Пер. с англ.— О. Торбасов

The Current Political Situation of Nepal in Context of the Constitution Amendment Bill (CAB) by Mohan Bikram Singh, Nepal Communist Party (Mashal), 24 December 2016

24.12.2016

Текущая политическая ситуация в Непале в контексте Билля о конституционных поправках

Кто опубликовал: | 02.08.2017

Мохан Бикрам Сингх представляет Непальскую коммунистическую партию («Машал»).

Российская маоистская партия не разделяет оценок, высказанных в статье, и публикует её в порядке дискуссии.

Мадхеси на акции протеста, 2 октября 2015 г.

Географически Непал делится на три региона с востока на запад. Высокогорье или Гималаи на севере, холмы посередине и равнинные области на юге, также называемые Тераи или Мадхес. Север граничит с Китаем и на востоке, юге и западе граничит с Индией. Непал не имеет выхода к морю. Между Непалом и Китаем лежат высокие Гималаи, восток, юг и запад имеют открытую границу с Индией.

В настоящее время вопрос Тераи стал очень серьёзной, критической и сложной политической проблемой Непала, также известной по всему миру. Тераи в основном населён народом мадхеси или тхару, главным образом — трудящимися крестьянами. Они эксплуатируются или угнетаются феодалами или лендлордами как холмового, так и мадхесского происхождения. В прошлом Коммунистическая партия Непала организовывала в Тераи крупные крестьянские выступления против феодальной эксплуатации. Но в настоящее время крестьянское движение в Тераи почти ослабело из-за растущих региональных тенденций.

Чтобы правильно понимать проблему Тераи, следует провести различительную линию между двумя терминами — народ мадхеси и мадхесбади1. На первый взгляд, оба термина имеют одно значение, но в действительности они имеют фундаментальные различия. Мадхеси — эксплуатируемый народ Тераи, а мадхесбади — горстка лиц, работающих на выполнение интересов индийского экспансионизма (ИЭ) в Непале. В последние десятилетия они сформировали различные политические организации при поддержке ИЭ.

Их (мадхесбади) руководство главным образом состоит из натурализованных граждан, иммигрировавших из Индии и крупных мадхесских лендлордов Тераи. Многие из них были министрами в разных правительствах Непала, а некоторые из них даже сегодня депутаты парламента. В политическом отношении они представляют реакционную тенденцию. В парламенте они всегда твёрдо выступают против всякой земельной реформы. Они всегда изо всех сил стараются сохранить нетронутой существующую феодальную систему. Регионализм стал оружием в их руках2 для защиты своих проиндийских и феодальных интересов и удержания народа Тераи под своим контролем. Они выступают за свёртывание прав, предоставленных местным органам.

Политические партии Непала, включая коммунистическую партию, никогда не требовали введения в Непале федеральной системы. Мадхесбади были первыми, кто потребовал в Непале федерализма. Под давлением ИЭ политические партии Непала под руководством Гириджи Парасада Коиралы согласились поправить временную конституцию и добавить в неё положение о федерализме. Но наша партия противостоит федерализму с самого начала.

Индия приняла политику долгосрочного проникновения многих нынешних лидеров мадхесбади в различные видные политические партии Непала, главным образом, Непальский Конгресс, а также, в некоторой степени, ОМЛ3. Но затем ИЭ принял политику формирования отдельных политических организаций мадхесбади. Именно на таком фоне различные политические организации мадхесбади возникли в Тераи и они теперь систематически работают по плану, чтобы выполнить экспансионистские интересы Индии в Непале.

В сравнении с другими частями Непала, в Тераи феодализм особенно широко распространён, так что главная проблема там — отмена феодализма. Но мадхесбади имеют весьма противоречивую позицию по этому вопросу. Они заинтересованы всеми средствами сохранить свою эксплуатацию и угнетение народа. Федерализм и регионализм — главное оружие, служащее этим их интересам. В парламенте они упорно борются за удержание вопроса земельного устройства под контролем правительства провинции, чтобы они всегда могли помешать делу земельной реформы. Из-за таких реакционных взглядов с их стороны, они неспособны правильным образом представлять проблему народа Тераи.

После того как Британия оставила Индию, правящий класс Индии принял в отношении Непала экспансионистскую политику. Они пытаются не только доминировать в политическом и экономическом отношениях, но также и влить Непал в Индию. Сардар Валлабхаи4 Патель, тогдашний5 заместитель премьер-министра и министр внутренних дел, выдвинул мнение, что с применением вооружённой силы, как низамом6 в Хайдарабаде, Непал должен быть присоединён к Индийскому Союзу. Правящие классы Индии с самого начала следовали линии Сардара Пателя тем или иным образом. Но в последние дни различные правительства Индии более или менее приняли вместо прямого применения Пателем хайдарабадского метода косвенную либеральную политику. Более важные факторы, способствовавшие независимости Непала некоторые из них7 — непрерывное движение народа непали8 против индийского вмешательства в защиту нации, суверенитета и целостности Непала. Международное общественное мнение и присутствие Китая в Северном Непале — другие важные факторы.

