопреки огромным трудностям, включая угрозы и убийства её членов с разных сторон, включая тамильские боевые группы.

‹…›

Во-первых, вполне убедительно и ясно [НДП] утверждает, что циничное использование годами сингальского шовинизма и национализма сделало главным противоречием в Шри-Ланке национальное, а не классовое. Именно по этой причине, несмотря на то, что центр внимания партии на классовой борьбе, она чувствует, что должна расширить поддержку прав угнетённых меньшинств, даже когда они могут принимать чисто националистическую форму.

Автор цитирует политический отчёт 4-му национальному съезду Новодемократической партии в 2002 г.:

«Согласно нашей оценке, это национальное противоречие не составляет фундаментального противоречия, но оно развилось в главное противоречие из-за жестокого шовинистического гнёта, обернувшегося войной»;

«Поэтому, имея в виду эту критику и её собственную двойственность и недоверие к монопольной политике тамильского национализма ТОТИ, НДП продолжает поддерживать тамильскую вооружённую борьбу… …ТОТИ заслуживает строгой критики и осуждения за свой монополистический подход, отрицание демократии и некоторые своевольные насильственные действия. Их политическая идеология — тамильский национализм. Несмотря на некоторые прогрессивные черты, они не смогли отбросить тамильский консерватизм и связанных с ним моментов политической культуры. Их руководство остаётся мелкобуржуазным».

Примечания
  1. Михаэль Леви. Отечество или Мать-Земля? Статьи по национальному вопросу.— М.: СВОБМАРКСИЗД, 2010.
  2. V. Ponnambalam, Senthamizhar Aagividuvom (Станем красными тамилами) Jaffna: Varathar Veliyeedu, 1978, P. 51–52.
  3. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., 2-е изд., т. 21.
  4. V. Ponnambalam, Senthamizhar Aagividuvom (Станем красными тамилами) Jaffna: Varathar Veliyeedu, 1978, P. 38.
  5. Бюргеры — ланкийские креолы, потомки европейских переселенцев.
  6. Ведда — коренное население острова.

Добавить комментарий