Воспоминания о Ленине. Т. 5.— М., Изд-во политической литературы, 1985.— сс. 446—449. ← Труд, 1955, 15 апреля, № 89, с. 2.

5 ноября — 5 декабря 1922 г.

Ленин — наше знамя

Кто опубликовал: | 01.06.2020

Когда летом 1917 года в Турин прибыли посланцы Керенского «ориентировать» итальянских рабочих и объяснить им политику Временного правительства России, их встретили возгласами: «Да здравствует мир!», «Да здравствует Ленин!» Heпрошеные гости, по-видимому, поняли, что рабочие Италии и без них достаточно ориентированы, и поскорее убрались восвояси…

Ленин! Это имя уже тогда воплотило все светлые надежды людей, истерзанных мировой империалистической войной. Это имя наш народ провозгласил своим боевым знаменем, оно звучало угрозой против виновников мировой бойни, стало заветной надеждой трудящихся на лучшее будущее.

Никогда ещё в Италии за последнее столетие имя человека не было так любимо в народе, как имя Ленина! В убогих хижинах деревень, разбросанных по склонам Альп, в серных рудниках Сицилии, на фабриках и заводах Турина и Милана, в учреждениях и учебных заведениях всей страны, в казармах и окопах фронтов первой мировой войны миллионы итальянцев произносили это имя с любовью и благоговением. Имя Ленина было начертано на стенах домов, в тюремных камерах и в римских катакомбах…

Легко понять мою радость, когда мне сообщили, что я поеду в Советский Союз в составе делегации Итальянской коммунистической партии на Ⅳ конгресс Коминтерна и Ⅱ конгресс Профинтерна!1

Это было время террористического разгула фашистских банд, поджигавших общественные помещении трудящихся и с благословения полиции убивавших лучших наших руководителей и друзей. За несколько дней до чёрного «похода Муссолини» на Рим мы выехали из Италии…

Мы — группа делегатов — проделали поездку чуть ли не по всей Европе. Но меня ничто не интересовало ни в Вене, ни в Берлине, ни в других европейских столицах. Все мои думы были обращены к неведомой Стране Советов, к Москве, к великому Ленину, которого я увижу впервые!

Был ноябрь месяц. Но мы, привыкшие к жаркому солнцу Италии, даже не чувствовали холода. Так горяча была встреча, оказанная нам советскими людьми, едва мы переступили границу нового мира, мира свободы и дружбы народов.

На открытии Ⅳ конгресса Коминтерна мы с восторгом пели пролетарский гимн «Интернационал» на 50 языках… 13 ноября мы собрались в самом большом зале Кремля, с нетерпением ожидая доклада Ленина «Пять лет российской революции и перспективы мировой революции»

Перед началом заседания я решил выйти в коридор с тайной надеждой встретить Ленина и приветствовать его от имени итальянских рабочих… И я его встретил! Но вместо многословного приветствия я лишь сказал по-французски:

— Здравствуйте, товарищ Ленин!

Он остановился, горячо пожал мою руку и спросил:

— Вы француз?

— Нет, я итальянец.

— Я говорю немного по-итальянски,— сказал он мне на моем родном языке.

В это время из зала вышло ещё несколько товарищей. Все мы на разных языках старались обменяться несколькими словами с великим Лениным…

В порядке дня Ⅳ конгресса Коминтерна стоял также итальянский вопрос. Нашей молодой ещё партией руководили лица, которые вели её по неправильному пути.

В один из вечеров Владимир Ильич пригласил итальянскую делегацию к себе на беседу. Мы все, кроме троцкиста Бордиги2 и нескольких его сторонников, были несказанно обрадованы. За столом, за чашкой чаю, уселась вся делегация, Владимир Ильич, Надежда Константиновна Крупская и ещё несколько человек.

Бордига хотел было произнести речь об итальянских делах, но Владимир Ильич его прервал:

— Нет, нет… Мы уже слышали столько речей на конгрессе… Давайте лучше побеседуем со всеми вами попросту, по-товарищески!..

