Пер. с англ.— О. Торбасов

Bases de Discusión de la Línea Política General

1988 г.

Международная линия

Кто опубликовал: | 29.01.2023

Мы публикуем наш перевод с английского языка (по возможности сверенный с испанским оригиналом) второй части из сборника Компартии Перу («Сендеро луминосо») 1988 года «Основы обсуждения генеральной политической линии» (существует полный перевод на русский язык этого сборника, но низкого качества). Ранее мы переводили и публиковали фрагмент из этой работы, посвящённый теории трёх миров. В данной публикации этот отрывок также переведён заново.

Маоизм.ру

Введение

Председатель Гонсало установил международную линию Коммунистической партии Перу. Он учит нас, как пролетарских интернационалистов, что мы должны начать с развёртывания перуанской революции посредством народной войны как составной части мировой пролетарской революции и службы ей, продвигаясь к своей цели, которой нет альтернативы, к коммунизму, учитывая, что всякая революция разворачивается среди зигзагов мировой политики.

Оценивая положение в мире, председатель Гонсало начинает с ленинского тезиса: «Основой всего международного положения, как оно сложилось теперь, являются экономические отношения империализма. В течение всего ⅩⅩ века вполне определилась эта новая, высшая и последняя ступень капитализма»1, и того, что различие между угнетающими и угнетёнными странами есть отличительная черта империализма. Поэтому при рассмотрении текущей ситуации мы не можем отрываться от фундаментальных противоречий капитализма, ибо мы находимся на его высшей и последней ступени, империализме.

Кроме того, придерживаясь учения председателя Мао, согласно которому империализм и все реакционеры — это бумажные тигры, подлинным могуществом обладает народ, а «советский ревизионизм и американский империализм, действуя в преступном сговоре, натворили так много гнусных и подлых дел, что революционные народы всего мира не пощадят их. Поднимаются народы различных стран мира. Начался новый исторический период — период борьбы против американского империализма и советского ревизионизма»2, он разъясняет, что сокрушение империализма и мировой реакции коммунистическими партиями во главе пролетариата и народов мира бесспорно осуществится. Он призывает нас бороться против обеих сверхдержав — империализма янки и советского социал-империализма, против империалистических держав и мировой реакции, призывает конкретизировать условия всякой революции, чтобы определить главного врага и предупредить действия остальных врагов.

Новая эра

Победа Октябрьской революции в 1917 году знаменовала особенную веху в мировой истории, конец буржуазной революции и начало всемирной пролетарской революции. Новая эра была отмечена обострением насилия, что отражало одряхление буржуазии как ведущей революционной силы и зрелость пролетариата, достаточную, чтобы взять, возглавить и удержать власть, то есть диктатуру пролетариата. В этих условиях происходят и революции угнетённых наций.

Посреди целой системы всевозможных войн отправится ко дну империализм вместе со всей мировой реакцией и поднимется социализм. А значит революция и контрреволюция сознают, что политические перемены определятся только посредством войны. У войн классовый характер. Бывают империалистические войны, такие как Первая и Вторая мировые войны, грабительские войны за передел мира. Бывают империалистические агрессии против угнетённых наций, такие как война Англии на Мальвинских островах, империализма янки во Вьетнаме и социал-империализма в Афганистане. Бывают национально-освободительные войны, наподобие тех, что ведутся в Азии, Африке и Латинской Америке. Поскольку народная война в Перу — это марксистско-ленинско-маоистская, гонсалоидейная война, не подчиняющаяся сверхдержавам или империалистическим державам, она представляет авангард ввиду своего справедливого характера и правильного руководства. Такова действительность, и она показывает, что коммунисты должны сосредоточиться на главном аспекте развёртывания народной войны как главной формы борьбы на службе мировой революции.

В такой ситуации, что мир может быть преобразован лишь через войну, мы отстаиваем представление о всесилии революционной войны, то есть народной войны, как высшую военную теорию, разработанную председателем Мао теорию пролетариата, которая должна конкретизироваться в каждой стране согласно тому, является ли та империалистической или угнетённой. Таким образом, всемирная народная война является тем адекватным ответом, который служит предотвращению империалистической войны или, если она уже началась, преобразованию её в народную войну. А как коммунисты мы ведём войну для того, чтобы с её помощью уничтожить войны и установить «прочный мир». Мы те единственные, кто сражается за мир,— не как Рейган или Горбачёв, которые чем больше говорят о мире, тем больше делают для войны; это настоящие поджигатели войны.

Оценивая мировое положение в нынешнюю эпоху, мы видим четыре выраженных фундаментальных противоречия:

  1. противоречие между капитализмом и социализмом, под которым подразумевается противоречие между двумя радикально различными системами, охватывающее всю нынешнюю эпоху. Это противоречие ещё будет сохраняться после захвата власти и разрешится одним из последних;

  2. противоречие между буржуазией и пролетариатом, противоречие между двумя противоположными классами, которое также сохранится после взятия власти, проявляясь в множестве идеологических, политических и экономических форм, пока не будет разрешено с достижением коммунизма;

  3. межимпериалистические противоречия, противоречия между самими империалистами в их борьбе за мировую гегемонию, которая ведётся между самими сверхдержавами, между сверхдержавами и империалистическими державами и среди самих империалистических держав. Это противоречие разрешится в последующие 50—100 лет;

  4. противоречия между угнетёнными нациями и империализмом — борьба за освобождение угнетённых наций, за сокрушение империализма и реакции, оно также будет разрешаться в последующие 50—100 лет, являясь главным в течение этого времени.

Однако любое из этих четырёх фундаментальных противоречий может выступать как главное согласно конкретным обстоятельствам классовой борьбы, временно или в конкретных странах.

