В докладе премьера даже слово «догнать» не осмелились употребить. А я добавил: «Догнать и перегнать». И ещё добавил одну фразу о том, что Сунь Ятсен ещё в 1905 году говорил о возможности перегнать. Это можно не публиковать в печати. Современную историю нужно почитывать. В «Собрание сочинений Сунь Ятсена» не включены статьи о Ван Цзинвэе, Ху Ханьмине, Чжан Тайяне. Вы посмотрите в «Синьминь цунбао». Или ещё у Лян Цичао в сборнике «Иньбин ши вэньцзи». Особенно необходимо прочитать работу Сунь Ятсена «Три народных принципа». В «Трёх народных принципах» мало сути и много воды. В последние годы своей жизни Сунь Ятсен не был большим эрудитом. Он был оратором, трибуном, искал популярности, жаждал аплодисментов. Мне приходилось слышать его выступления и беседовать с ним. Он не терпел возражений, говорил безапелляционно. Но в его речи было очень «много воды и мало масла», и вёл он себя недемократично. Я сказал бы, что он мог стать хорошим императором 60 лет назад. В нём полностью отсутствовал демократизм. Когда он входил в зал собрания, все присутствующие должны были встать. Все должны были, обращаясь к нему, называть его «господин учитель Сунь». Ни демократизма, ни эрудиции у него не было. Его невежество доходило до такой, например, степени, что во время объяснения правым, что такое коммунизм, он нарисовал следующую схему: сначала начертил маленький кружочек и подписал: «Коммунизм», потом вокруг него нарисовал окружность побольше и подписал: «Социализм», и наконец, вокруг провёл ещё бо́льшую окружность и подписал её: «Народное благоденствие». Он говорил, что и социализм и коммунизм включаются в его три народных принципа.
Читать далее »