Пер. с англ.— О. Торбасов

State of the Movement: A selection of texts from the Marxist-Leninist Movement

07.11.1993

Общая декларация по идеям Мао Цзэдуна

Кто опубликовал: | 04.06.2024

Товарищ Мао Цзэдун, великий коммунистический мыслитель и вождь, родился 26 декабря 1893 года. Отмечая столетие его рождения, сим принимаем эту декларацию, чтобы вознести хвалу его великому вкладу в теорию и практику марксизма-ленинизма и указать на его непреходящее значение и насущность в современном мировом положении.

Мы призываем революционные партии рабочего класса, международный пролетариат, все угнетённые нации и народы, всех пролетарских революционных борцов мира изучать и проводить на практике с большей решимостью, чем когда-либо прежде, основы учения Мао Цзэдуна.

Товарищ Мао Цзэдун унаследовал, поддержал, защитил и расширил теорию и практику марксизма-ленинизма, поднял её на новый высший уровень и завещал нам бессмертное и могучее наследие марксизма-ленинизма-маоцзэдунъидей или маоизма. Он стоит наряду с великими коммунистами Марксом, Энгельсом, Лениным и Сталиным.

Основной вклад в марксизм-ленинизм

Мао принял фундаментальные принципы трёх составляющих марксизма (материалистическая философия, политическая экономия и научный социализм), заложенные Марксом и Энгельсом, и внёс вклад в их дальнейшее развитие.

Мао внёс великий вклад в материалистическую философию. Следуя ленинскому определению закона единства противоположностей как самого фундаментального из законов противоречия, он конкретизировал этот закон и таким образом углубил наше понимание материалистической диалектики.

Он утверждал, что общественная практика включает в себя производство, классовую борьбу и научный эксперимент и является источником правильных идей. Он продемонстрировал диалектическое отношение между познанием и общественной практикой, также как между чувственным и рациональным познанием.

Он был согласен со всеми своими великими марксистскими предшественниками, что, вообще говоря, производительные силы первичны перед производственными отношениями, а способ производства первичен перед надстройкой. Но в процессе продолжающихся революционных перемен новые производственные отношения и новая надстройка могут играть первичную роль. Первые освобождают производительные силы от старых уз, а последняя совершенствует способ производства.

Мао указал, что классовый характер определяется не только собственностью на средства производства, ролью в процессе производства и распределения общественного продукта, но также и образом мышления, с которым выполняется общественное производство. Он постиг диалектическое отношение между общественным бытием и общественным сознанием и подчеркнул необходимость продолжения революционизации сознания и процесса культурной революции.

Он определил культуру как отражение экономики и политики, находящейся с ними в диалектическом отношении. В своей теории искусства и литературы он призвал отражать революционную классовую борьбы и ставить на принадлежащее им место героев революционных рабочих, крестьян и солдат. Он выступал за революционный романтизм и писал соответствующую поэзию. Он объявил искусство и литературу важными методами воспитания масс.

Его вдохновляло учение его великих предшественников относительно исторического материализма, в частности о государстве и революции в классовом обществе. Он решительно поддержал революционную сущность марксизма. Он твёрдо стоял на позиции, что пролетариат должен вести классовую борьбу, захватить политическую власть и установить социалистическое государство как классовую диктатуру пролетариата против буржуазии.

В революционной практике он подчеркнул значение конкретного анализа конкретных обстоятельств, общественного исследования и массовой работы, борьбы против всех форм идеализма, субъективизма, правого и «левого» оппортунизма и принятия линии масс, чтобы превратить правильные идеи в материальную силу.

Он постиг критику капитализма и принципы научного социализма Маркса и Энгельса, как и критику монополистического капитализма или современного империализма и осуществления социалистической революции и строительства Ленина и Сталина.

Он развил и расширил наше понимание марксистской политической экономии и научного социализма, изучив положительные и отрицательные уроки строительства социализма в Советском Союзе, руководя критикой и отвержением современного ревизионизма и капиталистической реставрации в 1957 году, раскрыв классовый характер советских современных ревизионистов и вырождения Советского Союза из социалистического в монополистически-бюрократически-капиталистическое государство, разоблачив его общую тенденцию к социал-фашизму, противостоя неоколониализму двух сверхдержав, империализма США и советского социал-империализма, и, что самое важное, ведя социалистическую революцию и строительство с опорой на собственные силы в Китае и в духе пролетарского интернационализма.