В перспективе, чтобы достичь своей конечной цели, коммунизма, марксисты-ленинцы-маоисты должны вести революции трёх типов:

  1. демократическую революцию, то есть буржуазную революцию нового типа, возглавляемую пролетариатом в угнетённых странах, которая устанавливает совместную диктатуру пролетариата, крестьянства, мелкой буржуазии и, при некоторых условиях, средней буржуазии, при гегемонии пролетариата;

  2. социалистическую революцию в империалистических и капиталистических странах, которая устанавливает диктатуру пролетариата;

  3. культурную революцию, которая делается для продолжения революции при диктатуре пролетариата, для подчинения и уничтожения всякого возрождения капитализма и для вооружённой борьбы против попыток реставрации капитализма; она служит укреплению диктатуры пролетариата и продвижению к коммунизму.

Так же как никакой класс в мире не мог взять власть сразу, но только через процесс реставраций и контрреставраций, так и когда пролетариат берёт власть и устанавливает свою диктатуру, стремление буржуазии реставрировать капитализм и восстановить свою власть усиливается, что открывает исторический процесс борьбы между пролетариатом, выступающим за удержание и защиту своей диктатуры и предотвращение реставрации капитализма, и буржуазией, желающей восстановить свою власть.

Эта борьба между реставрацией и контрреставрацией остаётся непреложным историческим законом, пока диктатура пролетариата не установится окончательно. Если взять мировую историю, когда в Китае выступил феодальный класс, 250 лет заняло полное сокрушение реставрации рабства; когда буржуазия на Западе боролась против феодализма за сокрушение попыток реставрации или действительных реставраций феодализма, ей потребовалось 300 лет на окончательное закрепление своей власти. А если говорить о революции, в которой пролетариат окончательно встаёт у власти, борьба между реставрацией и контрреставрацией исключительно остра и жестока, и продлится она примерно двести лет, считая от Парижской Коммуны 1871 года. Опыт реставрации капитализма в СССР и Китае оставил нам великие уроки, как положительные, так и отрицательные. Он особенно подчёркивает гигантские шаги вперёд в формировании нового государства и Великую пролетарскую культурную революцию как средство предотвратить реставрацию.

Мы, стоящие на позициях марксизма-ленинизма-маоизма и идей Гонсало, придерживаемся взгляда на революционное насилие как на универсальный закон захвата власти, как на необходимость для замены одного класса другим. Демократические революции осуществляются при помощи революционного насилия, социалистические революции осуществляются при помощи революционного насилия и, перед лицом реставрации, мы будем восстанавливать власть при помощи революционного насилия. Мы должны придерживаться продолжения революции при диктатуре пролетариата с применением революционного насилия через культурную революцию, и мы достигнем коммунизма только через революционное насилие. Пока на Земле остаётся место, где существует эксплуатация, мы должны покончить с ним через революционное насилие.

Новая эра богато вооружает нас и мы, коммунисты, должны укрепляться в идеологическом, политическом и организационном отношении, чтобы принять соответствующую ответственность.

Процесс мировой революции

В международном коммунистическом движении действуют два течения: интернациональное пролетарское движение и национально-освободительное движение. Первое ведёт, а второе лежит в основе.

Национально-освободительное движение ведётся в угнетённых нациях против империализма и реакции. В первое десятилетие нынешнего века Ленин уделял пристальное внимание борьбе в Индии, Китае и Иране. Он разъяснял, что социалистическая революция будет не только лишь революцией пролетариата против своей буржуазии, но и революцией колоний против своих угнетателей. Он говорил о соединении двух сил, интернационального пролетарского движения и национально-освободительного движения, и о том, что массы угнетённых наций составляют большинство мирового населения и будут решающей силой мировой революции. Он пришёл к выводу, что революция перемещается в угнетённые нации, но этот факт не отрицает революции в Европе, а скорее демонстрирует, как может развиваться в империалистическом окружении социалистическое государство, такое как СССР.

Развивая Маркса, Ленин заложил основы стратегии мировой революции по подрыву империализма, соединению борьбы национально-освободительного движения с борьбой интернационального пролетарского движения и продвижению революции. При том, что лозунгом коммунистов было «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», он выдвинул лозунг, который должен был ориентировать борьбу обеих этих сил: «Пролетарии всех стран и народы мира, соединяйтесь!»3. Председатель Мао Цзэдун развил ленинскую стратегию, сосредоточившись на том огромном значении, которое национально-освободительное движение имело для мировой революции ввиду того, что империализм всё больше выжимал соки из угнетённых наций, поднимавших в свою очередь мощные революционные бури, которые следовало возглавить их коммунистическим партиям.

Таким образом, национально-освободительное движение сливается с интернациональным пролетарским движением, и эти две силы движут мировой историей. Председатель Гонсало учит нас, что стратегия, разрабатываемая нами, коммунистами, должна вырастать из основания, заложенного Лениным и развитого Председателем Мао.

Интернациональное пролетарское движение — это теория и практика международного пролетариата. Борьба пролетариата идёт на трёх уровнях: теоретическом, политическом и экономическом. Борьбе пролетариата, появляющегося на исторической сцене как последнего класса, отмечена следующими вехами:

  • 1848 год, когда Маркс и Энгельс разработали «Коммунистический манифест», заложив принципы и программу пролетариата;
  • 1871 год, Парижская Коммуна, когда пролетариат впервые взял власть;
  • 1905 год, генеральная репетиция революции;
  • 1917 год, триумф Октябрьской революции в России, когда класс установил диктатуру пролетариата и открыл новую эру;
  • 1949 год, триумф Китайской революции, когда была установлена совместная диктатура во главе с пролетариатом и было принято решение о переходе к социалистической революции, что изменило соотношение сил в мире;
  • в 1960-е, во время Великой пролетарской культурной революции во главе с Председателем Мао Цзэдуном, революция продолжилась при диктатуре пролетариата в острой борьбе между реставрацией и контрреставрацией.

В борьбе за свои требования пролетариат порождает профсоюзы и стачки, которые не только служат орудиями экономической борьбы, но и выковывают класс «для грядущих великих битв»4. Забастовка — это главное орудие экономической борьбы, а всеобщая забастовка — это дополнение к восстанию, но Сорель5, анархисты и прочие неправы, что власть берётся всеобщей забастовкой. Мы развиваем борьбу за требования как функцию власти.

