; ; ; ;

Выступления Мао Цзэдуна, ранее не публиковавшиеся в китайской печати. Выпуск пятый: 1964—1967 годы.— М., издательство «Прогресс», 1976.

Март 1966 г.

Выступление на расширенном заседании Политбюро

Кто опубликовал: | 21.05.2021

Вопросы науки, проблемы в сфере просвещения

Мао Цзэдун. В прошлом мы были как бы закупорены внутри барабана, многого не знали: фактически в этих областях всё держали в своих руках буржуазия и мелкая буржуазия. В прошлом наша политика по отношению к национальной буржуазии и буржуазной интеллигенции отличалась от той политики, которую мы проводили в отношении компрадорской буржуазии; было необходимо различать их: если бы мы поставили на одну доску, то это было бы неправильно. В настоящее время большую часть высших, средних и начальных учебных заведений монополизировала интеллигенция, вышедшая из среды буржуазии, мелкой буржуазии и помещичье-кулацкого класса. После освобождения мы эту интеллигенцию сохранили, в то время было правильно сохранить её. Сейчас в каждом более или менее крупном городе имеются научно-исследовательские учреждения, занимающиеся вопросами литературы, истории, философии, права, экономики. Возьмём изучение истории. История подразделяется на несколько видов, каждый раздел науки имеет свою историю; есть просто история, есть общая история. Философия, литература, естественные науки тоже имеют свою историю. Нет ни одной отрасли науки, которая не имела бы истории.

Что касается естественных наук, то людей, занимающихся ими, мы ещё не трогали. В будущем через каждые 5—10 лет надо критиковать и их, раскрывать истинное положение дел, чтобы воспитывать нашу смену. Иначе всё останется в руках тех же людей. Среди них есть монархисты, они проявляют большой интерес к императорам, королям, генералам, канцлерам, противятся методам изучения истории, предложенным в 1958 году.

Линь Бяо. Это и есть классовая борьба.

Мао Цзэдун. В ходе критики не надо заниматься пустой трескотней, следует изучать исторические материалы; это серьёзная классовая борьба, в противном случае может появиться ревизионизм, ревизионизм исходит именно от этих людей. Например, против марксизма-ленинизма выступают У Хань и Цзянь Боцзань, оба они коммунисты, а выступают против коммунистической партии. Сейчас в 15 из 28 провинций и городов центрального подчинения развернулась борьба, но в 13 провинциях ещё ничего не делается.

Сохранение представителей старой интеллигенции имеет свои плюсы и минусы. Мы их оставили на прежних постах, в должностях профессоров, директоров учебных заведений. Они стали получать твёрдое жалованье, но ведь эти люди фактически гоминьдановцы.

Линь Бяо. Газеты — это очень важное дело, ведь они всё равно что ЦК, они ежедневно дают директивы.

Мао Цзэдун. Возьмём пекинский журнал «Цяньсянь» («Фронт»). Это фронт У Ханя и Ляо Моша. Ляо рукоплескал Ли Хуэйняну, проповедовал, что мистицизм — штука безвредная. Классовая борьба остра и широка; прошу, чтобы во всех крупных административных районах обратили на это внимание. Газеты, литературу и искусство — всё это надо взять под свой контроль.

Статья И Да опубликована, она написана хорошо. И Да — директор института историк, он младший брат Чжао Иминя. Статья была написана в 1964 году, её задерживали полтора года и только сейчас опубликовали. Статьи молодых, независимо от того, хороши они или плохи, задерживать не следует.

Об отношении к У Ханю и Цзянь Боцзаню. Если у них не будет отнято право на кусок хлеба, то разве что-нибудь особенное случится? Не надо бояться Цзянь Боцзаня и Ло Эргана1.

Пусть средние специальные и технические училища половину времени отведут труду, а половину учёбе, пусть все студенты едут в деревню.

Студенты литературных факультетов должны писать стихи и романы, им не нужно изучать историю литературы. Куда это годится, если ты ещё не начал писать? Уметь писать хорошо, писать — значит учиться сочинительству, главное в этой учёбе — писать об услышанном. Что касается изучения истории, то этим можно заняться, когда человек начнёт работать. Наши командиры дивизий, командующие армиями не знали ни императора Яо, ни императора Шуня, но разве они из-за этого не умели воевать? Никто из них не воевал по правилам, изложенным в «Трактате о военном искусстве» Сунь-цзы.

