(Студентам индустриального института им. А. А. Жданова)
Великая Отечественная война закончилась полной победой советского народа над гитлеровской Германией и империалистической Японией. Наша страна навсегда ликвидировала опасность агрессии на Западе и Востоке только потому, что армия и тыл были единым фронтом. Командование войсковыми соединениями, командование промышленностью и сельским хозяйством, начиная от генералов и кончая рядовыми бойцами, на фронте и в тылу выполняли четко, самоотверженно великий стратегический план товарища СТАЛИНА по мобилизации людских и материальных ресурсов, по организации решительного удара по врагу. В назначенное время вся военная и экономическая мощь методически, по плану, обрушилась на голову врага. Пройдут столетия, а память о Великой битве останется всегда свежей, блистательной. Много лет пройдет, когда все будет досконально изучено, когда во всем величии навеки засияет труд советского человека на поле брани и в тылу.
Товарищ Сталин, наряду с блестящей оценкой победоносных действии войск Красной армии, высоко оценил и заслуги тружеников советского тыла, которые «в своем единоборстве с гитлеровской Германией и ее сообщниками одержали экономическую победу над врагом».
Экономическая победа над Германией и ее сообщниками — честь и гордость советских людей, тружеников тыла.
Этот подвиг вдохновляет нас, советских людей, на новые дела, и нам чуждо успокоение: из руин вырастает Днепрогэс, Донбасс и вся промышленность Украины, Белоруссии и других республик нашего Советского Союза. Дело таких масштабов по плечу только нашему народу — богатырю, которым руководит великая партия ЛЕНИНА-СТАЛИНА.
Вячеслав Михайлович Молотов в своем докладе о 28-й годовщине социалистической революции сказал: «У нас нет более важной задачи, чем задача закрепить нашу победу, которой мы добились в непреклонной борьбе и которая открыла нам путь к новому великому подъему нашей страны и к дальнейшему повышению жизненного уровня нашего народа». Нет более почетной задачи, как быть слугой народа, нет более увлекательного чем труд — труд, способный сделать чудеса. Ближайшая пятилетка, над которой работает наше правительство, будет новым доказательством проявления неиссякаемого источника творческих сил советского народа и процветания нашей Родины.
Для того чтобы в кратчайший исторический срок закрепить победу, залечить раны войны и двинуть социалистическое строительство вперед, необходимо досконально изучить опыт работы военных лет, поставить его на службу применительно к новым задачам, вставшим перед нашей промышленностью. В этом деле рабочий класс, интеллигенция горьковской промышленности должны и могут быть образцом, располагая для этого достаточным опытом.
В Горьком задолго до войны возникло скоростное проектирование и освоение в производстве артиллерийских систем. Энский артиллерийский завод снискал себе своей работой похвалу товарища СТАЛИНА за пушки, которые громили технику и живую силу врага на всех фронтах, за пушки, которые как памятники великих сражений стоят у подножия монументов в Югославии и в государствах других народов, которых спасла наша Красная армия от гитлеровской тирании.
И вот сейчас, когда победа завоевана, когда стоит задача закрепить ее, прямой смысл посмотреть, как работала передовая технической интеллигенция, как она, сливаясь с народом теоретически и в черновой практической работе, осуществила гигантскую задачу — вооружение великого народа первоклассным оружием, артиллериеи, танками, самолетами и боеприпасами.
Мне, как конструктору пушек, более близко артиллерийское производство, поэтому опыт этой области промышленности нам известен во всех подробностях, и надо сказать, новый метод проектирования и организации производства, возникший на Горьковском артиллерийском заводе и блестяще себя оправдавший, является в своей основе применимым во всех отраслях машиностроения как самый эффективный — передовой. Наш метод проектирования и организации производства в некоторой степени в ходе войны был применен в авиационной и танковой промышленности.
Ввиду того, что в печати часто появляется неправильное толкование методов скоростного проектирования и организации производства, затушевывается существо технологии военного времени как передового способа организации производства, назревает необходимость еще раз скачать по этому вопросу, чтобы внести ясность и достижения в этой области поставить на службу промышленности, которая должна и может, как никогда в истории нашего советского государства, развернуть свои мощности и дать стране обилие машин — оборудования и, стало быть, и других видов продукции. Существо скоростных методов проектирования и освоения машин — любых машин, особенно предназначенных для массового выпуска, заключается:
во-первых: в том, чтобы конструкция, первоначальная клеточка производства, создавалась одновременно с технологией производства;
во-вторых: в том, чтобы конструктор и технолог работали совместно и параллельно над конструкцией и высокопроизводительной технологией;
в-третьих: в том, чтобы руководство проектированием машины, технологии, оснащения для производства и т. п. должно находиться в одних руках главного конструктора;
в-четвертых: в том, чтобы в проектировании новых систем и технологии мерилом качества работы конструкторских и технологических кадров был экономический фактор — стоимость всех затрат на изготовление одной машины.