Пролетариат порождает политический аппарат: коммунистическую партию, совершенно противоположную и отличную от других партий, цель которой состоит в захвате политической власти, как определил Маркс. Ленин установил характерные черты партии нового типа в борьбе с подрывным влиянием старого ревизионизма, порождавшего буржуазные рабочие партии, основанные на рабочей аристократии, профсоюзной бюрократии, парламентском кретинизме и приспособленные к порядку. Председатель Мао Цзэдун разработал строительство партии вокруг винтовки и выдвинул идею создания трёх средств6. Председатель Гонсало установил тезис о милитаризации коммунистических партий и концентрическом выстраивании этих трёх средств вокруг винтовки.

Пролетариат порождает идеологию: марксизм-ленинизм-маоизм при главенстве маоизма для мировой революции и марксизм-ленинизм-маоизм, идеи Гонсало, при главенстве идей Гонсало, для перуанской революции.

Марксизм был основан Марксом. Маркс и Энгельс положили в основу идеологии пролетариата лучшее, что выработало человечество: немецкую классическую философию, английскую политическую экономию и французский социализм. Ни шагу в жизни марксизма не обходилось без борьбы против ошибочных взглядов. Ему пришлось столкнуться с Прудоном и анархизмом, с правыми уклонами и якобы творческим развитием Дьюринга, с оппортунистическими воззрениями, появлявшимися в Социал-демократической партии Германии. Впоследствии, после смерти Энгельса, развернулся старый ревизионизм Бернштейна и Каутского, и Ленин нанёс ему поражение. Подводя итог, на своей первой стадии марксизм установил марксистскую философию, то есть диалектический материализм, марксистскую политическую экономию и научный социализм.

Ленин развил марксизм и поднял его на вторую стадию, стадию марксизма-ленинизма. Он сделал это в упорной борьбе против старых ревизионистов, которые отрицали марксистскую философию, предлагая взамен основываться на неокантианстве, то есть на идеализме, а не на диалектическом материализме. В политической экономии они отрицали растущее обнищание, утверждая, что империализм, капитализм удовлетворяет требования пролетариата; они отрицали прибавочную стоимость и империализм. В научном социализме они выступали против классовой борьбы, против революционного насилия и проповедовали пацифизм.

Ревизионизм пересматривает марксистские принципы, ссылаясь на новые обстоятельства. Ленин говорил, что ревизионизм есть передовой отряд буржуазии в рядах пролетариата и для того, чтобы успешно бороться против империализма, следует бороться также и против ревизионизма, ибо это две стороны одной монеты7. Ленин подчёркивал, что ревизионизм стремится разделить профсоюзы и политическое движение пролетариата и порождает раскол социализма. В этой меткой и беспощадной борьбе с ревизионизмом Ленин также выдвинул, в период Первой мировой войны, лозунг превращения империалистической войны в войну революционную, разоблачив старых ревизионистов как социал-патриотов. Он говорил, что в ходе революции нужно создавать новые организации, ибо реакционеры бьют по легальным организациям, а также строить подпольный аппарат даже для массовой работы. Наконец, он осуществил Октябрьскую революцию при помощи коммунистической партии через восстание.

Сталин продолжал дело Ленина и в ходе строительства социализма в СССР вёл борьбу против уклонов Троцкого, Зиновьева и Каменева. Эта борьба, завершившаяся в 1937 году, велась тринадцать лет, и неправдой было бы сказать, что она была разрешена административным образом. Мы разделяем оценку Председателя Мао, согласно которой у товарища Сталина было 70 % положительных результатов8. Перед нами, коммунистами, стоит сегодня задача адекватно проанализировать Вторую мировую войну, уроки Коммунистического Интернационала и особенно тщательно изучить его Ⅶ съезд и роль на нём товарища Сталина, а также деятельность ревизионистов во Франции, Италии и т. д.

Председатель Мао развил марксизм-ленинизм и поднял марксизм на его наивысшую ступень, сделав теорией пролетариата марксизм-ленинизм-маоизм. Эта задача была решена в условиях упорной борьбы за разгром правооппортунистических линий в Коммунистической партии Китая — особо выделим здесь ревизионистскую линию Лю Шаоци и Дэн Сяопина. На международном уровне он возглавил победоносную борьбу также против современного ревизионизма Хрущёва. Он осуществил в Китае демократическую революцию, переход к социалистической революции и Великую пролетарскую культурную революцию. Фундаментальна в маоизме власть, власть пролетариата, власть диктатуры пролетариата, опирающаяся на вооружённую силу во главе с партией. Маоизм есть применение марксизма-ленинизма к отсталым странам, стретегическое наступление мировой революции и продолжение революции при диктатуре пролетариата.

Таким образом, у нас, коммунистов, есть три великих меча: наш основатель Маркс, великий Ленин и председатель Мао Цзэдун.9 Наша великая задача — отстаивать, защищать и применять марксизм-ленинизм-маоизм, при главенстве маоизма, делая его руководящим и ведущим принципом мировой революции.

Продолжая развитие марксизма-ленинизма-маоизма, Председатель Гонсало отстаивает, защищает и применяет нашу непобедимую и неувядаемую идеологию, марксизм-ленинизм-маоизм, идеи Гонсало, составляющую основу партийного единства, развивающую перуанскую революцию и способствующую мировой революции. Идеи Гонсало — это главное, что мы должны провести в жизнь, ибо они составляют залог победы, они ведут нас к демократической революции, к социалистической революции, к культурной революции вплоть до коммунизма.

С другой стороны, председатель Гонсало разъясняет, что в процессе мировой революции, сметающей с лица Земли империализм и реакцию, есть три момента: во-первых, стратегическая оборона; во-вторых, стратегическое равновесие; и в-третьих, стратегическое наступление мировой революции.10 При этом он применяет к революции закон противоречия, ибо всем правит противоречие и во всяком противоречии есть две противоборствующие стороны, в данном случае революция и контрреволюция.