Линь Бяо. Нет ни одного одинакового большого или малого сражения. Надо действовать проще, исходить из конкретной обстановки.

Мао Цзэдун. Во-первых, развёртывать критику, во-вторых, отвести половину времени на труд, половину — на учёбу и проведение «четырёх чисток». Дело нужно вести именно такими двумя методами. Не надо подавлять молодых, пусть они выдвигаются. Ци Бэньюй критиковал Ло Эргана. Ци — работник приёмной канцелярии Центрального Комитета, а Ло — профессор. Не надо задерживать ни плохих, ни хороших статей, ведь выпустили мы для Хрущёва полное собрание его сочинений. (Мы занимаемся материальным созиданием, они — созиданием буржуазного духа.)

N. Фактически диктатуру осуществляют они. В их руках находится гегемония. Выступи против них, они тут же сделают на тебя начёт.

Мао Цзэдун. Надо реабилитировать студентов, преподавателей, часть профессоров. Если оставшаяся часть сможет перестроиться, то это хорошо, а если не сможет, её нужно свергнуть.

N. С теми, кто возводит свои взгляды в принцип, сотрудничать не следует.

Линь Бяо. Это классовая борьба, они обязательно будут высказывать свои взгляды.

Мао Цзэдун. И Да всё-таки был прав, он говорил, что молодые, с небольшим образованием люди свергают с пьедесталов тех, кто старше их и более эрудирован.

Чжу Дэ. Надо свергать такие авторитеты.

Чэнь Бода. Надо свергать буржуазные авторитеты, воспитывать новые силы, готовить смену.

Мао Цзэдун. Кто теперь авторитет? Это Яо Вэньюань, Ци Бэньюй, И Да. Кто над кем возьмёт верх? Этот вопрос сейчас ещё не решён.

Чэнь Бода. Преемники должны формироваться естественно. Сталин поднял Маленкова, но ничего из этого не вышло: как только один умер, так другого тоже не стало.

Мао Цзэдун. Вот именно. Не надо, чтобы преемниками оказывались подобные люди, надо, чтобы на смену пришли люди молодые, не отягощённые эрудицией, но стоящие на твёрдых позициях, имеющие политический опыт, решительные.

Вопрос о промышленной структуре

Мао Цзэдун. Разве вы можете заниматься таким множеством дел, если некоторые вопросы не продумали?

N. Центр и периферия должны быть подобны полевой армии и местным войскам.

Мао Цзэдун. Беседуя в Нанкине с Цзян Вэйцином, я говорил о том, что, если начнётся война, центр, во-первых, не пошлёт им солдат, во-вторых, не направит командиров, в-третьих, имея мало продовольствия, его тоже не пошлёт, в-четвёртых, не пошлёт обмундирования, в-пятых, если у центра и есть вооружение, то его всё равно немного. Каждый крупный административный район, каждая провинция должны самостоятельно заниматься всем. Добиваясь, чтобы каждый мог воевать самостоятельно, нужно, чтобы каждая провинция сама занималась всем. Военно-морским флотом и военно-воздушными силами местные органы заниматься не в состоянии, этим будем заниматься с помощью единого руководства из центра. Если начнётся война, то всё равно придётся опираться на периферию, опираться только на центр ненадёжно. При организации на местах партизанских отрядов тоже понадобится боевое оружие.

В промышленности Восточного Китая сложилось два метода управления. Метод провинции Цзянсу удачен. Там не провинциальные органы ведают промышленностью, а города Нанкин и Сучжоу. В Сучжоу 100 тысяч рабочих, они производят продукцию на общую сумму 800 миллионов юаней. В Цзинани другой метод: крупными предприятиями ведает провинция, мелкими — города, в результате получается неразбериха.

N. Каким образом следует осуществлять экспериментальное внедрение системы всеобщего участия в физическом труде, чтобы в физическом труде участвовали все, чтобы все участвовали в добровольном труде? Сейчас слишком много людей оторвано от производства, у 800 тысяч рабочих и служащих насчитывается 800 тысяч неработающих членов их семей.