Ленин был в прекрасном настроении, весёлым и дружественным. Он беседовал почти с каждым из нас по-французски или по-итальянски. Расспрашивал о нашей партийной работе, узнавал, из каких мы приехали городов и областей, интересовался борьбой рабочих каждой местности и слушал ответы делегатов с таким вниманием, с каким был способен слушать великий учитель рабочего класса.

Никогда не изгладится из моей памяти совет, данный нам Лениным в тот вечер. Говоря о захвате власти в Италии фашистами, Владимир Ильич сказал, что фашисты, наверное, организуют свои профсоюзы. Итальянским коммунистам обязательно надо будет работать внутри этих профсоюзных организаций.

Должен признаться, что мы были тогда крепко пропитаны сектантством и нам этот совет казался не совсем правильным… Однако дальнейший ход борьбы доказал всю справедливость этого мудрого указания Ленина! Мы вскоре поняли, что это был единственный путь к завоеванию трудящихся масс, обманутых фашистской демагогией, единственный путь, по которому можно было повести их на борьбу и добиться победы. Сколько раз позже, когда помещения фашистских профсоюзов нередко служили нам надёжным убежищем для подпольных собраний, мы вспоминали мудрые слова Ленина!

Итальянская комиссия Ⅳ конгресса Коминтерна разработала обстоятельную резолюцию о работе нашей партии. Делегация собралась обсуждать эту резолюцию. Так случилось, что в этот вечер в Кремле не было свободного зала, кроме тронного. Председателем этого заседания товарищи избрали меня. Любопытно, что место председателя оказалось… троном Николая Ⅱ и последнего. В пылу горячей дискуссии, длившейся до утра, никто и не задумался, вероятно, над тем, что на царском троне в тот вечер восседал… итальянский цирюльник!..

Кстати, у меня были старые счёты с Николаем последним. Когда этот палач рабочих и крестьян России приехал однажды в Италию, меня и других рабочих арестовали за участие в демонстрации солидарности итальянских трудящихся с революционными рабочими России.

В тот знаменательный вечер заседания в тронном зале Кремля итальянские делегаты большинством голосов одобрили ленинскую линию в вопросах политики партии.

Под руководством Грамши и Тольятти была проведена длительная борьба, чтобы направить партию рабочего класса Италии на верный путь. Эта борьба привела к тому, что Итальянская компартия увеличила свои ряды с 58 тысяч до двух с лишним миллионов членов. Правильной ленинской политикой в работе профсоюзов мы достигли того, что Всеобщая итальянская конфедерация труда (ВИКТ) насчитывает ныне наибольшее в истории страны число организованных рабочих и служащих. Во времена руководства предателя Д’Арагона в её рядах состояло менее 2 миллионов, а ныне более 4 миллионов членов профсоюзов. И никакие манёвры специальных эмиссаров американских монополистов или их клерикальных и реформистских лакеев не в состоянии расколоть или разъединить рабочий класс Италии!

Память о Ленине живёт в этих завоеваниях рабочего класса нашей страны, который следует заветам гениального учителя народов.

22 апреля — день рождения Владимира Ильича Ленина — знаменательная дата для трудящихся всего мира. Но в особенности его отметят труженики Италии, знающие, что великий Ленин бывал в Италии, любил нашу страну и её трудолюбивый, свободолюбивый и миролюбивый народ.

22 апреля — великая историческая дата, когда в небольшом городе на Волге родился человек, с именем которого связаны великие исторические перемены, основатель первого в мире социалистического государства. Имя Ленина служит боевым знаменем для всех угнетённых и эксплуатируемых, а его бессмертное учение — нашей путеводной звездой в борьбе за мир, за свободу и социализм!

Примечания
  1. Ⅳ конгресс Коминтерна состоялся 5 ноября — 5 декабря 1922 г.; Ⅱ конгресс Красного Интернационала профсоюзов (Профинтерн) проходил с 19 ноября по 2 декабря 1922 г. Ред.
  2. Амадео Бордига — «левый коммунист», а, разумеется, никакой не троцкист. Собственно, он и стоял во главе ИКП до своего ареста в феврале 1923‑го и только потом руководство перехватил будущий хрущёвский ревизионист Тольятти.— Маоизм.ру.

Добавить комментарий