Стратегическая оборона мировой революции, противостоящая наступлению контрреволюции, началась Парижской Коммуной 1871 года и закончилась Второй мировой войной. Стратегическое равновесие имеет место во время победы Китайской революции, Великой пролетарской культурной революции и развития мощного национально-освободительного движения. После этого мировая революция переходит в стратегическое наступление, его можно отнести к 1980‑м годам, когда мы видели такие признаки как ирано-иракская война, Афганистан, Никарагуа, начало народной войны в Перу. Это период, охватывающий «ближайшие 50—100 лет»11, в течение него будет развиваться противоречие между капитализмом и социализмом, разрешение которого приведёт нас к коммунизму. Мы представляем себе не короткий, а долгий процесс, но убеждены в достижении коммунизма, даже несмотря на то, что этот процесс неизбежно постигнет череда зигзагов и поражений. Кроме того, нет ничего странного в том, что мы применяем эти три момента к мировой революции, ведь председатель Мао применял их к процессу затяжной народной войны. Как коммунисты, мы должны смотреть не только на текущий момент, но и на долгие годы вперёд.

Нынешнее положение и перспективы

В нынешнем положении и в перспективе мы вступили в период стратегического наступления мировой революции, в тот период «50—100 лет», за который империализм и мировая реакция потонут, и мы вступим в ту стадию, когда пролетариат прочно закрепляется у власти и устанавливает свою диктатуру, после чего противоречие будет между социализмом и капитализмом на пути к коммунизму. Факт случившейся в СССР и Китае реставрации не отрицает процесса бурного развития международного пролетариата, но показывает, сколь яростна борьба между реставрацией и противостоянием ей, из чего мы, коммунисты, извлекаем уроки для предотвращения реставрации капитализма и окончательного утверждения диктатуры пролетариата.

Мы подтверждаем тезис председателя Мао Цзэдуна, что начался период борьбы против американского империализма и российского социал-империализма12, так что на мировом уровне определились два главных врага как для демократической, так и для социалистической революции, включая и националистические движения. Каждая революция и всякое движение соответственно определяют своего главного врага, противодействуя господству другой сверхдержавы и прочих держав. У нас в Перу господствует империализм янки в сговоре с крупной буржуазией и землевладельцами.

На мировом же уровне идёт соперничество двух сверхдержав за глобальную гегемонию. Мы боремся против североамериканского империализма, против феодализма и бюрократического капитализма, но мы не можем допустить его замену господством социал-империализма или какой-то другой державы. В Афганистане российский социал-империализм осуществляет прямую агрессию, соперничая за гегемонию с империализмом янки, другими западными державами и Китаем. Там следует вести борьбу против социал-империализма как главного врага, не допуская проникновения североамериканского империализма или других держав. Проблема в том, что эта борьба развивается неправильно из-за отсутствия политического руководства, коммунистической партии. В целом, имеются две сверхдержавы, которые являются главными врагами, и в каждом случае один из этих врагов является главным, что не исключает действий прочих держав.

Мы считаем тезис Мао Цзэдуна, что очертились три мира, верным и правильным; он связан с тезисом Ленина о распределении мировых сил на основе анализа классов и противоречий. Мы отвергаем оппортунистическое и ревизионистское извращение теории трёх миров Дэн Сяопином, ведущее к следованию в хвосте США и продаже революции. Исходя из этого, председатель Гонсало анализирует нынешнее положение, в котором очерчены три мира, и демонстрирует, что такова действительность. Первый мир — это две сверхдержавы, США и СССР, которые соперничают за мировую гегемонию и могут развязать империалистическую войну. Они являются сверхдержавами, поскольку мощнее других держав в экономическом, политическом и военном отношении. Экономика США основана на негосударственной монополии. В политическом отношении они осуществляют буржуазную демократию, всё более ограничивая человеческие права, это реакционный либерализм. В военном отношении это самая мощная держава на Западе, имеющая долгую историю восхождения. СССР экономически основан на государственной монополии, а в политическом отношении есть фашистская диктатура бюрократической буржуазии, и он тоже высоко стоит в военном отношении, хотя его путь восхождения короче.

США стремятся удержать владения, а также расширить их. СССР больше нацелен на экспансию, ибо это новая сверхдержава, и он экономически заинтересован захватить Европу, чтобы улучшить своё положение.

Итак, это две сверхдержавы, не составляющие блока, а имеющие взаимные противоречия и явные различия, они движутся в рамках закона сговора и борьбы за раздел мира. Второй мир — это империалистические державы, которые не являются сверхдержавами, то есть обладают меньшей экономической, политической и военной мощью, такие как Япония, Германия, Франция, Италия и т. д. У них есть противоречия со сверхдержавами, поскольку они поддерживают, например, девальвацию доллара, военные и политические ограничения. Эти империалисты хотят воспользоваться столкновением сверхдержав, чтобы самим выйти в новые сверхдержавы, и они также развязывают агрессивные войны против угнетённых наций, а кроме того, и между ними самими есть острые противоречия. Третий мир составляют угнетённые нации Азии, Африки и Латинской Америки. Это колонии и полуколонии, где феодализм ещё не уничтожен и на этой основе развивается бюрократический капитализм. Они подчинены той или иной сверхдержаве или империалистической державе. У них есть противоречия с империализмом, помимо борьбы против своей крупной буржуазии и помещиков, как прислуживающих империалистами, так и находящихся в сговоре с ними, особенно со сверхдержавами.

Всё это даёт нам, коммунистам, основу для выстраивания стратегии и тактики мировой революции.

Председатель Мао Цзэдун сумел установить стратегию и тактику мировой революции, но китайские ревизионисты скрывают их, поэтому нам придётся извлекать эту стратегию и тактику из его собственных идей, особенно при возникновении новых ситуации и прежде всего в перспективе.

Наша партия утверждает, что в нынешнем мире три фундаментальных противоречия:

  1. Противоречие между угнетёнными нациями, с одной стороны, и империалистическими сверхдержавами и империалистическими державами, с другой стороны. Об этом и говорит тезис, что очертились три мира, и мы формулируем его таким образом, поскольку центром данного противоречия являются империалистические сверхдержавы, но есть также и противоречие с империалистическими державами. Это главное противоречие и его решение — развитие и торжество новодемократических революций.