Мао Цзэдун. Сейчас повсеместно следует заняться пропагандой, надо сломать старые порядки и шаг за шагом осуществить [систему всеобщего участия в труде].

Наша страна состоит из 28 государств, среди них есть крупные, есть помельче. Например, Тибет, Цинхай — мелкие государства с небольшим населением.

Чжоу Эньлай. Надо внедрять механизацию.

Мао Цзэдун. Прежде всего надо, чтобы каждое бюро ЦК, каждая провинция, каждый округ и город после вашего возвращения развернули свободное высказывание мнений. Свободное высказывание мнений в провинциях, округах, городах надо провести в течение четырёх месяцев — в апреле, мае, июне, июле. Свободное высказывание мнений и проведение широких дискуссий следует увязать с лозунгом «готовиться на случай войны, готовиться на случай стихийных бедствий, служить народу», иначе никто не захочет высказаться.

Чжоу Эньлай. Кое-кто опасается, что их назовут сепаратистами.

Мао Цзэдун. Периферии следует заниматься накоплением, ведь в настоящее время всё поступает в государственную казну. Шанхай вот имеет накопления: во-первых, имеет средства, во-вторых, имеет сырьё, в-третьих, имеет оборудование. Нельзя всё концентрировать в центре, нельзя вести дело по методу: «осушим пруд для того, чтобы выловить рыбу», ничего не оставлять другим. С Советским Союзом произошла именно такая беда: там всё забрали в центр, ничего не оставив периферии.

N. Шанхай помогает сельскому хозяйству машинами, таким путём незаконное там превратилось в законное.

Мао Цзэдун. Незаконное надо признавать законным. В истории всегда узаконивалось то, что прежде признавалось незаконным. Сначала Сунь Ятсен был вне закона, а потом легализировался. Коммунистическая партия из незаконной также превратилась в законную, Юань Шикай же из законного превратился в незаконного. Законное — это реакционное, незаконное — это революционное. В настоящее время реакционным является то, что не допускает развёртывания активности людей, ограничивает их в стремлении совершить революцию. Хорошо, когда центральная власть представляет собой республику с фиктивной монархией, английская королева, японский император олицетворяют именно такую республику с фиктивной монархией. Всё-таки лучше, чтобы центральная власть представляла собой республику с фиктивной монархией, которая занималась бы лишь разработкой направлений в большой политике. Но направления в большой политике тоже формируются из высказываний на местах. Центр — это как бы перерабатывающее предприятие, на котором обрабатывается сырьё. Но он может обработать его лишь тогда, когда выскажутся провинции, округа, города, уезды. Лучше, если центр будет заниматься политической, а не практической работой или же практической работой будет заниматься немного. Центр подчинил себе слишком много предприятий. Всё то, что центр взял себе, надо у него отобрать и передать периферии, причём передать следует всё полностью.

N. Организовали тресты, трестам же передали партийную работу — получилась фактически промпартия.

Мао Цзэдун. «Четыре чистки» поручается провести вам, а центр будет отвечать лишь за выполнение «23 пунктов».

Относительно Н-ского политического отдела. Какой у вас опыт? Ведь войска, лишь опираясь на местные вооружённые силы, становятся регулярной армией. У меня лично никакого опыта нет, но прежде через каждые три месяца, полгода подводились итоги, разве это делалось не на основе докладов снизу? Возьмём организацию арсеналов. И это началось на местах. Центр только может давать общие установки, центр не имеет ни одной пули, ни одного зёрнышка хлеба, центр может лишь давать общие установки. В настоящее время с юга на север перебрасывается хлеб, а с севера на юг — каменный уголь. Так не годится.

Чжоу Эньлай. Оборонную промышленность тоже следует передать периферии, общим принципом должно быть такое положение, когда передача осуществляется в низы, а не в центр, центру следует заниматься только новейшими отраслями.

Мао Цзэдун. Авиационные заводы тоже не эвакуированы. Начнись война, даже винтовку не перебросить в другое место. Если в какой-то провинции с населением несколько десятков миллионов человек находится один металлургический завод и этот завод выплавляет 100 тысяч тонн стали, то это плохо: такая провинция должна иметь несколько десятков таких заводов.

