Моя первая встреча с Владимиром Ильичом состоялась в конце февраля 1921 года в Москве, куда я приехал по решению Центрального Комитета партии1. Меня поместили в общежитии Коминтерна (бывшая гостиница «Люкс»2), где обычно останавливались приезжавшие в Москву представители коммунистических партий. Уже на другой день после моего приезда секретарь Ленина3 позвонила мне по телефону и сказала, что Владимир Ильич хочет сегодня вечером видеть меня в своём кабинете в Кремле. В то время Ленин обычно приглашал к себе многих представителей разных коммунистических партий, чтобы познакомиться с ними лично и получить непосредственную информацию об их партиях и странах.
Вместе с одним русским товарищем точно в назначенное время я был уже в приёмной Владимира Ильича, охваченный, понятно, чрезвычайным волнением и невыразимой радостью.
Не прошло и несколько минут, как Ленин открыл дверь кабинета и пригласил меня войти, радушно поздоровался со мной и, как обычно он умел это делать, смерил меня с головы до пят своим острым проницательным взглядом. Когда я передал ему горячие поздравления от нашей партии и от трудящихся нашей страны, Ленин со своей обычной доброй улыбкой пожал мне руку и сказал: «Знаю, ваш народ хороший, храбрый народ». Завязалась беседа, очень важная для нашей партии, которая продолжалась больше часа. Только сейчас я в состоянии восстановить основную часть этой беседы не по памяти, которая, как известно, не всегда надёжный источник, а на основании моих тогдашних кратких заметок, которые в последнее время нашлись в части моего личного архива, считавшейся бесследно исчезнувшей.
Владимир Ильич забросал меня многочисленными вопросами о политическом положении у нас, о роли монархии и буржуазных партий, об иностранном влиянии в нашей стране, о количестве и роли иностранного капитала, о взаимоотношении Болгарии с соседними балканскими государствами, о врангелевской армии, находившейся на болгарской территории, и др. Особенно большой интерес проявил он к нашей партии, к Земледельческому союзу4, к настроениям среди рабочего класса и крестьянских масс и отношению к Советской социалистической республике.
Я постарался, насколько мог, ответить на все поставленные вопросы, а по некоторым более трудным вопросам я обещал, что наша партия даст необходимые дополнительные сведения. Ленин всё время слушал внимательно и иногда делал кое-какие заметки…
В заключение В. И. Ленин сказал приблизительно следующее:
— Сосредоточьте своё главное внимание на укреплении коммунистической партии как авангарда рабочего класса и займитесь серьёзнейшим образом организацией самого рабочего класса, тем более что он ещё сравнительно слаб в количественном и качественном отношении (у вас почти нет ещё потомственных рабочих). Одновременно создавайте союз рабочих и крестьян (прежде всего с крестьянской беднотой и середняками). Расширяйте влияние коммунистических идей в армии (главным образом среди солдатских масс).
Особенно важна подготовка опытных и преданных коммунистических кадров. Подготовка опытных, преданных и авторитетных руководителей партии — долгое и трудное дело. У нас подготовка звена партийных руководителей продолжалась 15 лет (1903—1917). Целых 15 лет борьбы с меньшевизмом, 15 лет жестоких преследований со стороны царизма, целых 15 лет, на которые приходятся годы могучей революции 1905 года. И вопреки всему этому, у нас были печальные случаи, когда даже очень хорошие товарищи «теряли головы». Если вы, и вообще западноевропейские товарищи, воображаете, что застрахованы от подобных случаев, то это такое детство, с которым нужно вести беспощадную борьбу. Да. Подготовка партийных руководителей и кадров дело очень трудное. И успех в этом деле возможен только в результате постоянной работы, борьбы и правильного коммунистического подбора кадров со стороны наших партий. Это сейчас самое важное и, я бы сказал, решающее и для вашей коммунистической партии. Итак, остерегайтесь увлечений, действуйте трезво, неутомимо готовьтесь для обеспечения победы революции и в вашей стране.
Я поблагодарил его самым сердечным образом за эти ценные мудрые советы. Владимир Ильич проводил меня до приёмной, пожал мою руку двумя руками и сказал на прощание:
Примечания«Желаю вашей партии и вам лично самых лучших успехов. Мы не сомневаемся, что ваша партия и болгарский народ являются верными друзьями нашей Советской социалистической республики. Мы переживаем сейчас очень большие трудности и в связи с этим обсуждаем сейчас вопрос о введении продовольственного налога, но мы глубоко убеждены, что наша партия и Советская власть успешно справятся со всеми этими трудностями».
- Болгарской коммунистической партии. Т. Колева, болгарский историк, установила, что Г. Димитров с 24 по 28 февраля 1921 г. находился в Вене, а в Москву приехал в начале марта. (См.: Третий конгресс Коминтерна. М., 1975, с. 133). Встреча В. И. Ленина с Г. Димитровым состоялась 9 апреля 1921 г. (См.: В. И. Ленин. Биографическая хроника, 1979, т. 10, с. 295). Ред.↩
- Москва, Тверская ул., д. 10. В дальнейшем — гостиница «Центральная». С 2009 г. здание на реконструкции.— Маоизм.ру.↩
- Вероятно, Л. А. Фотиева.— Маоизм.ру.↩
- Болгарский земледельческий народный союз. Ред.↩