Выступления Мао Цзэдуна, ранее не публиковавшиеся в китайской печати. Выпуск четвёртый: январь 1962 — декабрь 1964 года.— М., Издательство «Прогресс», 1976.

1964 г.

Выступление перед представителями философской общественности

Кто опубликовал: | 12.05.2022

Все кто занимается философией, должны отправиться в деревню, в том числе и те, у кого слабое здоровье. Нынешний метод работы на гуманитарных факультетах вузов не годится: от книги идут к книге, от понятия к понятию, а разве можно добыть философию из книг? В трёх составных частях марксизма основой является наука об обществе, то есть наука о классовой борьбе. Утопические социалисты ожидали милосердия от капиталистов. Маркс же занимался классовой борьбой, и именно благодаря этому он пришёл к революции; значит, основой была классовая борьба, а потом уже начались занятия философией. Занимающиеся философией полагают, что на первом месте стоит философия, а на самом деле на первом месте — классовая борьба. Угнетатели угнетают, угнетённые пытаются сопротивляться и тогда начинается борьба, начинается философия, мы шли именно таким путём.

Студенты и преподаватели гуманитарных факультетов вузов отправляются в низы этой зимой; естественные, технические, сельскохозяйственные и медицинские вузы пока можно не трогать. Должны отправиться все преподаватели и студенты гуманитарных факультетов, включая философские, политические, экономические, юридические, филологические (отделений китайского языка и иностранных языков), истории, и т. д., все без исключения: профессора, доценты, ассистенты, студенты, обслуживающий персонал. Отправляющиеся в деревню будут пять месяцев участвовать в «четырёх чистках» 1, отправляющиеся на заводы будут пять месяцев участвовать в борьбе «против пяти злоупотреблений» 2, причём с начала до конца. Надо по-настоящему набраться у крестьян знаний — о разведении лошадей, коров, овец, кур, собак, свиней, о выращивании риса, гаоляна 3, проса и т. д. Если поедете в деревню зимой, это будет лучше, так как вы сможете увидеть людей, сможете участвовать в классовой борьбе. Там самая гуща жизни, так что, по-моему, поехать полезно.

Я кончал «университет под открытым небом», но в своё время ходил и в школу. Сначала это была конфуцианская школа, в ней я шесть лет учил «Четверокнижие» и «Пятикнижие», и в то время я очень почитал Конфуция; потом я пошёл в буржуазную школу и учился в ней семь лет, в буржуазной школе преподавали только буржуазную философию, и я тогда очень почитал Канта, особенно же верил в дуализм. Сначала у меня была феодальная идеология, потом буржуазно-демократическая, а впоследствии события в обществе толкнули меня на путь революции. Я ведь педагог, одно время преподавал в средней школе, но совсем ничего тогда не понимал; вступив в коммунистическую партию, я узнал, что такое революция, но не знал, как её совершить. Знал что революция направлена против старого общества, против империализма, однако в империализме не очень разбирался. Тринадцать лет ходил в школу, но когда пришлось работать, почти ничего из выученного в школе не пригодилось.

Нынешней зимой и будущей весной преподаватели и студенты гуманитарных факультетов поочерёдно отправятся на низовую работу, должны будут поехать и те, у кого здоровье слабое: ничего страшного, если несколько больше будут простужаться, пусть потеплее одеваются. [Ван Гуанмэй] 4 ездила, два раза простужалась, а пропотела — и всё прошло. Она говорит, что собирается опять поехать. Ехать должны все интеллигенты; в институте хорошо, есть отопление, очень уютно; как тут понять, что такое революция? Интеллигенты смогут перевоспитаться, только если они поедут в деревню и примут участие в классовой борьбе, в «четырёх чистках», в борьбе «против пяти злоупотреблений» и пройдут там закалку. Только тогда облик интеллигентов изменится. Не нужно бояться заболеть, заболеешь — можно вернуться, нельзя допускать смертных случаев.

Примечания:

  1. Социалистическое движение за чистку в политике, экономике, организации и идеологии, инициированное на ряде сельских и городских предприятий и образовательных учреждений в мае 1963 — мае 1966 года.— Маоизм.ру.
  2. Кампания против взяточничества и хищений, против спекуляции, против роскоши и расточительства, против обособленчества и против бюрократизма, развёрнутая в марте 1963 года.— Маоизм.ру.
  3. Гаолян, он же сорго — род злаковых, выращиваемый в Китае, Индии и ещё кое-где.— Маоизм.ру.
  4. Жена Лю Шаоци.— Прим. ред.

Добавить комментарий