Выступления Мао Цзэдуна, ранее не публиковавшиеся в китайской печати. Выпуск второй: июль 1957 — декабрь 1958 года.— М., издательство «Прогресс», 1975.

17.08.1958

Выступление на совещании в Бэйдайхэ

Кто опубликовал: | 08.08.2021

Это совещание является расширенным заседанием Политбюро, в нём принимают участие ответственные товарищи из провинций и автономных районов. Повестка дня отпечатана и роздана; товарищи могут ознакомиться с ней.

Главным является первый вопрос — о плане на будущий год и пятилетнем хозяйственном плане. Речь идёт главным образом о промышленности, но частично и о сельском хозяйстве. Просто раздать для сведения контрольные цифры было бы не совсем разумно. Будет более разумно, будет правильнее поработать над ними дня три. Ответственный за это товарищ [Ли] Фучунь.

Второй вопрос. О железе, стали, меди и молибдене. Есть опасность, что в текущем году не удастся добиться удвоения производства стали против уровня 1957 года, составившего 5,3 миллиона тонн, то есть добиться производства 11 миллионов тонн. Здесь центральный вопрос — производство железа. В настоящее время уже всех обзвонили, подняли на ноги, но надо по-прежнему держать это дело в центре внимания, надо, чтобы были ответные звонки, надо иметь надёжные гарантии в этом вопросе.

Третий вопрос. О сельском хозяйстве в будущем году. Ответственный за это товарищ [Тань Чжэньлинь]1.

Четвёртый вопрос. Об ирригации в будущем году. Ответственными являются товарищи Чэнь [Юнь] и Ли [Фучунь].

Пятый вопрос. О кооперировании сельского хозяйства. Отпечатан краткий устав экспериментальной народной коммуны в провинции Хэнань.

Шестой вопрос. О состоянии торговли, закупок и распределения в этом году (включая решение продовольственного вопроса в текущем году). Ответственный товарищ [Ли] Сяньнянь. Производство продовольственного зерна в этом году может достигнуть n миллиардов цзиней, в среднем по n цзиней на человека, в будущем году надо добиваться производства по n цзиней на душу населения, в следующем за тем году — по n цзиней на душу населения. Можно ли будет достичь производства по 2500—3000 цзиней на душу населения — это предстоит обсудить. Можно ли безгранично увеличивать производство зерна на душу населения? Я думаю, что после достижения показателя в 3000 цзиней2 на человека это будет нелегко сделать.

Седьмой вопрос. Об образовании. Товарищ N3 написал по этому вопросу статью. Решение будет отпечатано и роздано.

Восьмой вопрос. Об участии кадровых работников в физическом труде. Включая и нас, сидящих здесь, независимо от того, большой или маленький пост занимает человек, каждый, кто способен участвовать в физическом труде, должен участвовать, кроме слишком старых и очень слабых. У нас несколько миллионов чиновников. К ним следует добавить армию, и получится более 10 миллионов.

Сколько всего у нас чиновников — точно трудно сказать. Имеется несколько десятков миллионов детей кадровых работников, которые в силу своего положения наверняка сами станут чиновниками. Долго сидя в чиновниках, очень легко оторваться от действительности, оторваться от масс. Когда строили Шисаньлинское водохранилище, очень многие трудились по нескольку дней. Нельзя ли сделать так, чтобы в течение года заниматься физическим трудом один месяц; распределить время по сезонам так, чтобы поработать или в промышленности, или в сельском хозяйстве, или в торговле и чтобы так поступал каждый? Как можно допускать, чтобы другие работали на физической работе, а чиновники и многочисленные дети кадровых работников не работали?

В Советском Союзе студенты, оканчивающие сельскохозяйственные вузы, не хотят ехать в деревню. Держать сельскохозяйственные вузы в городе — разве это не полная бессмыслица! Все сельскохозяйственные вузы следует перевести в сельскую местность. Все учебные заведения должны открыть собственные мастерские. При Тяньцзиньской консерватории имеется несколько мастерских. Это очень хорошо.

В волости, уезде заниматься физическим трудом очень удобно, а вот работникам центральных, провинциальных учреждений и учреждений окружного уровня это делать не просто: боятся не справиться с управлением машинами! Разве люди, которые управляются с палочками для еды и кисточками для письма, не могут управлять машинами? Что проще, управлять машиной или карабкаться на гору?

Девятый вопрос. О системе труда. Этот вопрос готовит министерство труда.

Десятый вопрос. О переселении n миллионов человек в окраинные, пограничные районы.

Одиннадцатый вопрос. Об охране технической тайны.

Двенадцатый вопрос. О международном положении. Этот вопрос включён мною, потому что всюду спрашивают, разразится ли мировая война? И если разразится, то как поступать? Какова природа военных блоков западных государств? Кому выгодна международная напряжённость? Что лучше: чтобы американские и английские войска были скорее выведены со Среднего Востока4 или чтобы они остались там ещё на некоторое время? Кому выгодно эмбарго? Что выгоднее: признание нас ООН или непризнание? Кто же в конце концов кого боится? Кто боится больше, а кто меньше?

