Интервью журнала «Роте фане» (Rote Fahne) с Штефаном Энгелем, руководителем редакционной группы теоретического журнала МЛПГ «Револютионерер вег» (Revolutionärer Weg), о публикации нового номера журнала под названием «Кризис буржуазной идеологии и оппортунизма».
«Роте фане». Публикация книги «Кризис буржуазной идеологии и оппортунизма» намечена на начало января 2022 года. Чего ожидать заинтересованным читателям?
Штефан Энгель. Эта книга является второй частью нашей серии из четырёх книг под названием «Кризис буржуазной идеологии и доктрина образа мышления». Она повествует о самых разнообразных вариантах современного оппортунизма, каждый из которых пытается сделать собственные выводы из различных кризисов и новых социальных проблем. Поскольку все они произошли из буржуазной идеологии, рано или поздно они потерпят неудачу аналогично старым буржуазным идеям, альтернативой которым они якобы являются.
Оппортунизм присутствует в рабочем движении с момента его зарождения. Более ста лет эта тенденция была неотъемлемой частью всемирной империалистической системы. Ленин критиковал оппортунизм за то, что он «коренные интересы движения приносит в жертву минутным выгодам или соображениям, основанным на самом близоруком, поверхностном расчёте»1.
Оппортунизм уже нанёс большой ущерб революционному рабочему движению и смог на время сильно подавить освободительную борьбу рабочего класса и угнетённых народов. В конечном же итоге он обречён на провал, потому что не согласуется с объективной реальностью, а только разжигает иллюзии внутри капиталистической социальной системы, усугубляет эксплуатацию и угнетение рабочих и без надобности продлевает страдания широких масс.
Оппортунизм не исчезнет сам по себе, так как он постоянно воспроизводится заново империализмом. В нашей книге мы развиваем полемику против оппортунизма, призванную помочь читателю понять превосходство научного социализма над оппортунистической реакционностью.
«Роте фане». Мы находимся в середине четвертой волны пандемии Ковид‑19, которая, несмотря на всеобщую вакцинацию, по всему миру приносит новые рекордные числа инфицированных, серьёзно больных и умерших от этой пандемии. Неужели в свете столь драматических событий нет ничего важнее борьбы с оппортунизмом?
Штефан Энгель. Даже если подавляющее большинство населения подчинится призыву правительства и сделает прививку, будет соблюдать дистанцию и регулярно проходить тестирование, всеобщее беспокойство по поводу антикризисных мер местного и государственного правительств никуда не денется. И я сейчас говорю не о реакционном и в сущности бестолковом «протесте» так называемых «альтернативно мыслящих», а о справедливом стремлении большинства граждан к доступному информированию, надёжной защите и своевременной и эффективной помощи пострадавшим от коронавируса. Четвёртая волна пандемии Ковид‑19 ещё не утихла, в то время как пятая волна уже на горизонте. Создаётся впечатление, что одни и те же ошибки и неудачи в кризисном регулировании повторяются из раза в раз, что приводит к сотням тысяч заболеваний и тысячам новых смертей, которых можно было избежать. Лишь в том ли дело, что в правительстве засела толпа дураков и невежд? В чём причина неоднократных провалов антикризисных мероприятий? Почему правительство всё время ссылается на непредвиденное развитие событий, хотя уже всем ясно, что с пандемией можно и нужно своевременно бороться, прежде чем она распространится экспоненциально, до того как новые сотни тысяч заболеют и тысячи погибнут?
Наша новая книга посвящена в первую очередь идеологическим предпосылкам сегодняшних действий правительства, в частности, неопрагматизму и позитивизму. Считается, что неопрагматизм является «необходимым благом». На деле же это не что иное, как оправдание возвышения интересов капитала над всем обществом. При таком положении дел не может быть решена ни одна общественная проблема. Подобно позитивизму, неопрагматизм отвергает любой научный подход и, следовательно, не может дать никаких точных прогнозов, которые, надо понимать, жизненно необходимы для комплексной профилактики в борьбе с пандемией. Позитивистский метод проб и ошибок является грубой халатностью, он попросту бесчеловечен в случае антикризисного управления пандемией Ковид‑19.