Мао соединил универсальную теорию марксизма-ленинизма с конкретными полуколониальными и полуфеодальными условиями Китая и совершил китайскую революцию под классовым руководством пролетариата и в контексте мировой пролетарско-социалистической революции. Приведя к победе новодемократическую революцию в такой обширной стране как Китай, где живёт четверть человечества, Мао, несомненно, есть великий коммунистический мыслитель и вождь, которым может гордиться мировой пролетариат и народ.

В ходе китайской революции он руководствовался учением великого Ленина о строительстве коммунистической партии как передового отряда рабочего класса. Он ввёл движение за исправление стиля как метод обеспечения идейного, политического и организационного укрепления пролетарской революционной партии.

Он отличился как мастер политической и военной науки в согласии с материалистической диалектикой. Он успешно следовал теоретической и стратегической линии затяжной народной войны. По сей день его военные сочинения остаются непревзойдёнными в полноте и богатстве опыта революционной войны. На разных этапах и в разных формах вооружённой борьбы они направляют революционные силы к победе в столь огромном масштабе.

Он направил коммунистическую партию на участие в революционном едином фронте, чтобы поднять народ миллионами. В то же время он обеспечил авангардную роль, независимость и инициативу партии рабочего класса. До захвата политической власти в национальных масштабах он строил органы политической власти соответственно линии единого фронта. После полной победы он учредил народно-демократическое государство, ядром которого была пролетарская классовая диктатура.

После завершения в основном новодемократической революции через захват политической власти Мао продолжил социалистическую революцию и строительство и улучшил пример пионерского опыта, обеспеченного Советским Союзом под руководством Ленина и Сталина. Коммунистическая партия поддерживала свою руководящую роль в социалистическом государстве при многопартийной поддержке и стремилась революционизировать все аспекты общества.

Мао участвовал в социалистическом строительстве, преобразовывая средства производства из частной в общественную собственность; планируя экономическое развитие с опорой на собственные силы сбалансированным и пропорциональным образом; используя сельское хозяйство как базовый фактор, тяжёлую и основную промышленность как ведущий фактор, а лёгкую промышленность как перемычку; стабильно поднимая уровень жизни и культуры с одного уровня на другой, отдавая наивысший приоритет основным нуждам и улучшениям для каждого трудящегося.

Проводимая Мао линия социалистической революции и строительства через «большой скачок», принцип «идти на двух ногах» и организацию коммун, была проверена и доказала свою правильность, когда не только преодолела империалистическую блокаду, ревизионистский саботаж и природные бедствия, но и привела к укреплению индустриальной базы Китая и произвела небывалые урожаи и изобилие промышленных продуктов для сельского хозяйства производства и народного потребления.

Под руководством Мао Цзэдуна Китай был бастионом мировой пролетарской революции. В согласии с принципом пролетарского интернационализма китайская компартия, пролетариат и люди всех национальностей делали всё возможное, чтобы объединить и укрепить международное коммунистическое движение соответственно генеральной революционной линии против империализма, социал-империализма, современного ревизионизма и всяческой реакции.

Они бескорыстно поддерживали корейский и индокитайские народы в их героической победоносной борьбе за национальное освобождение против агрессивных войн, развязанных империализмом США, сплачивали угнетённые народы Азии, Африки и Латинской Америки против империализма, социал-империализма, колониализма, неоколониализма и расизма, поднимали пролетариат и народ в капиталистических и управляемых ревизионистами странах на борьбе против монополистического капитализма, чтобы продвинуть дело социализма.

Мао Цзэдун проанализировал основные перемены в ситуации классовой борьбы на глобальном уровне, принял правильную внешнюю политику социалистического Китая в связи с конкретной реальностью трёх миров, продвигал международный единый фронт против империализма, социал-империализма и всей реакции соответственно принципу пролетарского интернационализма и против ревизионистской линии ликвидации мировой пролетарской революции.

Величайшее достижение Мао

Что у Мао может считаться величайшим достижением и величайшим вкладом в марксизм-ленинизм, это теория и практика продолжения революции при пролетарской классовой диктатуре для укрепления социализма, предотвращения реставрации капитализма и борьбы против современного ревизионизма.

Мао решительно указывал, что классовая борьба между пролетариатом и буржуазией — это главное противоречие в социалистическом обществе во всей исторической эпохе. Он утверждал, что классовая борьба — это ключевое звено в прогрессе социалистического общества. При пренебрежении этим ключевым звеном последующее умаление пролетарского революционного сознания приведёт к мирной эволюции социализма в капитализм.