Было до некоторой степени неграмотное9 различие между линией Пателя и Неру. Первый, как сказано выше, был за прямые действия по слиянию Непала с Индией, а Неру предпочитал сравнительно либеральную политику доминирования в Непале. Нынешний премьер-министр Индии Нарендра Моди поддерживает больше линию Пателя, чем Неру.

Правительство Моди делает всё возможное, чтобы выполнить мечту Сардара Пателя аннексировать у Непала Тераи как первый шаг в достижении этой цели. На данный момент их главные усилия направлены на внесение поправок в конституцию, принятую учредительным собранием (УС) Непала. Для начала, предложение о внесении поправок было выдвинуто индийским правительством, хотя оно всегда отрицало это. Известный индийский журнал «Индия тудей» (India Today), опубликовал полный текст предложения поправок, выдвинутого индийским правительством. Мадхесбади побуждали надавить на парламент или правительство, чтобы принять поправки. Это под прямым давлением мадхесбади и косвенным давлением индийского правительства правительство Прачанды приняло Билль о конституционных поправках (Билль был зарегистрирован в парламентском секретариате 29 ноября 2016 г. и представлен на рассмотрение 8 января 2017 г.). Главная идея Билля — сделать отдельный прадеш (провинцию) из пяти районов Тераи, принадлежащих к № 510, отделив районы от холмовой области. Очень серьёзной эту проблему делает, что Билль, если он будет принят парламентом, проложит путь для интенсификации процесса превратить мадхесские прадеши в целый регион Тераи, совершенно отдельный от холмовой области.

По конституции Непал делится на семь прадешей, из них № 2 полностью состоит из районов, относящихся к Тераи, а все остальные составлены из районов как Тераи, так и холмов. Индия уделила особое внимание тому, чтобы отделить два прадеша из всех районов Тераи от холмовой области. Это часть их стратегии по отделению всего региона Тераи сначала сделав его свободным, а затем присоединив к Индии. Такой успех со стороны ИЭ раскроет его линию на подчинение индийскому доминированию всего Непала и выполнение мечты Сардара Пателя.

В нынешнем состоянии, правительство составлено Мойст-Центром11 и Непальским конгрессом во главе с Парчандой12 по «великому замыслу» Индии, чтобы сделать свою работу, достигнув своих экспансионистских целей в Непале. Это из-за такой помехи13 правительство Прачанды выдвинуло Билль.

Индийское правительство Моди, во-первых, ввело против Непала блокаду, чтобы заставить принять поправки в конституцию. Целью таких поправок было проложить путь к тому, чтобы в конце концов сделать из Непала 2-й Сикким. Во-вторых, после того как индийские усилия провалились, Индия попыталась интернационализировать проблему [народа] мадхес и конституции Непала. Индия пытается оказывать влияние, создавая впечатление для международного сообщества, сосредотачиваясь в основном на двух пунктах: 1) конституция Непала неполна и 2) права народа мадхес не очень хорошо защищены в конституции. Наша партия, НКП («Машал») также имеет множество фундаментальных расхождений с положениями этой конституции и мы боремся за их14 изменение. Мы противостоим федерализму с самого начала, с ударением на поправку положения о федерализме. Также мы расходимся с многими другими положениями относительно прав гражданства, земельной системы. В стратегическом отношении наша фундаментальная цель — заменить нынешнюю политическую систему, включая конституцию, новодемократической системой. Но тактически мы боремся за защиту конституции, республики, секуляризма и многих других позитивных положений. Но способ, которым Индия хочет внести поправки в конституцию, не соответствует ни национальным интересам Непала, ни интересам народа мадхеси или тхару в Тераи.

Однако, мадхесбади не удовлетворены Биллем, так как он предполагает сделать только пять районов пятого прадеша. Это далеко от их требования сделать два мадхесских прадеша во всех Тераи с востока на запад.

После того как Билль был зарегистрирован в секретариате, по всей стране в целом и в пятом прадеше в частности происходит массовое движение. Стоит упоминания, что почти все члены парламента от правящих партий и их низовые активисты15 также подняли голос против Билля и присоединились к движению. Из-за такой сильной оппозиции в парламенте и вне его правительство поныне не смогло представить билль в парламент.