Эти два идеологических направления в буржуазной идеологии являются основой антикризисных мер любого правительства, которые сегодня являются первоочередной задачей каждого империалистического и капиталистического правительства.
«Роте фане». Выходит, пандемический кризис всё-таки не является центральной темой книги.
Штефан Энгель. Это было бы даже неуместно, так как часть буржуазной повестки и состоит в том, чтобы делать вид, что пандемия Ковид‑19 — единственная проблема, с которой человечество имеет дело сегодня. Например, ни слова не говорится о глобальном финансово-экономическом кризисе, который никуда не делся с 2018 года. Вместо этого все экономические проблемы ошибочно и в одностороннем порядке отнесены к пандемии Ковид‑19.
О классовой борьбе тоже почти никто не говорит, отвлекаясь на спор с «альтернативно мыслящими». Послушав буржуазных политиков, складывается впечатление, что сегодня общество делится на сторонников вакцины и антипрививочников, а не на капиталистов и трудящихся. По мере того, как хаос капиталистического кризиса нарастает, массы также подвергаются повсеместной идеологической дезориентации. Каждый политически грамотный и ответственный человек должен спросить себя, какое место он занимает в глобальной капиталистической системе. Системе, приносящей, помимо баснословных богатств, страдания миллионам и ставящей под угрозу существование человеческого рода. Неужели мы под натиском общественных предрассудков хороним свою мечту о всемирном освобождении только потому, что социализм потерпел временное поражение в результате ревизионистского предательства в Советском Союзе или в Китае? Или же мы, содействуя гигантскому научному прогрессу, помогаем практическим достижениям общественного производства прорваться сквозь натиск прагматизма и оппортунизма и присоединиться к назревшим революционным потрясениям в обществе?
«Роте фане». Не могли бы вы дать краткую рецензию своей книге?
Штефан Энгель. Книга начинается с полемики против фантазии американского философа Фрэнсиса Фукуямы о «конце истории». После распада Советского Союза в 1991 году, он заразил публику мечтами господ о том, что социализм пал раз и навсегда. В книге откровенно говорится о неолиберализме. Книга также обнажает груду проблем буржуазной экономики, тянущуюся со времен мирового экономического и финансового кризиса с 2008—2014 годов. В книге содержится основательная критика неореформизма, разработанного Герхардом Шрёдером и Тони Блэром, кризис от которого в Германии до сих пор сохраняется и усугубляется несмотря на то, что Шрёдер и Фишер лишились полномочий ещё в 2005 году.
Также мы продолжаем анализировать и критиковать новейшие формы неоревизионизма. К ним относятся теории Генерального секретаря Коммунистической партии Китая Си Цзиньпина, реакционно-идеалистическая «идеология чучхе» Ким Ир Сена в Северной Корее, а также троцкизм, марксизм «в белых перчатках» и различные антиавторитарные и анархистские теории от так называемых «левых радикалов».
С приходом в нашу жизнь высоких технологий цифровизация стала по-настоящему горячей темой. Все спекулирующие на ней буржуазные и мелкобуржуазные теоретики кормят нас новыми иллюзиями относительно капиталистической реальности и выступают против революционного свержения капитализма. В противовес тому необходим трезвый анализ того, как современные производительные силы развиваются до материальной базы социализма и как разрушительно они воздействуют на глобальную империалистическую систему.
В книге наглядно показано, что все разновидности оппортунизма характеризуются отходом от научного социализма, фальсификацией или даже отрицанием диалектического и исторического материализма и игнорированием или даже отрицанием революционной классовой борьбы и ведущей роли рабочего класса в ней. Рабочий класс и широкие массы должны научиться смотреть сквозь все оппортунистические формы буржуазной идеологии. Без критики основных форм оппортунизма не выйдет нового подъёма в борьбе за социализм.
«Роте фане». На федеральных выборах в сентябре 2021 года СДПГ и «Зелёные» смогли немного оправиться и сформировать новое правительство вместе с СвДП. Это конец кризиса реформизма?
