Центральное руководство осознало окольную попытку нового руководства КП Китая извратить идеи Мао Цзэдуна положением о «стратегической концепции теории трёх миров Председателя Мао
», и тем самым оклеветать Мао Цзэдуна. Публикацией этой брошюры, «„Теория трёх миров“ как стратегическая концепция попахивает правым оппортунизмом!»1 в марте 1978 г. Центральное руководство открыло огонь по Дэн Сяопину как действительному зачинателю правооппортунистической линии.
9 апреля 1974 г. в разговоре с неким лидером развивающейся страны2 Мао Цзэдун разделил мир на три части. Он провёл различие между сверхдержавами США и Советским Союзом, остальными капиталистическими странами и развивающимися странами как Третьим миром. Мао Цзэдун постарался придать чёткую антиимпериалистическую направленность движению, начатому затем развивающимися странами, особенно странами ОПЕК, против эксплуататорской политики, в основном исходящей от США и Советского Союза. В данной ситуации это была правильная и необходимая тактическая концепция. Термин Третий мир подразумевал характеристику совместных действий развивающихся стран как единого фронта; разделение развитых капиталистических стран на «Первый мир» и «Второй мир» подразумевало направление борьбы против двух сверхдержав, рассматриваемых в качестве главных мишеней, и использование противоречий между первичным империализмом (сверхдержавами) и вторичным империализмом (более слабыми империалистическими государствами). Учитывая ситуацию в то время, Мао Цзэдун, в частности, подчеркнул:
«Китай принадлежит к третьему миру. Китай нельзя сравнивать с богатыми и могущественными странами в политическом, экономическом и прочих отношениях. Его можно отнести только к относительно слабым странам»3.
Таким образом он выражал связь Китая с развивающимися странами и его готовность оказать им бескорыстную поддержку, что не отрицает его социалистического характера. Тактически это было совершенно правильно: Мао Цзэдун считал создание единого фронта развивающихся стран против сверхдержав, наиболее опасных империалистов, жизненно важным делом.
Дэн Сяопин превратил эту тактическую концепцию Мао Цзэдуна в стратегическую концепцию, ревизовав, таким образом, марксизм-ленинизм в существенном вопросе.
-
Дэн Сяопин выдвинул утверждение:
«Развивающиеся страны… составляют революционную движущую силу, раскручивающую колесо истории, и главную силу, сражающуюся с колониализмом, империализмом и, в особенности, сверхдержавами»4.
Марксизм-ленинизм признаёт величайшую важность борьбы угнетённых народов против империалистов и это его интернациональный долг — поддерживать такую борьбу. Угнетённые народы могут ослабить империализм и освободиться от империалистического ига, но они не могут уничтожить империализм. Это может быть сделано только пролетариатом капиталистических стран. Своим утверждением Дэн Сяопин отрицал, что
«…Пролетариат в капиталистических странах является главной силой борьбы против империализма и что с дальнейшим классовым расслоением на буржуазию и пролетариат и развитием классовой борьбы в развивающихся странах пролетариат здесь получает главную роль»5.
Даже не упоминая борьбу рабочего класса и пролетарскую революцию, Дэн Сяопин выдвигает на первый план национально-освободительную борьбу. Мао Цзэдун подверг чёткой критике Дэна Сяопина следующим образом:
«Этот человек никогда не разбирался в классовой борьбе, он никогда не говорил об этом главном звене»6
-
В то же время, сторонники «теории трёх миров» утверждают, что империалистическим странам «Второго мира» напрямую угрожают сверхдержавы, в основном Советский Союз, задавая типичный вопрос:
«Почему же страны второго мира представляют собой силу, с которой можно объединиться в борьбе против гегемонизма?»7.
В сущности, эта стратегическая концепция «теории трёх миров» не только требовала отказа от классовой борьбы, но и провозглашала альянс рабочего класса с эксплуататорскими классами. Рабочие в империалистических странах «Второго мира» были должны помогать своим монополистическим капиталистам в их конкурентной борьбе против двух сверхдержав.
