Выступления Мао Цзэдуна, ранее не публиковавшиеся в китайской печати. Выпуск второй: июль 1957 — декабрь 1958 года.— М., издательство «Прогресс», 1975.

28 и 30 января 1958 г.

Выдержки из выступлений на заседаниях Верховного Государственного Совещания

Кто опубликовал: | 09.10.2021

Для удобства чтения вопросы, затронутые в двух беседах, сведены в один текст; порядок вопросов также изменён, разбивка на разделы введена в протокол.— Отдел единого фронта ЦК КПК.

Прим. в китайском тексте.

  1. За восемь лет впервые в январе мы обсуждаем государственный бюджет и план развития народного хозяйства. Впредь надо будет каждый год собираться в это же время. На сей раз заседания Собрания народных представителей должны проходить в более свободной форме. Нужно больше проводить заседаний по группам, меньше пленарных заседаний. Следует подвергнуть критике подмеченные недостатки в работе. Подготовительная работа к сессии была проведена не очень хорошо, поэтому сейчас и заседания идут, и продолжается подготовка; документы можно будет выправить после обсуждения и потом уже опубликовать.

  2. У нашей нации, как показывают последние семь-восемь лет, появились перспективы. Особенно обнадёживающим был прошлый год. Сотни миллионов людей путём свободного высказывания мнений и проведения широких дискуссий обрели ясное понимание многих проблем, повсеместно развилась активность, задачи стали ставиться более актуально, появились лозунги, например «за пятнадцать лет догнать Англию по выпуску стали и производству других важнейших видов промышленной продукции», «больше, быстрее, лучше, экономнее», были исправлены и вновь опубликованы 40 пунктов «Основных положений развития сельского хозяйства» и т. п. То, что раньше было не по силам, сейчас стало по силам, то, что раньше было невозможным, сейчас стало возможным, например борьба против «четырёх зол». У всей нации в целом появились огромные перспективы; пессимисты неправы, именно огромные перспективы, а не средние или малые перспективы, и тем более не отсутствие перспектив. Всё дело в слове «огромные».

    Наша нация сейчас постепенно пробуждается. В результате этого она смогла сокрушить империализм, феодализм, бюрократический капитализм, смогла осуществить социалистические преобразования, смогла взяться за упорядочение стиля работы, начать борьбу с правыми. Китай беден и неграмотен. Раз беден — значит способен подняться на революцию, а неграмотный легко воспринимает новые идеи. Западный мир богат и грамотен, люди там слишком роскошествуют, багаж их знаний слишком велик, там засилье буржуазной идеологии.

    Сейчас состояние нашего производства совершенно не соответствует нашему положению. Мы — страна с древнейшей историей, а по производству стали не можем сравняться с Бельгией, она выпускает 7 миллионов тонн, а мы всего 5,2 миллиона тонн. Энтузиазм масс очень высок и вселяет уверенность в том, что мы сможем догнать Англию за 15 лет. Как пойдут дела в эти 15 лет — будет зависеть от результатов первых пяти лет, дела в первые пять лет будут зависеть от результатов трёх лет, итоги первых лет — от первого года, итоги первого года — от первого месяца, особенно от опыта прошедшей зимы. В прошлом году Ⅲ пленум принял решения о мелиорации и удобрениях. Сейчас энтузиазм масс, словно атомная энергия, породил огромные силы. Через пятнадцать лет у нас будет 40 миллионов тонн стали, 500 миллионов тонн угля, 400 тысяч киловатт электроэнергии. Судя по всему, 40 пунктов «Основных положений развития сельского хозяйства» можно будет выполнить за восемь лет. Для достижения этой цели нужно напрячь все силы, проникнуться решимостью, быть напористыми.