Рассмотрев советский опыт при Сталине, Мао объявил, что следует проводить различие между противоречиями внутри народа и противоречиями между народом и его врагами и что противоречия внутри народа следует правильно разрешать разъяснённым им образом.

Мао принял в расчёт проблемы, которые его великие предшественники называли как требующие разрешения в социалистическом обществе: пережитки и сохраняющееся влияние старых эксплуататорских классов; противоречия между рабочим классом и крестьянством, городом и деревней, умственным и физическим трудом; стихийное порождение буржуазии мелкотоварным производством; силу старых привычек и обычаев.

Но, к великой чести Мао, он был на переднем фронте борьбы международного коммунистического движения против современного ревизионизма, центр которого был в Советском Союзе, систематически изучал и ставил проблему современного ревизионизма и капиталистической реставрации и выдвинул ряд принципов для её решения.

У него было преимущество изучения бюрократических буржуазных течений в китайской компартии, государстве и обществе, а также роста за рубежом современного ревизионизма и капиталистической реставрации в Югославии, бывшем Советском Союзе и Восточной Европе. Он указал актуальные и потенциальные факторы капитализма, подрывающие и разрушающие факторы социализма в социалистическом обществе.

Он призвал к массовой бдительности и активному сопротивлению личному эгоизму и разложению, против регресса к «теории производительных сил» классических ревизионистов Бернштейна и Каутского, против сохраняющихся идей и влияния старых эксплуататорских классов, против омелкобуржуазивания бюрократии и новой интеллигенции и против подъёма новой буржуазии.

Он призывал пролетариат и народ к тому, чтобы социалистические производственные отношения постепенно размывали частную собственность на средства производства, чтобы пролетарская революционная политика командовала производством и революционизировались все стороны надстройки.

Практическое приложение теории продолжения революции при пролетарской классовой диктатуре через Великую пролетарскую культурную революцию, преуспевавшую десять лет с 1966 по 1976 год1, и создало самую широкую демократию, когда-либо испытанную человечеством. Но после смерти Мао контрреволюционные правые или каппутисты смогли совершить переворот и провести реставрацию капитализма в Китайской Народной Республике. Это нужно изучать и анализировать, применяя позитивный революционный взгляд и метод, использованные Карлом Марксом при изучении и анализе краткого успеха и поражения в конце концов Парижской Коммуны 1871 г.

И всё же, хотя из практического приложения теории продолжения революции при пролетарском классовом руководстве следует извлечь положительные и отрицательные уроки, она остаётся верной. Неудача Парижской Коммуны вовсе не опровергла теорию пролетарской революции и пролетарской диктатуры, обеспечив уроки, которые в конце концов приведут к победе Великой Октябрьской социалистической революции.

Правильность постановки Мао проблемы современного ревизионизма и капиталистической реставрации через мирную эволюцию и выдвижения теории продолжения революции при пролетарской диктатуре доказана кризисом, ослаблением, распадом и упадком ревизионистских правящих партий и режимов и непрестанного усугубления условий капиталистической эксплуатации и угнетения в Восточной Европе и бывшем Советском Союзе. Падение социал-империалистической сверхдержавы подтверждает анализ Мао, который в 1964 году указал, что «приход ревизионизма к власти и есть приход к власти буржуазии»2.

Приход к власти в Китае противостоявших Мао ревизионистов и неудача его теории и практики продолжения революции при пролетарской классовой диктатуре привели к реставрации капитализма. Китаем ныне правит коррумпированная бюрократическая буржуазия и компрадорская крупная буржуазия при поддержке привилегированных слоёв омелкобуржуазившихся сил в городах и богатых крестьян. Китайская буржуазия эксплуатирует и угнетает китайский пролетариат и народ и Китай широко открыт для проникновения империалистического капитала.

У государства был вырван его социалистический характер, а у компартии — её марксистско-ленинский характер. Только вопрос времени, когда китайские современные ревизионисты и каппутисты скинут свои «социалистические» маски в результате внутренних противоречий и давления неоколониализма, как в Восточной Европе и бывшем Советском Союзе. Но мы также надеемся, что однажды революционные наследники Мао, подлинные китайские коммунисты, пролетариат и остальной народ, снова поднимутся, чтобы свергнуть своих угнетателей и эксплуататоров.3

Без его теории продолжения революции при пролетарской классовой диктатуре ряды пролетарских революционных партий и международного пролетариата были бы ныне расстроены перед лицом прогремевшего распада ревизионистских правящих партий и режимов; идеологического и политического наступления империалистов, их мелкобуржуазных и реакционных лакеев; и дурацких уверений неоревизионистов, что развитие марксизма-ленинизма остановилось или на великих коммунистах Ленине или Сталине или даже на ревизионистах Брежневе или Горбачёве.