«Теория трёх миров» как стратегическая концепция прямо противоположна марксизму-ленинизму; она фальсифицирует мировые фундаментальные противоречия. Её идеологическое ядро — отрицание рабочего класса как ведущей и главной силы мировой революции. Вместо этого национально-освободительное движение целиком объявляется «революционной движущей силой». Противоречие между пролетариатом и буржуазией в империалистическом Втором мире подчиняются якобы общим интересам борьбы против империалистов Первого мира. Противоречие между угнетёнными нациями и империализмом извращаются, так как только сверхдержавы рассматриваются как угнетатели, а другие империалистические державы примыкают к развивающимся странам. Противоречия между империалистами Первого мира и Второго мира более не считается межимпериалистическим противоречием, а считается противоречием между империалистами Первого мира и национально угнетёнными Второго мира.
Бурная дискуссия о так называемой теории трёх миров вспыхнула в марксистско-ленинском движении разных стран. Споры «за» и «против» раскололи коммунистический группы и углубили уже существующий раскол. Вовлечённые в конфликт партии собрались вокруг двух центров: руководства КП Китая и Партии труда Албании. Поэтому требовалось, чтобы КРСГ8 активным распространением выпусков «Чина актуэлль» (China Aktuell) защитил пролетарскую линию в этой полемике. Анонс «Чина актуэлль» № 2 гласит:
«Как КРСГ доказал в своих заявлениях, „теория трёх миров“ основывается на правооппортунистической линии. Если Мао Цзэдун действительно разработал эту теорию, она должна была бы быть изложена в одной из его статей или речей, то есть, руководству руководство КП Китая не было бы нужды напрягаться, чтобы объяснить её в редакционной статье „Жэньминь жибао“. Так почему эта речь или статья не опубликована, а вместо этого даются только отдельные фразы, вырванные из контекста? — Причина этого просто в том, что нет никакой „теории о разделении на три мира“, разработанной Мао Цзэдуном. Если такая разработка существует, то почему она не публикуется?!».
В этом анонсе Центральное руководство КРСГ также показало, что КПГ/мл в статье в «Ротер морген» (Roter Morgen) №7, 1978 г., уже была одурачена китайскими ревизионистами, и предостерегало относительно последствий этого:
Примечания«Отказываясь от ясной различительной линии, не говоря, что эта теория не исходит от Мао Цзэдуна, Мао Цзэдуна в последнем анализе причисляют к китайским ревизионистам и даже делают проводником контрреволюционной линии…
В своей брошюре КРСГ на основе ленинского учения противопоставил правооппортунистическим взглядам китайской „теории трёх миров“ и её последователей в ФРГ базовую стратегию и тактику пролетарской классовой борьбы на национальном и интернациональном уровне. Таким образом, заявление КРСГ одновременно рассчиталось с колебаниями КПГ/мл и социал-шовинистической линией „КПГ“ и её вредным влиянием на немецкий рабочий класс».
- «Чина актуэлль» (China aktuell), № 2, 1978.↩
- Имеется в виду беседа с президентом Замбии Каундой.— Маоизм.ру.↩
- Теория Мао Цзэдуна о делении на три мира — значительный вклад в марксизм-ленинизм // «Бейджинг ривью» (Beijing Review) № 45, 1977, с. 51, [в немецком тексте — Маоизм.ру] цит. по «Чина актуэлль» (China Aktuell) № 2, с. 3.↩
- «Бейджинг ривью» (Beijing Review) № 15, 1974, с. 10. (Ошибка. На самом деле, это цитата из выступления Дэна в ООН 10 апреля 1974 г., опубликованного в «Бейджинг ривью» № 16, 1974, с. 7. И очень сомнительно, что это важное официальное выступление не было согласовано с руководством КПК, включая, конечно, Мао.— Маоизм.ру.)↩
- «Чина актуэлль» (China Aktuell) № 2, с. 22.↩
- «Бейджинг ривью» (Beijing Review) № 14, 1976 (с. 7 — это часть цитаты, приведённой в редакционной статье «Жэньминь жибао» от 28 марта 1976 г.— Маоизм.ру), цит. по «Чина актуэлль» (China Aktuell) № 2, с. 11.↩
- «Жэньминь жибао». Теория Мао Цзэдуна о делении на три мира — значительный вклад в марксизм-ленинизм, с. 54, [в немецком тексте — Маоизм.ру] цит. по China Aktuell, № 2, с. 23.↩
- Коммунистический рабочий союз Германии — предшественник основанной в 1982 г. Марксистско-ленинской партии Германии.— Маоизм.ру.↩