  3. Один наш друг1 говорит, что мы «любим величие и радуемся подвигам, стремимся к заслугам и гонимся за близкой выгодой, недооцениваем прошлое и слепо верим в будущее». В этих словах есть доля истины. Но, говоря, что мы «любим величие и радуемся подвигам», надо различать, какое «величие мы любим» и каким «подвигам радуемся». Кто «любит величие и радуется подвигам» — реакционеры или революционеры? Да и революционеры бывают разные: одни субъективистски «любят величие и радуются подвигам», другие реалистически. Мы «любим величие» 600-миллионного народа, «радуемся подвигам» социализма. Утверждая, что мы «стремимся к заслугам и гонимся за близкой выгодой», надо различать, к каким заслугам мы стремимся. К личным заслугам и выгодам или к диктуемым реальностью, направленным на достижение общих передовых показателей? Что же касается того, что мы «недооцениваем прошлое», то, если не будешь недооценивать прошлое, далеко не уйдёшь. Ничего не получится, если каждый день будешь думать о Юе, Шантане, Вэнь-ване, У-ване, Чжоу-гуне и Конфуции2. Прошлое нельзя переоценивать, но нельзя его и полностью отрицать. Всё, что есть хорошего за рубежом, надо изучать, все древности, которые надо сохранить, необходимо сохранять. Городские стены вокруг Нанкина, Цзинани, Чанша сломали. Это хорошо. Лучше всего было бы построить новые дома взамен старых в Пекине и Кайфыне. «Слепо верим в будущее». Но разве всем людям всегда не было свойственно возлагать надежды на будущее? Вообще, эти четыре тезиса выдвинуты им весьма удачно.

    Один представитель правых говорил мне, что мы «любим величие и радуемся подвигам», «тенденциозны и пристрастны»; «легко переходим от любви к ненависти», «презираем древность». О том, что «мы любим величие и радуемся подвигам», уже говорилось. «Пристрастны и тенденциозны», но иначе же нельзя. Мы не можем «беспристрастно» относиться к выступлениям правых, мы должны «пристрастно» относиться к социализму. «Благородные мужи общаются, но не образуют партии»3 — такого никогда не бывало. Когда Конфуций потребовал казни Шао Чжэнмао, он тем самым проявил свою партийность. «Легко переходим от любви к ненависти». Правильно, мы можем любить только хороших людей, но как только ты стал «правым», мы уже не можем тебя любить. «Презираем древность». Но разве такая «древность», как бинтование ног, императорские евнухи, клопы, не достойны презрения?

  4. Что лучше, население многочисленное или малочисленное? Сейчас всё-таки лучше, если население многочисленное. Крестьяне пока ещё не уделяют внимания контролю над рождаемостью, но боюсь, что, когда население достигнет 700 миллионов человек, положение станет серьёзным. Надо учитывать серьёзность положения, но бояться нечего. Надо ввести режим экономии. С одной стороны, установить контроль над рождаемостью, с другой — ввести режим экономии. Надо, чтобы это вошло в обычай.

  5. Есть два метода работы; один даёт результаты получше, другой — похуже; есть также и два стиля работы. Вот, например, кооперирование. Можно начать проводить его сейчас же, а можно отложить на 7—8 лет и потом взяться за него. По-моему, надо ковать железо, пока оно горячо, действовать без проволочек. Хорошо, что при упорядочении стиля работы развернулось свободное высказывание мнений. Его придумали правые, чтобы нападать на нас, а сейчас весь народ путём свободного высказывания мнений проводит упорядочение стиля работы.

    Бюрократический стиль и чиновничий дух надо сокрушить, а ещё лучше искоренить по примеру «четырёх зол». Бюрократический стиль и чиновничий дух — это своего рода предрассудки, а предрассудки надо изживать. И министр, и премьер, и председатель должны выглядеть в глазах народа простыми тружениками. Надо добиться того, чтобы простые труженики почувствовали, что они ровня нам. Того, что мы сами чувствуем своё равенство с ними, ещё не достаточно, надо, чтобы и они чувствовали равенство. В уезде Хунъань провинции Хубэй в первой половине 1956 года у кадровых работников был очень силён чиновничий дух, крестьяне были этим крайне недовольны, во второй половине года кадровые работники перестроились, надели соломенные башмаки и пошли в гущу крестьянских масс. Крестьяне встретили их с радостью. Когда кадровые работники провинции Шаньдун пошли на низовую работу в деревню, крестьяне говорили: «Снова пришла 8-я армия!»4

    За последние годы чиновничий дух слишком сильно окреп. Коммунистическая партия должна будет перестроиться, все партии и группировки также должны будут перестроиться. Все ответственные работники коммунистической партии, за исключением больных и престарелых, будут каждый год на четыре месяца выезжать из Пекина, учиться у трудового народа, а вернувшись, приниматься за обработку полученного материала и творческий труд. Так можно сокрушить чиновничий дух. Деятели демократических партий и группировок могут заниматься физическим трудом в зависимости от условий: если здоровье не позволяет, можно выезжать в деревню пореже. Дело не в том, хорош или плох Пекин, а в том, что в центральном аппарате ничего не вырабатывается, то есть не производится никакого сырья. ЦК — это всего лишь перерабатывающий завод, все материалы для него поступают от рабочих и крестьян. Когда я засиживаюсь в Пекине, я чувствую, что голова пустеет, а стоит только выехать из Пекина, как снова появляются идеи.