Ныне бушует кризис перепроизводства мировой капиталистической системы, развязывая беспрецедентное угнетение и эксплуатацию и подталкивая пролетариат и народ к революционной борьбе. Этот кризис обостряется высокими технологиями в руках монополистических капиталистов, извлечением сверхприбылей менее многочисленными, но более крупными сверхмонополиями, ожесточённой конкуренцией и применением обширных финансов и высоких технологий для уничтожения рабочих мест и дальнейшего подавления неоколониальных государств-клиентов.

Этот кризис делает необходимым и обоснованным возрождение антиимпериалистического и социалистического движения. Но всегда встаёт вопрос, будет ли новая волна новодемократических и социалистических революций способна удержать и развить социализм, когда он вновь возникнет в нескольких странах, до глобального поражения монополистического капитализма?

Ответ предоставил великий Мао своей теорией продолжения революции при пролетарской классовой диктатуре. Эта теория имеет огромное историческое значение для открытия новой и высшей стадии в развитии теории и практики марксизма-ленинизма. Это стадия маоцзэдунъидей или маоизма.

Вооружённые этой теорией, пролетариат и народ, преуспев в совершении социалистической революции в разных странах, будут знать, с какими трудностями они столкнутся и какие вопросы должны будут решать, чтобы развивать социализм до того времени, когда империализм и вся реакция потерпят поражение в мировом масштабе и можно будет достичь окончательной цели, коммунизма.

Заключение

В этой декларации мы поднимаем великое красное знамя марксизма-ленинизма-маоцзэдунъидей или маоизма. Мы полны решимости изучать и воплощать на практике эту теорию, вести контрнаступление против идеологического и политического наступления империалистов и всей их антикоммунистической прислуги, поднимать, организовывать и мобилизовать пролетариат и народ в возрождающемся революционном движении за национальное освобождение, демократию и социализм против империализма и всей реакции.

Пролетарские революционеры, которые верны марксизму-ленинизму-маоцзэдунъидеям, являют сегодня самый решительный, самый передовой и самый сплочённый отряд международного пролетариата. Они самым полным и глубоким образом понимают (наиболее полно и наиболее глубоко) распад и падение ревизионистских правящих партий и режимов, усугубляющийся кризис мировой капиталистической системы, предстоящее возрождение антиимпериалистического и социалистического движения, надёжное будущее социализма и окончательную победу коммунизма в мире.

Особый революционный и интернациональный долг всех пролетарских революционеров, их партий и организаций состоит в том, чтобы продвигать теорию и практику марксизма-ленинизма-маоцзэдунъидей; завоевать на свою сторону другие партии и организации, искренне мечтающие усвоить уроки падения современного ревизионизма и бороться за социализм против монополистического капитализма; возродить антиимпериалистическое и социалистическое движение пролетариата и народа в новый период мировой революционной борьбы.

Подписано представителями партий и организаций, отдельными лицами на Международном семинаре по идеям Мао Цзэдуна, проходившем в Гельзенкирхене (Германия) 6—7 ноября 1993 года, а также впоследствии.

Для выпуска для публики через СМИ 26 декабря 1993 г., к 100‑й годовщине Мао Цзэдуна.

Частичный список подписей (на 26 декабря 1993 г.)

Одобрившие партии и организации:

Отдельные лица5

Примечания
  1. Строго говоря, ВПКР была завершена к 1969 году, хотя к ней также часто относят революционные кампании последующих семи лет.— Маоизм.ру.
  2. Мао Цзэдун. Почему «10 пунктов» и «60 пунктов» мобилизовали силы народа? — Маоизм.ру.
  3. Следует отметить, однако, что за минувшие три десятилетия не произошло ни того, ни другого. Вероятно, этому препятствует внешнее давление империализма.— Маоизм.ру.
  4. С 2015 г.— Партия Родины.— Маоизм.ру.
  5. По некоторым упоминаниям, в конференции участвовал Хенри Парк, лидер Маоистского интернационалистического движения.— Маоизм.ру.
  6. Соавтор Цзинь Баоюя по книге «Переосмысление социализма: что такое социалистический переход?» (Rethinking Socialism: What is Socialist Transition?).— Маоизм.ру.

Добавить комментарий