Из реплик на совещании в Чэнду в марте 1958 г.
Се Фучжи — В 1958 году член ЦК и кандидат в члены Политбюро ЦК КПК, первый секретарь парткома провинции Юньнань. В 1959 году стал министром общественной безопасности, позже — первым секретарём горкома КПК и «ревкома» г. Пекина. Умер в марте 1972 года.
Прим. ред.
До династии Мин [провинция] Юньнань была районом национальных меньшинств, и только потом она стала осваиваться.
(Речь идёт об ирригационном строительстве.) Мы рассчитываем в течение 3 лет осуществлять крупное ирригационное строительство. В настоящее время проводим политическую кампанию, чтобы добиться большего производства зерна. Надо изучить вопрос о создании укрупнённых кооперативов, исключая районы, где много земли, но мало населения. Можно посоветоваться по этому вопросу. Конечно, это не означает, что объединение кооперативов надо проводить сразу, как мы вернёмся с совещания, эту работу надо постепенно проводить в течение 5 лет.
Дома в деревнях не отвечают санитарным условиям, в течение 10 лет надо заменить их кирпичными домами, отказавшись от соломенных хижин. Здесь нет вопроса, любишь или не любишь родину. Лучше всего положение в Циндао и Чанчуне; в Чэнду хуже, чем в Чунцине, в Кайфыне хуже, чем в Циндао. Необходимо иметь план изменений, рассчитанный на 10 лет. Дома следует строить более красивыми, нам не нужен феодальный стиль, надо строить по типовым проектам с учётом местных условий. Кооперативы, которые несколько лет подряд собирают богатые урожаи, могут строить дома для крестьян постепенно. За 7—10 лет упорной работы будет изменён облик деревень. Надо ликвидировать городские стены, Пекину следует брать пример с Тяньцзиня и Шанхая.
Газета — это справочный отдел, она обладает быстрой реакцией и способностью постоянно ставить перед народом новые вопросы.
В прошлом многие дела вершились буржуазными элементами, после борьбы с правыми управление предприятиями не ухудшилось, а, наоборот, улучшилось; это и есть реформа производственных отношений.
Ответственные работники центра не учатся. Поэтому мы однажды прогорим — и хорошо: мы уйдём, придёте вы, и мы станем простым народом.