Выступления и статьи Мао Цзэдуна разных лет, ранее не публиковавшиеся в печати. Сборник. Выпуск шестой.— М., Издательство «Прогресс», 1976. ← Мао Цзэ-дун. Пять документов о литературе и искусстве.— Пекин, Издательство литературы на иностранных языках, 1967.

15.10.1954

Письмо по поводу исследования романа «Сон в красном тереме»

Кто опубликовал: | 19.12.2020

Письмо, адресованное Политбюро ЦК КПК и другим заинтересованным товарищам.

Прим. в пекинском издании.

Юй Пинбо (1900—1990) — китайский эссеист, поэт, историк, литературовед, специалист по роману «Сон в Красном тереме». Ученик Ху Ши, китайского (тайваньского) философа, ученика и последователя Джона Дьюи. В сентябре 1954 года молодые литературоведы Ли Сифань 1 и Лань Лин 2 выступили с критикой статьи Юй Пинбо о «Сне в Красном тереме» за недостаток «научного анализа» и игнорирование «великой антифеодальной тенденции» в романе. Критика была опубликована 10 октября в «Гуанмин жибао» и привлекла внимание Мао Цзэдуна, использовавшего её для наступления против Юя, а через него — идеализма Ху Ши.

Маоизм.ру

Прилагаю к письму две статьи, критикующие Юй Пинбо. Прошу с ними ознакомиться. За последние 30 с лишним лет впервые серьёзно открывается огонь по ошибочным воззрениям так называемого авторитета в области исследования романа «Сон в Красном тереме». Авторы — два члена Союза молодёжи. Сначала они запросили журнал «Вэньи бао», можно ли критиковать Юй Пинбо. Запрос был оставлен без внимания. Им ничего не оставалось, как написать письмо своему преподавателю в родной вуз — Шаньдунский университет. Там их поддержали, а печатный орган университета — «Вэньшичжэ» — опубликовал их статью с критикой «Заметок о романе „Сон в Красном тереме“». Вопрос опять вернулся в Пекин. Некоторые предложили перепечатать эту статью в газете «Жэньминь жибао», чтобы вызвать дискуссию и развернуть критику. Но их предложение под разными предлогами (главный из которых,— это-де «статья маленьких людей», «партийный орган — не место для свободной полемики») было отвергнуто некими людьми и не смогло осуществиться. Дело кончилось тем, что пошли на компромисс и разрешили перепечатать эту статью в журнале «Вэньи бао». После этого газета «Гуанмин жибао» в рубрике «Литературное наследие» опубликовала ещё одну статью этих двух юношей, критикующую написанные Юй Пинбо «Исследования романа „Сон в Красном тереме“». Казалось, борьба против буржуазного идеализма сторонников Ху Ши в области классической литературы, отравляющего сознание молодёжи на протяжении 30 с лишним лет, вот-вот, возможно, развернётся. Дело было поднято двумя «маленькими людьми», но «большие люди», как правило, не удостаивали их своим вниманием и зачастую создавали всякие помехи. Они установили с буржуазными писаками единый фронт в области идеализма и добровольно сдались в плен буржуазии. Это почти ничем не отличается от той атмосферы, которая сложилась после выхода на экран кинофильмов «Тайна цинского двора» и «У Сюнь». «Тайна цинского двора» выдавалась кое-кем за патриотический фильм, хотя на самом деле проповедует национальное предательство. И до сих пор, начиная с демонстрации этого фильма по всей стране, он остаётся вне поля зрения критики. А из кинофильма «У Сюнь», хотя он и был раскритикован, не извлекли надлежащего урока. Более того, как это ни странно, стали проявляться терпимость по отношению к идеализму Юй Пинбо и воздвигаться преграды для живых критических статей «маленьких людей». На это нам стоит обратить внимание.

Разумеется, к буржуазным интеллигентам типа Юй Пинбо следует подходить с позиций сплочения, но их ошибочную идеологию, отравляющую сознание молодёжи, нужно критиковать, перед ними нельзя капитулировать.

Примечания:

  1. Ли Сифань (1927—2018) в дальнейшем мог бы стать зачинателем Великой пролетарской культурной революции, но отказался от предложения Цзян Цин написать критику пьесы У Ханя «Разжалование Хай Жуя», и эта работа была поручена Яо Вэньюаню. Ли Сифань был отправлен на трудовое перевоспитание сначала за такую строптивость, а после ареста Цзян Цин — за то, что вообще с ней переписывался. Позже вернулся на работу в «Жэньминь жибао», а в 1986—1996 гг. был исполнительным вице-президентом Китайской национальной академии искусств.— Маоизм.ру.
  2. Лань Лин (1931—2005) тоже после этого случая работал в «Жэньминь жибао», но в 1957 году был подвергнут критике за правый уклон. Вернулся в газету в 1980 г., при ревизионистах.— Маоизм.ру.

Добавить комментарий