Выступления Мао Цзэдуна, ранее не публиковавшиеся в китайской печати. Выпуск пятый: 1964—1967 годы.— М., издательство «Прогресс», 1976.

22.07.1966

Выступление во время встречи с секретарями территориальных бюро ЦК КПК и членами Группы по делам культурной революции при ЦК КПК

Кто опубликовал: | 12.05.2021

В советском источнике выступление датировано 23 июля.

Данное выступление очень похоже на другое, так что, возможно, это разные записи одной беседы.

Маоизм.ру

Мао Цзэдун. Сегодня здесь присутствуют секретари крупных административных районов и члены Группы по делам культурной революции при ЦК КПК. Задачей совещания является выработка документов. Главное — изменить существующий метод: вместо направления [на места] рабочих групп в учебных заведениях [следует] организовать из революционных преподавателей и студентов, а также из некоторых промежуточных элементов группы по делам культурной революции для руководства культурной революцией. Только преподаватели и студенты разбираются в делах учебных заведений, а рабочие группы не разбираются. Некоторые рабочие группы лишь вносили путаницу.

Великая культурная революция в учебных заведениях должна включать в себя борьбу и критику, а рабочие группы сыграли роль тормоза в этом движении. Можем ли мы в таких условиях осуществлять борьбу и преобразования? Например, Цзянь Боцзань 1 написал много книг, а ты их не читал, так как же ты можешь с ним бороться, что преобразовывать? Учебные заведения оправдывают пословицу «Чем меньше кумирня, тем больше в ней богов, чем мельче пруд, тем больше в нём черепах». Поэтому нужно опираться на внутренние силы самих учебных заведений, а если опираться на рабочие группы, то дело не пойдёт. У меня тоже ничего не выйдет.

Для ведения борьбы и для преобразований нужно иметь опору. Иначе ни у вас ничего не выйдет, ни у провинциальных комитетов партии ничего не выйдет. Нужно опираться на свои собственные организации, а не на рабочие группы. Можно ведь преобразовать рабочие группы в группы связи, если же сделать входящих в них лиц советниками, то у них будут слишком большие права, не лучше ли назвать их наблюдателями? Некоторые рабочие группы мешают революции, а некоторые не мешают. Рабочие группы, препятствующие революции, непременно превратятся в контрреволюционные. В Сианьском университете Цзяотун не разрешали звонить по телефону в ЦК, не разрешали посылать ходоков в ЦК. Почему испугались поездок в ЦК? Пусть бы эти люди осадили Госсовет!

В документе нужно записать: «Можно звонить в ЦК, можно посылать людей». Чего же так бояться? Почему, когда в Сиани и Нанкине были окружены в течение трёх дней редакции газет, некоторые перепугались так, что душа их чуть ли не рассталась с телом? Неужели так страшно? Вы-то сами не хотите революции, но революция пришла к вам! В некоторых местах запрещают окружать редакции газет, запрещают приходить в провинциальные комитеты КПК, запрещают посещать Госсовет. Откуда такая боязнь? Ведь те, кого принимают в Госсовете,— это безымянные «маленькие генералы», разве это не ясно? Почему же так получается? Если вы не займётесь этим, я сам займусь. Что бы ни говорили, трусость стоит на первом месте, боязнь контрреволюции, боязнь взяться за оружие. Откуда взяться такому множеству контрреволюционеров?

Эти несколько дней Кан Шэн, Чэнь Бода, Цзян Цин ездили в низы, ездили в учебные заведения читать дацзыбао. Как же можно обойтись без чувственного познания? Большинство не ходит в низы, погрязло в текучке! Закончив ежедневные дела, следует идти в низы, познавать жизнь на практике. В Нанкине поступают довольно хорошо — там не мешают поездкам учащихся в ЦК.

Кан Шэн. В Нанкине провели три широкие дискуссии. Первая дискуссия была о том, является ли газета «Синьхуа жибао» революционной; вторая — о том, революционен ли комитет КПК провинции Цзянсу. В результате дискуссии было решено, что партком провинции Цзянсу всё же революционный. Третья дискуссия была о том, следует ли возить Куан Ямина 2 в колпаке по улицам города.

Мао Цзэдун. В учебных заведениях большинство — революционеры, нереволюционеры составляют меньшинство. Стоит или нет возить Куан Ямина в колпаке по улицам города, естественно, стало совершенно ясно в результате дискуссии.