Билль требует для своего одобрения двух третей от всех членов парламента. Но не только соединённая оппозиция в парламенте, но также и многие из депутатов, принадлежащих к правящим партиям, Маоист-Центр, Непальский конгресс, также объявили, что будут голосовать против Билля, если он будет внесён в парламент на голосование. Так что очевидно, что шанс его принятия парламентом очень мал.

Индийское правительство публично поддержало Билль, хотя он далеко отстаёт от требований Индии. И всё же они, кажется, думают, что лучше защитить то, что достигнуто, и продолжать усилия по получению ещё остающегося. Раздел прадеша № 5 и формирование из него мадхесского прадеша также будут для них большим кушем. С другой [стороны], это для них тактический ход. Индийское посольство провело встречу всех известных лидеров мадхесбади и проинструктировало их следовать этому тактическому шагу. Такое указание мадхесбади со стороны индийского посольства также показывает, что так называемое движение мадхесбади не независимое, а часть индийской экспансионистской стратегии.

Индия в последние месяцы столкнулась со многими неудачами. Им не удалось заставить политические партии или правительство Непала написать конституцию, как они хотели, и их попытка заставить их отложить объявление конституции также оказалась бесполезной. Кроме того, им не удалось сделать Сушила Коиралу, президента Национального конгресса, премьер-министром Непала. Их блокаде также не удалось достичь их цели, т. е. принудить правительство Непала утвердить поправки, выдвинутые ими. Однако, они отчасти преуспели в смещении правительства Оли16 и заменив его коалиционным правительством Маоист-Центр и Непальского конгресса, возглавляемым Прачандой. Такой успех с их стороны был благодаря Маоист-Центру, главному партнёру в правительстве Оли, который отозвал свою поддержку ему (правительству Оли). Ценой этого Прачанда сделан премьер-министром при поддержке Непальского конгресса и ИЭ.

Давление на правительство Прачанды, чтобы оно отозвало Билль, всё более и более возрастает. Но он опять и опять заявляет, что не отзовёт Билль ни в коем случае. Он боится того, что если отзовёт Билль, то потеряет поддержку мадхесбади и индийского правительства, а из-за этого может немедленно потерять пост премьер-министра. Согласно пониманию, достигнутому между маоистами и Конгрессом, через пять месяцев он передаст власть Шеру Бахадуру Деубе, президенту Непальского Конгресса. Так что он (Прачанда) лишь временный премьер-министр. Но несмотря на это, он изо всех сил служит интересам ИЭ, проталкивая Билль. В таком случае, даже если Билль не удастся принять, у него будет основание спасти лицо, что он сделал всё возможное, чтобы парламент принял Билль.

В настоящее время движение по всей стране сосредотачивается против Билля. Но даже если усилия правительства Билль провести его17 через парламент провалятся, опасность, представляемая ИЭ, не разрешится. ИЭ и мадхесбади предпримут другой шаг, чтобы коалиционное правительство единого центра18 и Непальского Конгресса служить их экспансионистским целям. Так что опасность, представляемая ИЭ для [нашей] нации, суверенитета и целостности, имеет долгосрочный характер. Положение, созданное ныне Биллем, имеет долгую предысторию и, конечно, в будущем оно пройдёт различные фазы. Проиндийский характер непальских политических партий сделает проблему Непала гораздо более критичной и сложной. Но тут есть и светлая сторона. Непальский народ успешно выстоял перед лицом угрозы Пателя и мы убеждены, что непальский народ и в грядущие дни сможет защитить национальные интересы, суверенитет и целостность Непала.

Примечания
  1. Типа, «мадхесисты».— здесь и далее примечания переводчика.
  2. В оригинале очевидная опечатка: «in their bands».
  3. Коммунистическая партия Непала (объединённая марксистско-ленинская).
  4. В тексте ошибочно — «Ballavbhai».
  5. В 1947—1950 гг.
  6. Низам — князь.
  7. Такое косноязычие в оригинале.
  8. Именно так, не народа Непала, а народа непали, составляющего чуть менее половины населения страны.
  9. Англ. illiterate — очевидно, ошибка автора.
  10. Имеется в виду 5-я провинция по конституции 2015 г., расположенная на юго-западе страны.
  11. Англ. Moist-Center — либо опечатка, либо намеренная игра слов (англ. moist — влажный, сырой); имеется в виду Компартия Непала (маоистская — Центр), так с некоторых пор называется партия Прачанды.
  12. Прачандой.
  13. Англ. liability, подозреваю, автор имел в виду что-то другое.
  14. Англ. theme — очевидная опечатка.
  15. Англ. grass root workers.
  16. Кхадга Прасад Шарма Оли, член КПН(ОМЛ), премьер-министр с октября 2015 г. по август 2016 г.
  17. Такой сумбур в оригинале.
  18. Опять же, имеется в виду партия Прачанды.

Добавить комментарий