Штефан Энгель. Жизнеспособность попыток возродить реформизм в новом виде становится всё меньше и меньше. «Социально-экологическая трансформация», громко провозглашённая новым правительством, пока ещё вызывает определённые надежды у масс, хотя очевидно вскоре будет разрушена реальностью империализма. Коалиционное соглашение не предполагает возможности предотвратить приближающуюся глобальную экологическую катастрофу и принять соответствующие срочные и решительные меры. Вместо этого политика сдерживания неопределённо обещает сохранять так называемый «климатический нейтралитет» до 2045 года, согласно которому выбросы парниковых газов и компенсационные меры должны быть сбалансированы. На уровне ЕС даже идёт циничная дискуссия о том, что ядерную энергетику следует приравнять к возобновляемым источникам энергии.
Подобно проблематике озоновых дыр, вымиранию видов, которое ставит под вопрос средства к существованию человека, прекращению вырубки лесов в тропических лесах, росту радиационного загрязнения планеты, быстрому истощению природных ресурсов, а также скорому загрязнению целых регионов и высыханию водоёмов, которые, надо сказать, производят большую часть кислорода в мире, многие важнейшие вопросы сегодня не прорабатываются на должном уровне. Правящие партии используют охрану окружающей среды только как стратегию предвыборной кампании и как легитимацию инвестиционной программы, субсидируемой за счёт средств налогоплательщиков, как непостоянного источника прибыли для финансового капитала. Новое правительство не может предложить большего, потому что последовательная охрана окружающей среды несовместима с поддержанием империалистического мироустройства и его способа производства.
Капитализм нельзя «починить», потому что нельзя выкинуть из него его же фундамент. Многочисленные бравые молодёжные экологические организации однажды придут к этому пониманию и с нашей помощью обратятся к научному социализму.
«Роте фане». В новой книге есть также разделы «Возрождение фашистских идеологий в новом виде» и «Теории заговора». Как вопросы столь откровенной реакции вписываются в книгу, посвящённую главным образом оппортунизму?
Штефан Энгель. Неофашизм и фашистские теории заговора, конечно, не являются частью оппортунизма. Книга рассказывает о том, что на появление неофашизма нельзя реагировать оппортунистически. Движение «альтернативно мыслящих», которое в значительной степени организовано и сформировано неофашистами, может окучивать только массы подверженные чудоверию2, противников прививок и сторонников иных мелкобуржуазных явлений, потому что эти люди не стоят на принципиально антифашистских позициях. Конечно, можно критиковать антикризисные меры правительства. Но не всякая критика прогрессивна и приносит пользу рабочему движению. Мы принципиально осуждаем содействие фашистами в борьбе с правительством противостоим ему.3
Партия МЛПГ занимает строго критическую позицию в отношении антикризисных решений правительства в связи с пандемией Ковид‑19. Эти решения явно выгодны правящим международным монополиям, перекладывают бремя пандемии на широкие массы и ограничивают их гражданско-демократические права и свободы. Мы придерживаемся позиции «нулевого заражения», так как считаем, что должны избегать каждого возможного случая заражения коронавирусом или смерти от него. И как же цинична точка зрения, будто бы допустимо количество инфицированных, равное количеству коек в отделениях интенсивной терапии, прекрасно зная, несмотря на то, что это всё ещё смертный приговор для десятков тысяч человек. Мы не разделяем столь человеконенавистнической политики, потому что мы идеологически привержены интересам рабочего класса и широких масс населения, а не максимизации прибыли правящих монополий.
Существуют идеологические основания тому, что мифы о заговоре могут заражать даже рабочее движение. Часто говорят, что Ковид‑19 — не более чем обыкновенный грипп. «Мировая финансовая элита» намеренно инсценировала пандемию, чтобы поработить всё человечество с помощью спланированной «перезагрузки». Как будто мы всё это время не жили во всемирной империалистической системе, в которой небольшая группа владельцев международного финансового капитала осуществляет единоличное господство над всем обществом.
С первого взгляда не очевидно, почему люди, которых мы раньше считали прогрессивными, могут искренне верить в подобные абсурдные гипотезы. Личный опыт часто подталкивает обывателя к вере на слово, будто бы «кому-то там виднее». Мелкобуржуазно-оппортунистический образ мышления создает готовность следовать подобным образом и мифам о заговоре. Кроме того, движение «альтернативно-мыслящих» обращается к мелкобуржуазному индивидуалистическому сознанию, широко распространенному в современном обществе, согласно которому «свобода» людей заключается в том, что можно делать всё, что пожелаешь.