За время совещания товарищам, прибывшим на него, следует побывать в Пекинском университете, в радиоинституте, почитать дацзыбао. Нужно побывать и посмотреть те места, где возникает больше всего вопросов. Но сегодня ездить не нужно, так как надо готовить документ. Когда будете читать дацзыбао, то говорите, что вы пришли поучиться, что вы поддерживаете революционную деятельность. Вам надо ездить туда, чтобы разжигать пламя в поддержку революционно настроенных преподавателей и учащихся, а не прислушиваться к контрреволюционным разговорам, идущим от правых группировок. Занимаемся этим уже два месяца, но нет ещё ни капли чувственных познаний! Если в институты поедут бюрократы, то студенты могут взять их в окружение.

А нужно, чтобы они вас окружали, поговорите с ними, и они могут вас окружить.

В радиоинституте было избито более сотни человек. У нас в нашу эпоху есть такое преимущество — левые подвергаются избиению со стороны правых группировок, закаляет левых. За шесть месяцев, истекших с того времени, когда на места стали направлять рабочие группы, ничего не получилось, будем посылать ещё год — тоже ничего не получится, толк выйдет только тогда, когда этим займутся на местах. Во-первых, борьба, во-вторых, преобразования. Борьба — это разрушение, преобразования — созидание. За полгода учебные материалы не переделаешь, прежде всего нужно сократить и упростить запутанное. Ошибочное, повторяющееся нужно сократить на треть или наполовину.

N. Сократить на две трети, изучать выдержки из произведений председателя Мао.

Мао Цзэдун. Политические учебные материалы, указания ЦК, редакционные статьи газет — это компас для масс, их нельзя делать догмами. Об избиениях. В сообщениях об этом не написано, но всё равно нельзя избивать людей. Таков курс, таков компас. Нужно побыстрее определить курс, нужно опираться на революционно настроенных учащихся и преподавателей, на левых в учебных заведениях. Не важно, если в ревкомах учебных заведений имеются и правые. Тех из них, кого можно использовать, можно взять в качестве «учителей в обратном смысле», не нужно давать правым возможность концентрироваться.

В ревкоме Пекина ни к чему иметь столько народу: если людей много — пойдут телефонные разговоры, начнут издаваться приказы и спускаться директивы. Всех технических секретарей нужно сократить. Во времена, когда я был комиссаром, у меня был секретарь по имени Сян Бэй, а во время отступления секретаря уже не было, я обходился одним делопроизводителем.

Кан Шэн. Председатель говорил о четырёх вещах: первое — реорганизовать Пекинский горком, так и было сделано; второе — реорганизовать отдел пропаганды ЦК, это тоже сделано; третье — ликвидировать «Группу пяти» по делам культурной революции, что тоже выполнено; четвёртое — некоторые отделы ЦК реорганизовать в сектора, это ещё не сделано.

Мао Цзэдун. Да, те отделы, во главе которых стоит заведующий отделом, можно не реорганизовывать. Руководителя отдела можно называть заведующим отделом, управляющим отделом, начальником управления, заведующим департаментом. А те отделы, где нет заведующих, можно изменить, преобразовать, например, отдел металлургии — в сектор металлургии, отдел угольной промышленности — в сектор угольной промышленности.

Голос с места. В Пекинском университете прошло четыре широких дискуссии относительно того, являются или нет события 18 июня контрреволюционными. Некоторые утверждают, что да, поскольку в них приняли участие хулиганы; другие говорят, что нет, третьи заявляют, что рабочие группы допустили ошибки. В средней школе при Пекинском университете более 40 человек намереваются выдвинуть требование о снятии с должности руководителя рабочей группы Чжан Чэнсяня 3.

Мао Цзэдун. Многие рабочие группы мешают движению, в том числе и группа Чжан Чэнсяня.

Не нужно произвольно арестовывать людей. Кто такие действующие контрреволюционеры? Лишь тех, кто совершил убийство, поджог, отравление, можно арестовывать. Тех, кто пишет реакционные лозунги, временно можно не арестовывать, нужно сделать из них объект атак, вести с ними борьбу, а там будет видно.

Примечания:

  1. Цзянь Боцзань (1898—1968) — историк, член Академии наук КНР. В конце 1965 года подвергся критике со стороны Мао Цзэдуна и Ци Бэньюя. В дальнейшем покончил с собой.— Маоизм.ру.
  2. Куан Ямин (1906—1996) — китайский педагог, специалист по Конфуцию. Возглавлял партийную организацию Нанкинского университета. Во время Культурной революции был раскритикован и снят. Вернулся на должность в 1978 г.— Маоизм.ру.
  3. О Чжан Чэнсяне см. примечание к другому материалу.— Маоизм.ру.

Добавить комментарий