  2. Противоречие между пролетариатом и буржуазией, решением которого является социалистическая революция и, в перспективе, пролетарская культурная революция.

  3. Межимпериалистическое противоречие: между сверхдержавами, сверхдержавами и империалистическими державами и между империалистическими державами. Это противоречие ведёт к войне за мировую гегемонию и империалистическим грабительским войнам, которым пролетариат должен противопоставить народную войну, а, в перспективе, мировую народную войну.

Мы не говорим о противоречии между социализмом и капитализмом, поскольку сегодня оно существует только на идейно-политическом уровне, ибо социализма больше нет как государства; нет социалистической системы, и говорить, что она сегодня есть — значит, по существу, утверждать, что СССР социалистическая страна, а это ревизионизм.

Необходимость видеть противоречия служит анализу положения в мире и определению своих стратегии и тактики и в этих рамках стратегических и конфликтных зон. Вот сегодняшние самые накалённые конфликтные точки:

  • Юго-Восточная Азия, где борьба во Вьетнаме, Лаосе и Кампучии есть фокальный пункт в огромном стратегическом регионе, где сосредоточены громадные массы народа, к примеру, в Индии. Если бы у них были достаточно развитые коммунистические партии, это внесло бы мощный вклад в продвижение революции.

  • Средний Восток, крупный нефтяной центр, где также имеет место острый конфликт между сверхдержавами и державами во взаимосвязи с ближневосточным вопросом, с националистическими и даже реакционными движениями.

  • Южная Африка, где сверхдержавы и державы узурпируют партизанские движения, чтобы превратить их в оккупационные силы и господствовать над ними.

  • В Латинской Америке значение имеют борьба в Центральной Америке (Никарагуа и Сальвадор) и взрывоопасность Антильских островов (Гаити и т. п.). И народная война в Перу, руководимая марксизмом-ленинизмом-маоизмом и идеями Гонсало, которая ведётся за подлинную демократическую революцию, не подчиняясь никакой сверхдержаве или державе.

  • Европа, где ведутся упорные антиимпериалистические боевые действия, заслуживающие изучения их идеологии и политики, которых они придерживаются, выяснения класса, которому они служит, их связи с идеологией пролетариата и их роли в мировой пролетарской революции, а также их позиции в отношении современного ревизионизма. Эти движения отражают существование революционной ситуации в неравномерности развитии Старого света.

В любой из этих конфликтных точек может вылететь искра, которая разожжёт империалистическую мировую войну; такое положение сложится, когда определится стратегическое превосходство одной из сверхдержав. Поэтому всё более настоятельным становится наличие коммунистических партий, основывающихся на марксизме-ленинизме-маоизме, выкованных для народной войны и в ходе её через свою милитаризацию. Стратегическое определение зон первичной и вторичной важности для совершения мировой революции — это ключ к установлению той роли, которую каждый регион и каждая партия должны в ней играть.

Для коммунистических партий задача состоит в том, чтобы сосредоточить внимание не на империалистической мировой войне, а на народной войне, ибо только из неё произойдёт руководимая пролетариатом власть. Мы считаем, что пока существует империализм, есть место для империалистических мировых войн, и верно сказанное председателем Мао: или революция предотвратит войну, или мировая война вызовет революцию13. Чтобы случилась империалистическая мировая война, должно определиться стратегическое превосходство одной из сверхдержав. Согласно реакционным военным теоретикам, это произойдёт, во-первых, при применении атомного оружия, ударных атомных бомбардировок обеими сторонами, а, во-вторых, при участии громадных миллионных контингентов и начале обычной войны за оккупацию территорий, ибо целью является раздел добычи, особенно угнетённых наций. Тогда будет громадная и свирепая бойня, которая, в свою очередь, отразится на империалистах, а причин для угнетённых наций, народов и классов подняться на народную войну станет ещё больше.

Таким образом, если случится мировая империалистическая война, во-первых, мы против, во-вторых, мы не боимся14 и ставим на центральное место революцию; в-третьих, ставить на центральное место революцию — значит вести народную войну, возглавляемую пролетариатом, через его коммунистические партии; а в-четвёртых, эта народная война должна быть конкретизирована в каждом типе стран согласно типу революции. Поэтому на повестке дня сегодня стоит мировая народная война.

Международное коммунистическое движение. Революционное интернационалистическое движение

История международного коммунистического движения — это славный процесс борьбы, которую вели и продолжают вести коммунисты всего мира за объединение для достижения своей неизменной цели — коммунистического общества. В этой героической борьбе сформировалось три Интернационала.

Международное товарищество рабочих или Первый Интернационал, был основан Марксом и Энгельсом 1864 году. В тяжёлой борьбе они противостояли анархистской линии Бакунина, сокрушили её и утвердили единственное учение пролетариата — марксизм. Ленин говорит, что ролью Первого Интернационала было заложить идейную основу учения пролетариата15. Этот Интернационал разделился, и когда Маркса и Энгельса обвиняли в расколе, те отвечали, что если бы этого разделения не произошло, стремление к единству ценой принципов всё равно погубило бы Интернационал.

Второй Интернационал был основан Энгельсом в 1889 году. Он послужил умножению организаций и партий, но со смертью Энгельса распустился ревизионизм старого образца, которому дал бой и нанёс поражение Ленин. Этот Интернационал обанкротился в Первую мировую войну, когда его вожди вроде Каутского и Бернштейна, вместо того, чтобы бороться против империалистической войны и превратить её в революцию, поддержали эту грабительскую войну и свою буржуазию, превратившись в социал-патриотов.

В 1919 году Ленин создал Третий Интернационал, Коммунистический Интернационал, задуманный как боевая машина, которая должна взять на себя мировую революцию и строительство пролетарской диктатуры. В 1920-е годы в КИ возникли две резонансные проблемы: проблема Германии, то есть революции в передовой стране, и проблема Китая, то есть революции в отсталой стране. В дальнейшем положение обострилось с возникновением и торжеством фашизма и вопросом о едином фронте. Существовали ревизионистские критерии Тореза и Тольятти, которые стремились поддержать, а не разрушить старый порядок, и были сосредоточены только на борьбе против фашизма.