  6. Энтузиазм надо поощрять, а не глушить. Об этом иногда забывают, глушат инициативу масс. В определённый период были допущены ошибки в некоторых вопросах. Например, кое-кто заявлял, что кооперативов слишком много и надо сократить их количество на 100 тысяч, что двухкорпусные плуги плохо зарекомендовали себя на юге. Здесь уместно сослаться на «Оду о распутнике Дэн Туцзы». Сун Юй нападал на Дэн Туцзы за одно пятнышко, ничего не говоря об остальных его качествах. Это недостойный приём. Правые прибегают к этому приёму, чтобы нападать на нас, да и не только правые, даже некоторые члены коммунистической партии поступают так же. В коммунистической партии, среди промышленников и торговцев, в демократических партиях и группировках, среди интеллигенции большинство может осуществлять прогресс, да и правые в большинстве своём могут перестроиться. Если не будешь доверять большинству, то потеряешь веру. Это очень плохо — потерять веру в народное дело. 70—60 процентов нынешнего студенчества — выходцы из эксплуататорских классов, но правых среди них лишь 2—3 процента. Их, как правило, не стоит исключать из институтов. Оставив в институтах, их можно перевоспитать.

  7. Сейчас идёт новая война, ведётся наступление на природу. «Революция ещё не завершена, товарищи должны продолжать борьбу для её осуществления»5. Надо совершить революцию на всей земле, сейчас мы совершаем революцию только на её части. После упорядочения стиля работы надо быть готовым постепенно переключить внимание на осуществление технической революции. Нужно всерьёз взяться за учёбу, работать на «опытных полях», идти учениками на заводы. Нужно изучать естественные, технические и общественные науки, литературу и т. п. Но социальной революцией надо заниматься ежедневно, упорядочением стиля работы надо продолжать заниматься, нельзя ослаблять усилия. В июне можно будет объявить перерыв в кампании, но это отнюдь не значит, что преобразования завершены, ибо в будущем упорядочение стиля будет продолжено.

    Нужно пропагандировать теорию перманентной революции: после освобождения — проведение аграрной реформы; после аграрной реформы — создание бригад трудовой взаимопомощи, кооперативов; 1956 год был годом создания смешанных государственно-частных предприятий, годом кооперирования кустарной промышленности; затем в 1957 году началось упорядочение стиля работы; позже предстоит провести техническую революцию — и так чередовать проведение кампаний, ковать железо, пока горячо, не давая ему остывать. И нужно сплотиться со всеми, кто может быть нашим союзником.

  8. Коммунистическая партия готовится к большим преобразованиям. Упорядочение стиля и самоанализ можно проводить во всех партиях и группировках. Сейчас так и делается, и уже налицо большие успехи. Идеологию людей можно изменить, стиль работы тоже можно изменить. Народ всей страны воодушевлён, и мы должны быть на уровне этой обстановки, должны быть на уровне требований 600-миллионного народа, и я верю, что мы сможем быть на уровне этой обстановки. Партии и группировки прогрессируют, упорядочение стиля продолжается, но не надо принуждать людей, надо разбираться в сути вопроса и надо исправлять людей, а не портить. При упорядочении стиля нужно предъявлять к коммунистам строгие требования, но к демократическим партиям и группировкам не надо подходить слишком уж строго. «Не надо подходить слишком строго» не значит, что «не надо упорядочивать», можно попробовать упорядочивать, посмотреть, что получится. Наша цель — упорядочивать так, чтобы быть на уровне требований народа, исправлять людей, а не портить их. Я верю, что можно исправлять ещё успешнее. Народ всего Китая идёт вперёд, поэтому и появился энтузиазм, во всех областях жизни обстановка благоприятствует прогрессу.

    Я рад отметить, что среди ответственных работников демократических партий и группировок правых было немного. Среди участников заседаний Верховного государственного совещания правых оказалось не более 10 человек, но и это должно послужить нам уроком. На заседании Верховного государственного совещания 30 апреля прошлого года я говорил, что буржуазную интеллигенцию необходимо перевоспитывать. «Нет кожи, так и волосам не на чем расти». Интеллигенцию нужно пересадить на кожу пролетариата, в противном случае она превратится в группу «просвещённых правителей». Но Чжан Боцзюнь, Ло Лунцзи и другие этого не понимают, они хотят ликвидировать систему парткомов в учебных заведениях, хотят наравне с компартией чередоваться у власти. Они были очень рады «длительному сосуществованию»6, но из-за них сосуществование стало кратковременным.