Революционное рабочее движение и научный социализм имеют иное представление о свободе. Мы полагаем, что свобода состоит прежде всего в осознании необходимости. И если бы рабочий класс получил всего лишь свободу стачек, демонстраций, собраний и доступ к качественному всеобщему здравоохранению, в котором был бы уверен, тогда ни у кого не стало бы никаких проблем с требованием о всеобщей вакцинации.
Только с чёткой пролетарской классовой точки зрения можно отличить оправданную критику правительства от реакции на фашистскую демагогию.
«Роте фане». Продолжение выходит через восемь месяцев после выхода первого тома «Кризис буржуазной идеологии и антикоммунизма». Это относительно небольшой промежуток времени.
Штефан Энгель. Мы много лет работали над всеми четырьмя томами. Следовательно, последние восемь месяцев — это всего лишь подготовка второго тома к публикации, а не период всей разработки.
Есть свои плюсы в том, чтобы публиковать, читать и обсуждения каждый том по отдельности. Однако будет нехорошо, если в результате потеряется связь между четырьмя томами. Поэтому необходимо, чтобы промежуток между публикациями отдельных томов был как можно меньше. Последней вышла книга «Кризис буржуазной идеологии и антикоммунизма». Между антикоммунизмом и оппортунизмом существует тесная связь. По этой причине, оппортунизм в «левом движении» сегодня живёт в основном соглашательством, медлительностью, приспособлением — другими словами, находится на верном пути к антикоммунизму.
«Роте фане». В новой книге рассказывается о ряде философов и политиков, некоторые из которых высоко ценятся союзниками. Не следует ли приостановить такие идеологические дебаты в пользу сотрудничества?
Штефан Энгель. Работа пролетарского союза, будь то единое целое или работа в беспартийных самоорганизациях4, всегда должна происходить на основе общей борьбы, беспартийности, финансовой независимости и идеологической открытости. Это не означает, что идеологические или политические противоречия замалчиваются. Скорее, практическое сотрудничество и возникающие в результате доверительные отношения открывают наилучшие возможности для мирного разрешения спорных моментов. В книге говорится:
«Работа в сотрудничестве со многими течениями, критикуемыми в этой книге, должна диалектически развить борьбу противоположностей и сохранять идеологическую и политическую независимость».
К примеру, мы критически смотрим на Абдуллу Оджалана, который пропагандирует иллюзию «демократического конфедерализма
» и в то же время очерняет «марксизм-ленинизм как несостоятельный
». Поскольку этот «демократический конфедерализм
» не предполагает фундаментальных изменений мироустройства, это, естественно, означает, что правящий международный финансовый капитал добровольно и мирно откажется от своей неограниченной власти. История давно доказала, что нечто подобное не работает в империалистической мировой структуре, вооружённой до зубов. Почему мы должны воздерживаться от критики? Наша искренняя солидарность с курдской освободительной борьбой не может интерпретироваться и применяться на практике как допущение неправильных взглядов без всякой критики.
Стратегический союз рабочего класса с мелким и средним крестьянством и мелкобуржуазно-интеллектуальными промежуточными слоями может быть подготовлен только на основе фундаментальных идеологических дебатов. С другой стороны, фракции, которые отказываются от такого спора и основываются на оппортунистическом принятии неправильных взглядов, не имеют никаких перспектив на будущее или на успех. Эти знания особенно важны для молодёжи, поэтому мы впервые представим книгу публике на демонстрации Ленина — Либкнехта — Люксембург в Берлине в этом январе.
«Роте фане». Спасибо за интервью и поздравляем с новой книгой!
Примечания- В. И. Ленин. Два мира. Ошибочный обратный перевод цитаты заменён на оригинал нами.— Маоизм.ру.↩
- В оригинале «
Esoteriker
» — эзотерики.— Маоизм.ру.↩ - В оригинале «
An der Seite von Faschisten gegen die Regierung zu marschieren ist grundsätzlich zu verurteilen und zu bekämpfen
», т. е. «Выступление против правительства вместе с фашистами в корне заслуживает осуждения и противодействия
».— Маоизм.ру.↩ - В оригинале «
überparteilichen Selbstorganisationen
», т. е. «надпартийные собственные организации [масс]
».— Маоизм.ру.↩