Только этот принцип может ясно открыть перспективу любого завода и избавить его от неожиданности дороговизны машины. Опыт Горьковского артиллерийского завода показал правильность этого принципа.
И, наконец, в том, чтобы проектирование машин и технологии ни в коем случае не отрывались от коллектива производственников, работа конструкторов и технологов должна протекать в тесной связи с мастерами — классиками литейного, штамповочного дела, задавая тон новой технологии, приобщая производственников к передовой мысли. С рождением новой машины коллектив конструкторов и технологов, приобщая к своей идее передовые слои рабочего класса, может и должен превратиться в такую силу, для которой нет невозможного, если технически грамотно и до конца продумана поставленная перед заводом задача.
Дня того чтобы понять существо нового метода, следует представить себе одно положение — конструкцию-клеточку производства. Если на изготовление одной машины требуется одна тысяча станко-часов, завод может выпустить одно количество, а если конструктора и технологи, задавшись дать машину, на изготовление которой потребуется двести станко-часов, то очевидно, завод может их изготовить в пять раз больше. Экономически выгодную машину и высокого качества и в самые сжатые сроки могут дать конструктора только в том случае, если они работают совместно с технологами под единым началом и целеустремленно. В этих случаях обычно встают на защиту главного инженера, ему дескать делать ничего не остается. Правильно, большевики никогда не были поклонниками старого, когда-то хорошего, а потом отмершего, ставшего своей противоположностью. На этот счет ограничимся одним замечанием, которое имеет в той или иной форме отношение к главному инженеру любого завода. Он, то есть главный инженер, технической деятельностью на заводе как правило занимается очень мало, он суть главный толкач на заводе. Наш метод, который оправдал себя полностью на Горьковском заводе, по-иному требует решать вопросы проектирования, подготовки кадров и т. д. Он в значительной степени исключает тот самотек, который свирепствует на любом заводе, где начинается освоение новых машин.
Правда, надо признать, что те принципы скоростного проектирования и освоения машин, поскольку они новы и идут вразрез со сложившимися традициями в промышленности, налагают огромную ответственность на главного конструктора и ясно будут встречены маловерами и консерваторами технической мысли в штыки. На то мы и советские люди, чтобы идти во имя благосостояния и могущества нашей Родины наперекор трудностям.
Наш опыт, о котором мы рассказывали в печати и на собраниях специалистов в первый еще период Отечественной войны, сложился в жестокой борьбе с нытиками и маловерами, и нечего скрывать, что он и удался потому, что коллектив конструкторов и технологов шел в открытую и достиг своего потому, что он был убежден в правоте своего дела и ощущал реально эшелоны пушек. Риск технически грамотный, рассчитанный — суть революционности методики работы советской интеллигенции в период Великой Отечественной войны.
В нашей практике — внедрение нового метода проектирования, особо сильно и настойчиво было проведено в первые месяцы войны, тогда, когда тов. Сталин дал лично задание увеличить выпуск пушек. Можно со всей ответственностью сказать, что на заводе не было оказано должной поддержки конструкторам и технологам. Все технические руководители попрятались по щелям и боялись «как бы чего не вышло».
Первый этап малой и большой модернизации пушек Ф-34 и ЗИС-З был закончен к ноябрю 1941 года, что дало некоторое увеличение выпуска пушек и выдвинуло завод в передовые артиллерийские заводы страны. Конструктора и технологи поставили своей целью дать армии на том же оборудовании в несколько раз больше пушек. Главный конструктор 21.11.41 года особым распоряжением поставил эту задачу, она называлась — создание рациональной технологии.
Перед новой рациональной технологией стояла задача не расшивки «узких мест», а создание таких условий, которые резко, в короткий срок, два-три месяца, дали новый скачок выпуска пушек.
Нет возможности подробно остановиться на этом отдельном крайне нужном и большом вопросе, мы отметим только один факт, а именно: инициатива конструкторов была поддержана и одобрена дирекцией только в марте следующего года, когда новая планировка оборудования, новые агрегатные станки, тысячи приспособлений, сотни высокопроизводительного инструмента были уже в действии, когда эшелон за эшелоном пушки уходили на фронт. Вот как было дело. Поэтому стесняться трудностей и бояться их не следует. Они во всяком деле имеются, их надо преодолевать, не жалея для того сил.
Посвящая эти короткие заметки о скоростных методах проектирования студентам — моим избирателям индустриального института им. ЖДАНОВА, я убежден в том, что новое поколение нашей славной советской технической интеллигенции даст стране работников нового типа, достойных нашей великой Родины.
Все лучшее, что есть в опыте работы промышленности в период войны — на восстановление промышленности и максимальный разворот машиностроения!
Герой Социалистического Труда
В.Г. Грабин 24.01.1946 г.