Для коммунистов и для нашей партии настоятельная задача — подвести итоги Коммунистического Интернационала, а особенно его Ⅶ Конгресса, в связи с мировой войной и ролью товарища Сталина. В 1943 году Интернационал был распущен и остался только Информационный комитет.

Борьба коммунистов за объединение на международном уровне сложна и тяжела. После Второй мировой войны она велась против современного ревизионизма. В 1948 году был осуждён Тито. Зловредную роль также сыграли идеи Браудера. Рабочие и коммунистические партии собирались в Москве в 1957 и 1960 гг. после ⅩⅩ съезда Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) в 1956 году, на котором Хрущёв уже узурпировал диктатуру пролетариата в СССР и атаковал её под предлогом борьбы против товарища Сталина.

Вес СССР в мире был ещё очень велик, и в этих условиях встречи 1957 и 1960 гг. сошлись на неоднозначных позициях, несмотря на твёрдую принципиальную позицию КПК, особенно председателя Мао, и Партии труда Албании. Позиция председателя Мао вызвала изменение некоторых положений КПСС. В 1961 году состоялся ⅩⅩⅡ съезд КПСС, на котором позиции современного ревизионизма были систематизированы.

Председатель Мао, руководитель КПК, проник в суть нового ревизионизма, систематизировав её в «трёх мирных» и «двух всего». Мирное сосуществование16: Хрущёв извратил ленинский тезис о различии отношений между государствами и отношений внутри государств, настаивая, что генеральной линией международного коммунистического движения является «мирное существование». Для Хрущёва проблема состояла в том, чтобы предотвратить войну, поскольку, по его мнению, атомное оружие не отличает эксплуататоров от эксплуатируемых, и люди должны брататься, чтобы предотвратить уничтожение человечества.

«Мирный переход»: утверждается, что революции больше не требуется революционного насилия, а один общественный строй можно заменить другим «мирным путём», через выборы, парламентаризм. «Мирное соревнование»: утверждается, что для разрушения империалистической системы социалистическая система должна соревноваться с ней, показав империалистам своё преимущество, чтобы те перешли к социализму.

«Общенародное государство»17: этим ревизионистским тезисом Хрущёв пытался отрицать классовый характер государства, конкретно нацеливаясь против диктатуры пролетариата. «Всенародная партия»18 — ещё один уродец, отрицавший классовый характер партии как партии пролетариата. Таким обазом, Хрущёв утверждал, что ⅩⅩⅡ съезд КПСС представил новую программу коммунистов, заменив Коммунистический манифест буржуазным лозунгом «свободы», «равенства» и «братства». Манифест есть программа коммунистов, и его отрицание разожгло и обострило борьбу между марксизмом и ревизионизмом.

14 июня 1963 года было опубликовано «Предложение о генеральной линии международного коммунистического движения», также известное как «китайское письмо», за которым последовало распространение «девяти статей»19, в которых Председатель Мао и КПК разоблачили и сокрушили современный ревизионизм во всех его проявлениях.

Мы понимаем, что Председатель Мао и КПК считали неудобным в тех обстоятельствах создавать новый Коммунистический Интернационал, поскольку не была определена идейно-политическая база, которой должны быть марксизм-ленинизм-маоцзэдунъидеи, а, в первую очередь, Албанская партия труда во главе с Ходжей не принимала идеи Мао Цзэдуна и хотела Интернационала, основанного только на марксизме-ленинизме, не учитывая его имевшегося нового развития, ибо по существу Ходжа был противником идей Мао Цзэдуна.

С Великой пролетарской культурной революцией во всём мире развернулось растущее влияние председателя Мао, а КПК сосредоточилась на весьма настоятельных проблемах, таких как восстановление власти в Китайской Народной Республике после ревизионистской узурпации Лю Шаоци и Дэн Сяопина и вопросе о продолжении революции при диктатуре пролетариата.

Так председатель Мао в национальной и интернациональной классовой борьбе против ревизионизма стал великим учителем пролетариата и вождём мировой революции, а его идеи — третьей стадией марксизма, которую коммунисты в ту эпоху называли марксизмом-ленинизмом-маоцзэдунъидеями.

Коммунистическая партия Перу на Ⅵ национальной конференции в январе 1969 г. приняла за основу партийного единства марксизм-ленинизм-маоцзэдунъидеи в результате борьбы председателя Гонсало и красной фракции партии, принявшей марксизм-ленинизм-маоцзэдунъидеи с 1966 г., притом, что сам председатель Гонсало уже в 1962 г. стоял на позициях председателя Мао и именно на этой основе выковывал красную фракцию. Настоящие коммунисты ждали, что именно КПК определит маоизм как третью стадию марксизма, но, когда в сентябре 1976 г. председатель Мао умер, совершившие контрреволюционный переворот китайские ревизионисты выступили против него и его идей.

Таким образом, единство марксистов столкнулось с серьёзными и сложными проблемами, но Коммунистическая партия Перу осталась тверда и непоколебима в защите марксизма-ленинизма-маоцзэдунъидей и немедленно разоблачила контрреволюционный переворот и ревизионистскую узурпацию в Китае. Затем, в октябре 1976 г., расширенное политбюро КПП объявило:

«Быть марксистом — значит придерживаться марксизма-ленинизма и маоцзэдунъидей».

Со смертью председателя Мао и ревизионистской узурпацией Китая Дэном и его приспешниками мы, коммунисты, остались рассеянными по миру, не имея центра или базы мировой революции; контрреволюция выпустила свои когти, отвергая Председателя Мао и осонованность марксизма-ленинизма-маоцзэдунъидей, было развязано тройное ревизионистское нападение Дэн Сяопина (китайский ревизионизм), Ходжи (абанский ревизионизм) и Брежнева (русский ревизионизм). Учитывая это, на Ⅰ национальной конференции КПП в ноябре 1979 г. Председатель Гонсало призвал всю партию защищать и применять марксизм-ленинизм-маоцзэдунъидеи против тройного ревизионистского нападения. На этом партия стояла твёрдо, неизменно занимая принципиальную позицию.

