Когда в Российской маоистской партии ещё десять лет назад продвигались идеалистические и буржуазно-гуманистические подходы Кобада Ганди, конечно, следовало насторожиться. Теперь ясно, что это было предвестником раскола и ухода ряда товарищей от научного марксизма-ленинизма-маоизма на позиции взбалмошного и суетливого леворадикализма, прислуживающего компрадорской либеральной буржуазии. Это должно послужить коммунистам уроком.
Данный текст, хотя и довольно сумбурный, представляет впечатляющий очерк идеологического перерождения Ганди, а также даёт некоторое представление о левом уклоне самого Абхая.
Кобад Ганди написал книгу под названием «Разбитая свобода: тюремные мемуары»1 и, освободившись из тюрьмы в 2019 году, в 2021 году опубликовал её. Из этой книги ясно, что он полностью отошёл от марксизма-ленинизма-маоизма.
Ещё будучи в тюрьме, в 2010 году, он выпустил шесть статей под заголовком «Вопросы свободы и народной эмансипации»2, выражавших гуманизм и идеализм, которые в сущности есть буржуазная идеология, идеология правящего класса. Эти статьи публиковал журнал «Мейнстрим», а в кристаллизованной форме они снова всплыли в книге «Разбитая свобода». Сидя под тюремными сводами, Кобад пересмотрел свою практику и пришёл к заключению, что прежде всего должна быть среда свободы, новый набор ценностей и всеобщее счастье и эти три аспекта должны быть встроены в любой проект перемен, что не было отражено в его сорокалетней революционной жизни, поэтому прежде чем стремиться к изменению мира следует поставить их как цель. Также он говорит, что следует усвоить сущность буржуазных моральных историй.
Таким образом, выбирая идеалистический путь, он бесчестно утверждает, что на марксистском пути практики нет счастья и свободы, поэтому марксизм потерпел неудачу в достижении своей цели. Он ошибочно объясняет и комментирует марксизм-ленинизм-маоизм. Марксизм говорит, что правильные идеи должны вырабатываться обществом в классовой борьбе, производстве и научном исследовании. Карл Маркс говорил в «Капитале», что человек должен развить свои дремлющие возможности и поставить под контроль внутренние возможности через процесс изменения внешнего мира3; только этим процессом он может изменить и свою природу (идеи). Мы не можем достичь перемены в идеях человека, не применяя революционного действия для изменения внешнего мира. Мистицизм Кобада имеет отношение только к феодальной и буржуазной идеологии, но не к марксизму, который более научен в философском аспекте. Кобад отверг диалектический и исторический материализм, принципы марксизма и классовую борьбу, выбрав вместо этого мистический путь достижения счастья.
Более сорока лет г‑н Кобад Ганди следовал политике Наксалбари, непрерывно входил в ЦК КПИ(мл) «Народная война» и возглавлял комитет в штате Махараштра, а в последнее время до самого ареста непрерывно входил в Политбюро КПИ (маоистской). В 2009 годе он был арестован, и сразу после этого заявлял, что не был маоистом. Снова и снова на встречах с прессой он говорил, что полиция повесила на него сфабрикованные дела. Он категорически заявлял, что не маоист. Будучи членом высшего комитета революционной партии, он говорил неправду сразу после своего ареста. Он утратил прямоту и пытался потрафить правящим классам. Какое послание дойдёт до общества? Какую ценность оно имеет?