    Помните, нельзя доверять всем, кто кричит: «Да здравствует!..» Некоторые во всё горло орут: «Да здравствует!..», на словах признают нынешнее руководство, а на деле подвергают его злобным нападкам.

    В пределах Единого фронта как коммунистическая партия, так и демократические партии и группировки должны помогать друг другу, быть откровенными, отбросить все сомнения. Нужно относиться друг к другу с доверием, нужно говорить в лицо, а не за спиной. «Всегда говори треть того, что хочешь сказать, не поверяй всех своих помыслов» — эта поговорка осталась от старых времён, сейчас она уже не пригодна. Надо постепенно переходить к откровенности.

  9. Что касается буржуазной интеллигенции, то мы всегда говорили о её перевоспитании, никогда не утверждали, что перевоспитывать её не надо. Интеллигенция должна капитулировать перед лицом трудового народа. Интеллигенция в некоторых отношениях совершенно неграмотна. Если интеллигенция хоть раз не потерпит поражения, то она не перестроится. Наша партия терпела поражения много раз, она извлекла уроки из грубых ошибок «левого» и правого уклонов и тем самым получила всесторонний опыт. Демократические партии и группировки вряд ли умнее нас. В коммунистической партии были Гао [Ган] и Жао [Шуши], а разве в демократических партиях и группировках не было подобных им деятелей? Мы все — выходцы из старого общества, и извлекать уроки можно, только пройдя через суровые испытания.

    Политическую и профессиональную грамотность надо сочетать, нужно быть и «красным» и «квалифицированным», «красный» — это значит политически грамотный, «квалифицированный» — профессионально грамотный. Не «красный», а лишь «квалифицированный» — это «белый» специалист. Тот, кто занимается только политикой, только «красный», но не «квалифицированный», кто не имеет профессиональных знаний, не понимает практики, тот «лжекрасный», тот пустоголовый политикан. Тот, кто занимается политикой, должен овладевать и профессиональными знаниями, тот, кто занимается наукой и техникой, должен стать «красным». Для того чтобы за 15 лет догнать Англию, нужно воспитать миллионы и миллионы верных пролетариату интеллигентов.

  10. Надо созвать съезд правых. На съезде, во-первых, от души их поблагодарить, во-вторых, подумать, как им помочь. «От души поблагодарить» — это значит показать им, что они своими нападками на рабочих, на партию преподали нам урок. «Помочь им» — это значит, подумать о том, чтобы за 5—10 лет постепенно исправить 50—70 процентов из них, чтобы они служили народу. Всегда найдутся неисправимые, и пусть так и будет, это даже хорошо. Хорошо именно потому, что они неисправимы. Можно себе позволить иметь в обществе часть людей, которых не исправишь и не убедишь. Критика по адресу правых должна быть серьёзной, глубокой, всесторонней, развернуть её надо пошире, но, конечно, чересчур широкая критика тоже ни к чему. Надо их наказывать, но надо и оставлять им выход. Это нужно, во-первых, потому, что имеется ещё значительное число промежуточных элементов, которые ещё идеологически не подготовлены, и, во-вторых, ради самих правых, чтобы у них оставалась возможность вернуться в ряды народа. Конечно, в первую очередь надо, чтобы они сами всё за себя решили, но мы должны им помочь.

    Съезд правых надо провести, а когда именно — нужно подумать. Такие съезды можно созывать не только в Пекине, можно проводить их повсеместно, постепенно расширяя.

Примечания
  1. Имеется в виду Чжан Сижо; см. про него комментарий к другому материалу.— Маоизм.ру.
  2. Древние полулегендарные правители и мудрецы Китая. Юй Юй — ⅩⅩⅡ в. до н. э., Шан-тан — ⅩⅧ в. до н. э., Вэнь-ван, У-ван, Чжоу-гун — ⅩⅡ в. до н. э., Конфуций — 551—479 годы до н. э.— Прим. ред.
  3. Цитата из книги Конфуция «Луньюй» («Суждения и высказывания»).— Прим. ред.
  4. Так в период национально-освободительной войны китайского народа против японских захватчиков (1937—1945) называлась Народно-освободительная армия Китая.— Прим. ред.
  5. Из завещания Сунь Ятсена. См.: «Правда», 14 марта 1925 года.— Прим. ред.
  6. Имеется в виду курс КПК на «длительное сосуществование» с национальной буржуазией.— Прим. ред.

Добавить комментарий