В 1980 году КПП начала народную войну, основанную на марксизме-ленинизме-маоцзэдунъидях. Применяя и развивая народную войну, она ещё дальше продвинулась в понимании маоизма как третьей стадии марксизма, так что на Ⅱ национальной конференции в мае 1982 г. согласилась с тем, что эта третья стадия — марксизм-ленинизм-маоизм. Таким образом, КПП была единственной в мире партией, стоявшей на переднем крае защиты маоизма и взявшей на себя задачу борьбы за единство маркстов-ленинцев-маоистов мира, чтобы сделать эту идеологию командной силой и ориентиром перуанской и мировой революций.

Применение марксизма-ленинизма-маоизма должно определяться для каждой революции, не становясь механическим, поэтому перуанская революция породила председателя Гонсало и идеи Гонсало, которые являются принципиальной основой партийного единства. Таким образом, всякая революция должна конкретизировать свои руководящие идеи, без чего не может быть ни применения марксизма-ленинизма-маоизма, ни развития революции.

Осенью 1980 года тринадцать коммунистических партий и организаций подписали декларацию «К марксистам-ленинцам, рабочим и угнетённым всех стран». Они призвали коммунистов сплотиться вокруг марксизма-ленинизма и признать председателя Мао, но не считали это новым этапом, имеющим всеобщее значение. Это была в первую очередь работа Революционной коммунистической партии США. В 1983 году РКП США связалась с КПП и предложила ей подписать декларацию 1980 года. КПП не согласилась, поскольку там не принимались в расчёт маоцзэдунъидеи20, тем более что мы уже основывались на марксизме-ленинизме-маоизме. В марте 1984 года прошла вторая конференция этих огранизаций, на которой было согласовано образование Революционного интернационалистского движения (РИД) и одобрена совместная декларация, в которой говорилось о сплочении вокруг марксизма-ленинизма-маоцзэдунъидей.

Наша позиция по вхождению КПП в РИД сжато изложена в письме Комитету Революционного интернационалистского движения от октября 1986 года:

«По этому поводу мы хотели бы ещё раз отметить два момента. Во-первых, с начала наших связей исходным пунктом наших разногласий был существенный и решающий вопрос о марксизме-ленинизме-маоизме как единственном, истинном и новом этапе в развитии идеологии пролетариата, имеющем всеобщее значение, и, главное, о маоизме как ключевом элементе, а значит наше несогласие с выражением „марксизм-ленинизм-маоцзэдунъидеи“. Однако мы думали и думаем, что разрешение этого существенного для нас исходного пункта сложно, требует времени и особенно развития революции.

Во-вторых, подписывая декларацию, выработанную на основавшей РИД второй конференции, мы делали это с оговорками и даже ясными возражениями, прямо изложенными в краткой форме. Мы повторяли их на встречах и в сообщениях, ясно демонстрируя расхождения по главному противоречию, революционной ситуации неравномерного развития, мировой войне и некоторым критериям касательно документов движения, и ещё более важным вопросам, таким как всеобщее значение марксизма-ленинизма-маоизма и, в частности, повсеместная актуальность народной войны — выражение военной теории пролетариата, которую наш класс выработал целиком и полностью только с председателем Мао, а также наше настойчивое требование всегда поднимать великий лозунг „Пролетарии всех стран, соединяйтесь!“. Однако мы думали и думаем, что декларация содержала и содержит основание для относительного единства, развитие и совершенствование которого потребуют прогресса самого движения, как уже наглядно демонстрируют факты».

Сегодня одни объявляют декларацию оппортунистической, другие утверждают, что она не служит требующемуся революции решению жгучих проблем, а потому нужно разработать новую декларацию. КПП считает, что РИД сталкивается с проблемами на разных уровнях. В идеологическом отношении ему нужно продвигаться в понимании марксизма-ленинизма-маоизма, это продвижение принципиально и от него зависит даже политическое развитие. В политическом отношении ему нужно продвигаться в определении основных противоречий и главного противоречия в мире, в вопросе о третьей мировой войне и о том, что революция есть главная тенденция, и о превращении возможной империалистической войны в народную войну. В отношении строительства — какого направления мы должны придерживаться для формирования нужного нам Интернационала, который должен быть продолжением славного международного коммунистического движения. Касательно массовой работы, мы исходим из своих лозунгов «массы творят историю»21, «бунт — дело правое»22 и «целая куча хлама»23 и что работа масс заключается в том, чтобы инициировать или развить народную войну. Что касается руководства, оно является ключевым элементом и требует времени для своего формирования, развития и признания авторитета. В отношении борьбы двух линий, с ней не обращаются, как следует.

Это проблемы развития, но если к ним не отнестись правильно, они могут превратиться в явления разделения, и эти негативные возможности не могут не вызывать беспокойства. Мы считаем, что Комитет РИД старается навязать обозначение «марксизм-ленинизм-маоцзэдунъидеи», ограничиться рамками декларации и решить проблемы руководства в Комитете, что даёт основание предполагать существование гегемонистических тенденций.

Учитывая такое положение, мы вновь заявили на Ⅳ Национальной конференции КПП в октябре 1986 года о своём развитии как фракции в международном коммунистическом движении, чтобы марксизм-ленинизм-маоизм, при главенстве маоизма, был руководящим принципом и ориентиром мировой революции. Мы призываем «поддерживать, защищать и применять марксизм-ленинизм-маоизм, в первую очередь маоизм!», ибо только таким образом интернациональный пролетариат, через свои коммунистические партии, сможет завоевать власть и освободить угнетённых, чтобы освободить себя как класс.

Мы за воссоздание Коммунистического Интернационала и рассматриваем Революционное интернационалистское движение как шаг в этом направлении, и оно будет служить этой цели, пока будет поддерживать правильную идеологическую и политическую линию и следовать ей.

Борьба за введение марксизма-ленинизма-маоизма, при главенстве маоизма, как руководящего принципа и ориентира мировой революции будет долгой, трудной и упорной, но, в конце концов, марксисты-ленинцы-маоисты мира достигнут успеха, ибо марксизм не сделал ни шагу в своей жизни без борьбы.

