Во встрече участвовали с гвинейской стороны министр образования Седу Конте1 и генеральный прокурор Фадьала Кета2, а с китайской — Хань Ютун3. Доступна полная запись беседы на китайском языке.
Приводимый отрывок дан в материале «Высказывание на приёме делегации работников просвещения Гвинеи, генерального прокурора Гвинеи и его супруги» (8 августа 1965 г.) в рамках подборки «Указания относительно работы по трудовому перевоспитанию и беседы с иностранными делегациями о работе по трудовому перевоспитанию» (3 [февраля] 1964 года — сентябрь 1965 года). Выделенные курсивом фразы в советском источнике отсутствуют и даны в переводе О. Торбасова.
‹…›
Мао Цзэдун (обращается к Седу Конте): Вы получили образование. Людей, совершивших преступления, надо воспитывать. Выучить можно даже животных! Вола можно приучить пахать, коня можно приучить пахать и участвовать в военных действиях. Почему же нельзя научить человека добиваться прогресса? Вопрос здесь упирается в курс и политику. Какую политику проводить: политику воспитания людей или политику полного пренебрежения ими? Какой метод применять: метод оказания им помощи или метод их подавления? Если применять метод подавления и угнетения, они скорее умрут. Если применять метод оказания помощи постепенно, не спеша, через год, два, восемь, десять лет абсолютное большинство из них может измениться в лучшую сторону.
Седу Конте: Совершенно верно.
Мао Цзэдун: В это надо верить. Если кто-нибудь в это не верит, можно провести эксперименты. (обращаясь к Хань Ютун) Следует в будущем утверждать это в законодательном порядке, записать это и в гражданском кодексе, и в уголовном кодексе.
Чтобы из преступника сделать человека4, надо хоть немного ему верить, помогать. Конечно, его нужно и критиковать. Например, на предприятиях трудового перевоспитания, в госхозах трудового перевоспитания нельзя на первое место ставить производство, на первом месте должно быть политическое перевоспитание, работа с людьми, надо воспитывать людей в политическом отношении, развивать их активность. Если на предприятиях трудового перевоспитания перевоспитание проводится хорошо, то и производство там будет идти лучше. ‹…›
‹…›
Мао Цзэдун: Воспитание людей зависит от кадровых работников. Чтобы решить, как работает какое-либо учебное заведение — хорошо или плохо, надо посмотреть, что за человек его директор, как поставлена работа партийного комитета, какова там политическая обстановка.
Седу Конте: Это правильно.
Мао Цзэдун: Директор учебного заведения, педагоги служат учащимся, а не учащиеся директору и педагогам.5 Работа наших судов и прокуратуры служит преступникам, а не преступники нам, как каким-то господам.
Седу Конте: Это правильно, и мы полностью с этим согласны.
Мао Цзэдун: Говоря в целом, наше правительство служит народу, народ кормит нас, а коль скоро мы питаемся за его счёт, то как же можно не служить народу? ‹…›
‹…›
Примечания- Седу Конте (Seydou Conté) — хирург, профессор медицины, был министром образования Гвинеи в 1963—1967 гг., затем, в 1967—1972 гг.— министром юстиции; потом вернулся к медицинской деятельности.— Маоизм.ру.↩
- Фадьала Кета (Fadiala Keita) был генеральным прокурором Гвинеи в 1962—1967 гг., потом был послом в СССР, потом в США. Будучи генеральным директором Компании бокситов Гвинеи, арестован и умер в тюрьме.— Маоизм.ру.↩
- Хань Ютун, она же Хань Гуйцинь (1909—1985) — хуэйка по национальности, революционерка, изучала право в Пекине и Токио. После освобождения Китая работала в министерстве образования. В 1958 г. назначена первым председателем Высшего народного суда Нинся-Хуэйского автономного района.— Маоизм.ру.↩
- Советский перевод немного искажает смысл. В оригинале говорится о том, чтобы относится к правонарушителям по-человечески.— Маоизм.ру.↩
- Эта фраза и предыдущая реплика Мао даны также в советском источнике как отдельный материал под заголовком «Беседа на приёме делегации работников просвещения и генерального прокурора Гвинеи» в другом переводе: «
При организации просвещения необходимо обращать внимание на кадры. Чтобы определить, хороши ли дела в том или ином учебном заведении, необходимо посмотреть, каковы, в конце концов, директор учебного заведения и партийный комитет, каков их политический уровень; директор и преподаватели служат учащимся, а не учащиеся служат директору и преподавателю
».— Маоизм.ру.↩