N. Надо, чтобы «три старых вели за собой три новых»: чтобы старый завод вёл за собой новый завод, чтобы старая база вела за собой новую базу…

Линь Бяо. Когда старые ведут за собой молодых — это и есть китайский путь.

Мао Цзэдун. То есть так, как это было в партизанских отрядах во время антияпонской войны. Надо стремиться к социализму, а не к индивидуализму.

N. Маленьких металлургических заводов 4 тысячи, и все подчинены центру.

Мао Цзэдун. Зачем надо было передавать другим? Следует всё вернуть [периферии].

N. В будущем году придумаем что-нибудь.

Мао Цзэдун. Зачем ждать будущего года? Когда вернётесь, соберите совещания, а те, кто отбирал предприятия, пусть идут на эти заводы заместителями директоров.

Чжоу Эньлай. Сейчас занялись механизацией сельского хозяйства — и опять выпрашивают у центра. Восьмое министерство машиностроения организовало тресты, забрало немало заводов.

Мао Цзэдун. Так пусть министр восьмого министерства машиностроения идёт работать директором завода!

Кое-кто прямо-таки обирает крестьян. В Цзянси, например, на каждый дань зерна налагали тройной налог, по-моему, за это надо крепко бить. Пусть гражданские и военные власти соберут совещание и разрешат бить тех, кто устраивает непосильные поборы.

Планирование из центра надо согласовывать с периферией. Центр не может брать под свой контроль абсолютно всё, нельзя абсолютно всё централизовать.

N. Часть работы по планированию следует передать периферии.

Мао Цзэдун. А вы припугните кое-кого войной: ведь если взорвётся атомная бомба, тут уж не до индивидуализма, нужно будет воевать. Разве разошлёшь тогда повсюду «Жэньминь жибао»? Надо обратить внимание на разделение власти. Нельзя спускать пруд и ловить рыбу, ничего не оставляя другим. Сейчас создалось такое положение, когда в верхах некому управлять, а у низов нет прав на управление.

N. Центр тоже лишён власти!

Мао Цзэдун. Сейчас всем позволяется требовать самостоятельности, требовать её у бюрократов. Надо поступать так, как поступил Ци Бэньюй. Пусть студенты тоже шумят, и они должны свободно высказываться по вопросам науки. Студентам дали прочесть лекции одного профессора-химика, читали они эти лекции несколько месяцев и ничего не поняли. Когда студенты спросили его самого, то оказалось, что и он ничего не знает. Так студенты подкопались под него. (У Хань и Цзянь Боцзань также живут за счёт истории.) И Юй Пинбо знает немного.

Линь Бяо. Надо изучать труды Мао Цзэдуна.

Мао Цзэдун. У Цзянь Боцзаня учиться ничему не следует. Не надо изучать всё, что у меня есть. Изучая что-либо, надо наметить основное, не надо быть скованным, не надо, чтобы тебе всё заранее растолковали, надо лишь фиксировать кое-что, не надо быть ограниченным. Вот Ленин не был скован Марксом.

Линь Бяо. Ленин его даже превзошёл. Мы сейчас выступаем за изучение трудов председателя Мао — это значит, что мы сеем семена идей председателя Мао.

Мао Цзэдун. Можно сказать и так, но не надо слепой веры, не надо скованности, нужны новая интерпретация, новая точка зрения, новый творческий подход. То есть нужно, чтобы студенты свергли профессоров.

Линь Бяо. Которые только и мечтают о диктатуре.

Мао Цзэдун. Один секретарь по вопросам культуры и просвещения в Цзилине написал хорошую статью, в которой критикует образное мышление. Газета «Гуанмин жибао» критиковала роман «Записки о подлинном виде чиновничества»2 — всё это означает, что в обоих случаях разобрались в правде и в неправде по основным вопросам, ведь «Записки о подлинном виде чиновничества» — это сущий реформизм.

Документы, касающиеся механизации сельского хозяйства, разосланы для обсуждения в провинции, здесь я их касаться не буду.

Примечания
  1. Видные современные китайские историки.— Прим. ред.
  2. В советском переводе транскрипцией — «Гуаньчан сяньсин цзи». «Записки о подлинном виде чиновничества» (官场现形记) — главный роман Ли Баоцзя, он же Ли Боюань (1867—1906), который он писал в последние годы жизни.— Маоизм.ру.

Добавить комментарий