Слава интернациональному пролетариату!

Да здравствует мировая пролетарская революция!

Поддерживать, защищать и применять марксизм-ленинизм-маоизм, идеи Гонсало, при главенстве идей Гонсало!

Примечания
  1. В. И. Ленин. Доклад о международном положении и основных задачах Коммунистического интернационала 19 июля // ПСС, 5‑е изд., т. 41, стр. 217.— здесь и далее прим. переводчика.
  2. Мао Цзэдун. Телеграмма руководителям Албании (17 сентября 1968 г.).
  3. Неточность: лозунг «Пролетарии всех стран и угнетённые народы, соединяйтесь!» выдвинул Коминтерн в журнале «Народы Востока», выпущенном в октябре 1920 г. Ленин его одобрил задним числом, на собрании актива Московской организации РКП(б) 6 декабря 1920 г. (см.: ПСС, т. 42, сс. 71—72).
  4. Найти источник цитаты не удалось. Возможно, это цитата из самого Гонсало или из Мариатеги, либо искажённая цитата из Ленина или Сталина.
  5. Жорж Сорель (1847—1922) — французский философ, теоретик революционного синдикализма.
  6. Имеются в виду «три чудодейственных средства» — единый фронт, вооружённая борьба и партийное строительство, которые Мао Цзэдун описал в статье «К выходу первого номера журнала „Гунчаньданжэнь“» 4 октября 1939 г.
  7. Если точно, Ленин писал, что «оппортунисты… являются — объективно — политическим отрядом буржуазии, проводниками её влияния, агентами её в рабочем движении» (Крах Ⅱ интернационала) и «борьба с империализмом, если она не связана неразрывно с борьбой против оппортунизма, есть пустая и лживая фраза» (Империализм, как высшая стадия капитализма).
  8. См., напр., в «Выступлении на совещании кадровых работников в городе Тяньцзине» 17 марта 1957 г.: «…Сталин на три десятых ошибался, а на семь десятых был прав». Подобная оценка высказывалась и позже и немного ранее.
  9. Вероятно, подражание образу, использованному Мао в выступлении на Ⅱ пленуме ЦК КПК восьмого созыва 15 ноября 1956 г.: «Я думаю, имеется два „меча“: один — Ленин, другой — Сталин. Теперь Сталина как меч русские отбросили».
  10. Это перенос в мировой масштаб классического учения о трёх этапах затяжной войны, изложенного Мао в цикле лекций «О затяжной войне» в мае 1938 г.
  11. Имеется в виду высказывание Мао Цзэдуна на расширенном рабочем совещании Центрального комитета 30 января 1962 г.: «Ближайшие 50—100 лет явятся великой эпохой коренных перемен в общественном строе на земле, эпохой бурных потрясений, с которой не сможет сравниться ни одна из прошедших исторических эпох. Живя в такую эпоху, мы должны быть готовы вести великую борьбу, формы которой по своей специфичности намного отличаются от форм борьбы прошлых лет».
  12. Это фраза из телеграммы руководителям Албании от 17 сентября 1968 г..
  13. «Что касается вопроса о мировой войне, то существуют только две возможности: или война вызовет революцию, или революция предотвратит войну» (беседа с Э. Ф. Хиллом 28 ноября 1968 г.).
  14. «…Если империалисты всё же развяжут войну, то и в этом случае нам не надо бояться. Наш подход к этому вопросу такой же, как ко всяким „беспорядкам“: во-первых, мы против, во-вторых, мы не боимся» (Мао Цзэдун. К вопросу о правильном разрешении противоречий внутри народа (27 февраля 1957 г)).
  15. Неясно, какие слова Ленина тут имеются в виду. Известно, что, согласно Ленину, Первый Интернационал «заложил фундамент международной организации рабочих для подготовки их революционного натиска на капитал» и «заложил фундамент пролетарской, международной борьбы за социализм» (В. И. Ленин. Третий Интернационал и его место в истории).
  16. См. «Две диаметрально противоположные политики мирного сосуществования».
  17. См. раздел «Отповедь так называемой теории „общенародного государства“» в статье «О хрущёвском псевдокоммунизме и его всемирно-историческом уроке».
  18. См. раздел «Отповедь так называемой теории „всенародной партии“» в статье «О хрущёвском псевдокоммунизме и его всемирно-историческом уроке».
  19. См. в сборнике 1965 г. «Полемика о генеральной линии международного коммунистического движения».
  20. Это фактическая неправда. В указанном тексте можно видеть: «…Мы утверждаем, что идеи Мао Цзэдуна — новый этап в развитии марксизма-ленинизма. Не поддерживая вклад Мао и не основываясь на нём, невозможно нанести поражение ревизионизму, империализму и вообще реакции».
  21. Это выражение, вероятно, происходит от известного высказывания Мао Цзэдуна на Ⅶ съезде КПК: «Народ и только народ является движущей силой, творящей мировую историю» (Мао Цзэдун. О коалиционном правительстве (24 апреля 1945 г.)).
  22. Лозунг «бунт — дело правое» или, в более точном переводе, «бунтовать — разумно», был выдвинут Мао Цзэдуном в речи на Праздничной конференции в Яньани по случаю 60‑летия Сталина 21 декабря 1939 г.
  23. Это выражение взято из письма Фридриха Энгельса Фридриху Адольфу Зорге 19 апреля 1890 г., где он пишет про Англию: «В такой стране, где политическое и рабочее движение существует уже давно, всегда остаётся целая куча традиционного хлама, который необходимо постепенно устранять. Это предрассудки союзов квалифицированных рабочих.., которые необходимо преодолевать; здесь и мелочное соперничество между отдельными профессиями, которое в деятельности вожаков обостряется до степени открытой вражды и борьбы; здесь сталкивается друг с другом и честолюбие самих руководителей с их интригами…» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., 2‑е изд., т. 37, сс. 334—335). Это подтверждается в книге самого Абимаэля Гусмана Рейносо, написанной в соавторстве с Эленой Ипаррагуирре Реворедо «Memorias desde Némesis».

Добавить комментарий