Эти вопросы не разрешены до конца даже в партии. Некоторые говорят, хотя ветер с Востока и преобладает5 над ветром с Запада, но никак не может до конца его одолеть. Иначе как бы осмелились англичане и американцы высадиться на Среднем Востоке? В этом вопросе нет единства взглядов. И в партии и вне её наблюдается боязнь Запада, американобоязнь.

Кто же кого всё-таки боится чуточку больше? Пожалуй, Запад немного больше боится нас. В мире существуют три идеологии: коммунизм, империализм, национализм. Две последние — буржуазные идеологии. Одна представляет национальную буржуазию, другая — буржуазию, угнетающую другие народы, то есть империализм. Национализм по своей природе в прошлом являлся резервом империализма. Но как только он стал выступать против империализма, он превратился в наш резерв. Так обстоит дело и с Индией и с Египтом, которые тем не менее сравнительно полезны для нас.

Если эти наши две идеологии будут держаться вместе, наши силы увеличатся. Атомная бомба есть у обеих сторон, но наши людские резервы больше. Поэтому они вряд ли начнут войну. Но, возможно, и начнут. Мы должны быть готовы к этому. Говорить за монополистический капитал трудно. Предположим, они ударят. Должны ли мы бояться этого или не должны? Преисполнившись жгучей ненависти к врагу, ожесточив своё сердце, драться с ним не на жизнь, а на смерть, разгромить врага окончательно и потом вновь приступить к строительству. Полезно [поэтому] говорить со всей ясностью, что не нужно бояться войны.

В отношении трёх империалистических [военных] блоков наша пропаганда говорит, что они агрессивные, потому что они имеют агрессивную направленность против национализма и против социализма. Но не следует их слишком переоценивать. Они лишь в определённых условиях ведут на нас наступление — а именно тогда, когда у нас начинаются беспорядки, когда нас свергают контрреволюционеры. Венгерская контрреволюция уже подавлена, и они не решились вмешаться. Социалистический лагерь укрепляется. Нам в Китае надо иметь 70—80 миллионов тонн стали, и тогда мы тоже будем крепко стоять на ногах. Эти империалистические пакты носят скорее оборонительный характер, чем наступательный, являются как бы препаратами по поддержанию сил лёгочного больного. И их не стоит рассматривать слишком серьёзно.

Багдадский пакт дал трещину, лопнула самая его сердцевина — в одно прекрасное утро Ирак переменился. Коммунистические идеи могут просачиваться. Я очень рад заявлению N о том, что они боятся нашего проникновения. Военные блоки империалистов — это тоненькие перегородки, которые стоят на зыбкой основе. Североатлантический пакт сравнительно прочен. Он служит для контроля в промежуточной зоне. У них нет возможности контролировать нас, вот они и наводят порядок в промежуточной зоне, а также взаимно контролируют друг друга. Америка и Англия контролируют Францию и ограничивают Западную Германию. Мы ведём пропаганду против международной напряжённости, выступаем за её смягчение так, словно смягчение напряжённости выгодно нам, а напряжённость выгодна им. Но это не так. Лучше исходить из того, что напряжённость более выгодна нам и менее выгодна Западу. Для Запада напряжённость выгодна потому, что она даёт ему возможность расширять производство оружия, а нам она выгодна потому, что способна привести в движение все активные факторы. В одно прекрасное утро, 14 июля, иракская крыша была сорвана.6

Напряжённость может привести к тому, что коммунистические партии в разных странах пополнят свои ряды, а мы сможем побольше произвести чугуна и стали, а также продовольствия. И пусть американцы и англичане подольше задержатся в Ливане, в Иордании. Не надо способствовать тому, чтобы американцы выглядели в хорошем свете. Каждый лишний день их пребывания там идёт нам на пользу, он даёт нам в руки материал для разоблачительных статей, ведёт к тому, что американские империалисты остаются объектом всеобщего осуждения. Но когда мы ведём пропаганду, так говорить не следует, надо говорить, чтобы они немедленно убирались.

Чем дольше будет действовать эмбарго в отношении КНР, тем лучше. Чем дольше ООН не будет признавать нас, тем лучше. У нас на этот счёт имеется опыт. Во время антияпонской войны Чан Кайши и Хэ Инцинь сняли нас со снабжения, не выдавали денег. Мы выдвинули лозунг о сплочении и самоснабжении, широко развили производство. В результате полученные ценности не ограничивались 400 тысячами юаней, нам хватило и хлопчатки, чтобы всех одеть. Мы имели намного больше того, что выдавал Хэ Инцинь. И если в то время так было, то, следовательно, эмбарго со стороны других государств и теперь полезно. Самое лучшее подождать 7 лет, а потом пусть ООН признает нас.7 Семилетний план делится на три этапа: три года упорного труда, затем два года и ещё два года. И тогда мы будем в состоянии, выплавлять n тонн стали. Когда перед нами враг, напряжённость нам выгодна.

