Выступления Мао Цзэдуна, ранее не публиковавшиеся в китайской печати. Выпуск второй: июль 1957 — декабрь 1958 года.— М., издательство «Прогресс», 1975.

Март 1958 г.

Реплики во время выступления Чжоу Линя

Кто опубликовал: | 20.08.2021

Из реплик на совещании в Чэнду в марте 1958 г.

Неправда, что в произведениях классиков не говорится о противоречиях внутри народа. Ленин говорил, что каждая уважающая себя партия открыто признаёт свои ошибки перед массами, выискивает причины и преодолевает их. Это как раз и есть вопрос о разрешении противоречий внутри народа, только сформулирован он по-другому. Рабочий класс, партия, как правило, характеризуются отсутствием единства мнений, разношёрстностью. Так ли уж едины мы, присутствующие здесь? Всего три месяца не собирались — и уже нет единства. Вследствие того, что люди получают разную информацию, используют разные материалы, придерживаются разных взглядов, среди них нет единства. Поэтому цель совещаний — достижение единодушия. Нет единства — созывают совещание, а если есть единство, то зачем созывать совещание?

Там, где упорядочение стиля не проведено как следует, надо ещё поработать. Иначе в один прекрасный день эти недоработки дадут о себе знать.

Отмена в армии телесных наказаний, рукоприкладства, ругани и расстрела — разве это не разрешение противоречий внутри народа? Разве «три принципа дисциплины» и «восемь правил поведения бойца» не представляют собой политику урегулирования противоречий? Ведь эта политика была выработана в результате длительной работы.

Все провинции и города должны быть готовы к беспорядкам, надо быть морально готовыми к беспорядкам в массах, в руководстве. Не надо повторять слова Хрущёва, что противоречий нет. Даллес заметил, что многие деятели строят иллюзии в связи с [моим] докладом о противоречиях внутри народа. Он прочёл этот доклад несколько раз и увидел, что очень опасно питать иллюзии на этот счёт. Выступая как главком мировой буржуазии, он указал на эту опасность. В английских газетах на этот счёт выражаются неправильные взгляды, но там также кое в чём разобрались. Весной прошлого года в Польше поддержали эту [мою] статью, поддержали её и правые элементы в Китае, но «левые» отнеслись к ней отрицательно. В Советском Союзе сейчас решаются говорить о противоречиях внутри народа, но не говорят о противоречиях между руководителями и руководимыми. Даллес высоко оценил мою статью, он также обратил внимание на передовую статью от 1 июля1. Он обращает большое внимание на наши дела. Буржуазия внимательно изучает наши дела, почему же наши кадровые работники не изучают их внимательно? Американские империалисты изучают ход нашего развития. Зная, что они должны погибнуть, они постоянно мечтают найти у нас слабые места, они хотят камышинкой пользоваться как паромом.

Прошу во всех провинциях и городах заняться вопросами промышленности, уделить им месяц, а если не месяц, то две недели, а затем мы созовём совещание в Пекине. Кроме того, надо будет обратить внимание на идеологию, теорию. Такова программа. О марксизме поговорим после. Сейчас мы не говорим о политэкономии, диалектическом методе, не говорим также о естественных науках, говорим только об отраслевой экономике. После надо будет заняться этими вопросами в теоретическом плане. Передовые статьи в газетах также должны носить теоретический характер. Это почётное дело.

Крупные кооперативы могут создавать заводы по переработке сельскохозяйственных продуктов. Самое лучшее, если строительством заводов займутся волости или совместно несколько волостей и уездных центров по принципу: уезд строит, а кооперативы помогают. Кооперативы, объединяющие кустарей, также могут строить заводы и шахты.

(Речь идёт о передаче промышленниками и торговцами своих акций Всекитайской ассоциации промышленников и торговцев.) Принять от них акции — значит лишиться инициативы. С точки зрения внутриполитической принять от них акции было бы хорошо, но с точки зрения внешнеполитической — плохо. Промышленники и торговцы получают каких-то 100 юаней [на акцию] в год. Надо лишать их политического выигрыша, пусть они носят ярлык капиталиста. Это выгодно для нас. Надо заставить их получать на свои акции деньги. Если они передадут акции, если у них не будет на руках акций, то они не будут носить ярлык капиталиста и получат на этом политический выигрыш.

Надо решать вопросы коллективно и делать всё коллективно. Решать коллективно — значит развивать свободное высказывание мнений, чтобы все проявляли инициативу. Делать коллективно — значит все должны работать. Это давно всем известно.

Надо искоренить антинаучные поветрия.

(Речь идёт о клятвах демократических партий2.) Можно практиковать [такие клятвы]. Душу пусть раскрывают, но не надо, чтобы отдавали [нам] деньги. Кроме того, надо помогать им [демократическим партиям.— Ред.] мобилизовывать интеллигенцию для участия в этом деле.

(Речь идёт об интенсивности труда, производственных травмах и несчастных случаях на производстве, которые вызываются тем, что люди днём работают, а по вечерам пишут дацзыбао.) О таких случаях следует сообщать. Следует обращать серьёзное внимание на техническую революцию, не надо гнаться за больши́м количеством дацзыбао.

(Речь идёт о беспорядках среди национальных меньшинств.) Такие вопросы надо решать теми же методами, которые используются для разрешения противоречий внутри народа, не применяя вооружённую силу. События в Гуйчжоу отличаются от событий в западной части Сычуани, где было 50 тысяч винтовок и где на нас напали первыми.

Во время пребывания в районах национальных меньшинств надо критиковать имевшие место в прошлом случаи обмана национальных меньшинств; после освобождения мы в отдельных вопросах допускали неправильные действия. Если не разъяснять этого постоянно массам, то они могут изменить своё отношение к нам.

Тибетских мятежников в западной части провинции Сычуань надо не 8 раз ловить и 8 раз отпускать, а 100 раз ловить и 100 раз отпускать, то есть на 93 раза больше ловить и отпускать, чем Чжугэ Лян, который ловил 7 раз и отпускал 7 раз3.

  1. Возможно, речь о статье «Нужно критиковать буржуазное направление газеты „Вэньхуэй бао“».— Маоизм.ру.
  2. Имеются в виду собрания демократических партий, на которых члены этих партий давали клятвы избавиться от буржуазных взглядов и перевоспитаться.— Прим. ред.
  3. Чжугэ Лян — государственный деятель и военачальник эпохи Троецарствия. Во время войны с южными некитайскими племенами он 7 раз ловил и 7 раз отпускал их князя Мэн Хо, пока тот не покорился полностью.— Прим. ред.

Добавить комментарий