Тринадцатый вопрос. О коммунистическом воспитании в деревне нынешней зимой и весной будущего года.

Четырнадцатый вопрос. О районах кооперирования.

Пятнадцатый вопрос. О глубокой вспашке. В настоящее время главной ориентацией в сельском хозяйстве является глубокая вспашка. Глубокая вспашка — это большое водохранилище, большой склад удобрений. Без глубокой вспашки невозможно увеличить ни внесение удобрений, ни накопление воды. На севере надо производить вспашку почвы на глубину 1 чи, на юге — на глубину 7—8 цуней8 и послойно вносить удобрения, чтобы почва приобрела бо́льшую комковатость. Каждый комок почвы при этом становится маленьким водохранилищем, маленьким складом удобрений.

Глубокая вспашка даёт возможность соединяться надземным и грунтовым водам. Глубокая вспашка является основой загущённого посева. Без неё загущённый посев бесполезен. Глубокая вспашка благоприятствует удалению сорных трав. А выпалывание сорняков с корнем благоприятствует уничтожению насекомых-вредителей. Таким путём можно каждое му превратить в 3 му.

Сейчас на каждого человека в стране приходится в среднем по три му9 обрабатываемой земли. Если мы будем пахать вглубь, то сможем добиться высокой урожайности. Для чего же тогда возделывать так много земли? В будущем можно будет третью часть земли пустить под посадки деревьев. Со временем посевные площади под сельскохозяйственными культурами можно будет сократить ещё на треть. В прошлом мы не могли поднять такое дело, как озеленение равнин, а к тому времени у нас появится такая возможность. Без глубокой вспашки такая возможность у нас не появится.

Надо изменить взгляд на проблему роста населения. Раньше речь шла о 800 миллионах населения, а теперь даже миллиард и несколько сот миллионов населения не составляет проблемы. Не следует упрекать многосемейных за слишком большое число детей. Когда возрастёт уровень культуры, тогда по-настоящему сократится и рождаемость.

Шестнадцатый вопрос. Об удобрениях

Семнадцатый вопрос. О народном ополчении. Районы производственного кооперирования или сравнительно крупные провинции могут производить лёгкое оружие, например винтовки, пулемёты, лёгкие пушки и так далее, чтобы вооружать народное ополчение. Тогда они смогут иметь крупные кооперативы с развитым сельскохозяйственным производством, торговлей, образованием и военным делом. Производство столь большого количества оружия, возможно, поглощает слишком много средств, тем более что сейчас мы ни с кем не воюем. Но иногда надо идти на излишнюю до некоторой степени трату средств. Когда весь народ — солдаты, то люди вдохновляются и становятся смелее. Надо побольше петь о Му Гуйин, о Хуа Мулань, о городе Сычжоу и поменьше о Чжу Интай10. Пройдёт ещё 6 лет — и на каждые 4 человека будет приходиться по винтовке. В масштабе страны это будет означать потребность в 100 миллионах винтовок. И если каждый человек получит хотя бы по нескольку десятков патронов, то наша задача будет выполнена.

Примечания
  1. В китайском тексте вместо имени Тань Чжэньлинь сделан пропуск; это объясняется том, что в 1967 году Тань Чжэньлинь был репрессирован.— Прим. ред.Репрессирован» — это немного сильно сказано. Он не был избран в ЦК в 1969 году, но вернулся туда уже в 1973‑м.— Маоизм.ру.)
  2. Тут или ошибка в записи или Мао намеренно говорит о фантастически завышенной цели. В настоящее время в Китае производится примерно триста цзиней (полтора центнера) риса на человека, т. е. на порядок меньше.— Маоизм.ру.
  3. Очевидно, подразумевается тогдашний министр высшего образования КНР Цзян Наньсян, который был в 1966 году репрессирован. Несколько лет о нём ничего не было известно. В 1974 году появился на приёме в Пекине в честь 25-летия КНР.— Прим. ред.
  4. Имеется в виду интервенция США в Ливане, начавшаяся 15 июля, сразу после революции в Ираке.— Маоизм.ру.
  5. В советском переводе ошибочно: «довлеет».— Маоизм.ру.
  6. Имеется в виду иракская революция 14 июля 1958 года, когда была упразднена монархия.— Маоизм.ру.
  7. То есть около 1965 года. На деле получилось несколько позже — в 1971 году.— Маоизм.ру.
  8. То есть на 33 и 23—27 см соответственно.— Маоизм.ру.
  9. То есть по пятой части гектара, двадцать соток.— Маоизм.ру.
  10. Му Гуйин (Ⅹ в.) и Хуа Мулань (Ⅴ в.) — народные героини; Чжу Интай — персонаж весьма популярной средневековой лирической музыкальной драмы.— Прим. ред.

Добавить комментарий