После освобождения из тюрьмы он не связался с партией. Без партийного обсуждения и в нарушение партийного устава, демократического централизма и идеологических принципов он написал и выпустил книгу. Всё это демонстрирует у Кобада Ганди анархистские тенденции. С помощью этой книги он пытается насадить пессимизм в революционном лагере и распространить ложные утверждения против маоистской партии. Пока фашистское правительство Моди упорно старалось искоренить революционное движение до 2022 года, интенсифицируя военную кампанию «САМАДХАН-Прахар»4, Кобад выпустил свою книгу на службе у правящего класса. В этой книге он рассказал, что у него были хорошие отношения с преступным миром и тюремной администрацией и комфортабельная жизнь в заключении. Бесстыдно и открыто он хвалил бандитов и тюремщиков. Он лживо уверял, что у маоистов тесные связи с мафией, часто приводящие их в тюрьму. Но с периода Наксалбари наксалиты формируют революционную традицию и с самопожертвованием ведут много борьбы за права заключённых в частности и революцию вообще. В тюрьме г‑н Кобад выступал с грязными россказнями против партии, он не поднял свой голос против тюремных властей во имя заключённых, а принимал от них персональные привилегии. У него нет права говорить против заключённых маоистов. Также он проповедовал, что у партии нет поддержки народа, что партия — это бродячие бунтари. Это не что иное как присоединение его голоса к пропаганде правящего класса.В своей книге Кобад критиковал марксизм-ленинизм-маоизм и его политическую практику. Какой была причина поражения в борьбе за социализм во времена Маркса, Ленина, Сталина и Мао? Какие причины стояли за провалом Культурной революции после смерти Мао? Поднимая эти вопросы, он говорит, что в сочинениях Маркса были представлены гуманистические принципы, но в последующем у движений на практике их не было. Он не придаёт значения гуманистическим ценностям в социалистических государствах, образованных под руководством Ленина, Сталина и Мао. Также он говорит, что в этих движениях господствующую роль играл экономический детерминизм, а в коммунистических партиях диктатура пришла на смену демократическому централизму. Из-за этого социализм потерпел неудачу — таковы аргументы, представленные Кобадом в его книге. Он искажает историю, изображая, что революция добивается успеха не в мирное время, а только в период мировой войны.
Влияние власти и денег должны быть минимизированы в коммунистическом обществе. Марксизм объясняет путь к его достижению. Несмотря на это, деньги и власть — есть главные проблемы в обществе, и они создают множество извращений. Говоря так, Кобад пытается отвратить людей с пути борьбы за государственную власть. Таким образом он противостоит фундаментальным принципам марксизма-ленинизма-маоизма. Идеологическая и политическая борьба между марксизмом-ленинизмом-маоизмом и буржуазной идеологией идёт последние 175 лет. Марксизм-ленинизм-маоизм достиг множества успехов и получил богатый опыт в области идеологической и политической борьбы. Эти победы полезны для пролетариата и угнетённых. Г‑н Кобад отрицает все эти победы и пытается предать угнетённых и пролетариат.
Он задаётся вопросом: чего достигла коммунистическая партия со своего формирования, какова причина отката революционного движения в Индии? Революционные партии и без исследования с уверенностью говорят, что революция добьётся успеха. Он задаётся вопросом: почему они не признают перемен, которые имели место в рабочем классе. Он также сказал, что партия редуцировала кастовую проблему до классового вопроса, утверждая, что касты исчезнут в ходе индустриализации. Маоистская партия возникла в борьбе против ревизионизма и была учреждена как подлинно революционная партия страны. Партия вырабатывает документы, анализируя конкретные условия научным способом, а также обогащает эти документы согласно имевшим место переменам. Мы можем найти ответы в этих документах на вопросы, поднятые Кобадом Ганди. Участие как члена руководящего партийного комитета в дискуссиях во время разработки документов и умышленное сокрытие фактов ложными утверждениями — не что иное как банкротство со стороны Кобада. Отвергая революционную политику, он ступил в трясину буржуазного идеализма.
Он принадлежит к семье верхнего среднего класса и пришёл в партию из класса национальной буржуазии. Он вырос в корпоративном мире, учился в школе Дун5 и некоторое время учился в Лондоне6. На него повлияло движение Наксалбари и, в конце концов, он примкнул к революционному движению. Он стал одним из лидеров в штате Махараштра. Он изучал марксизм-ленинизм в библиотеке в Лондоне, где занимался исследованиями Карл Маркс.
Но ему не удалось применить теорию к конкретным условиям. Поэтому он догматически выступил против диалектического материализма, что выразилось в левоавантюристической тенденции на словах и правом оппортунизме на практике, а эти уклоны ведут к фракционности. Партия старалась исправить Кобада через внутреннюю борьбу, но он не отбросил своих ошибок. Когда правящие классы усилили репрессии после создания КПИ (маоистской) и окончательно после его ареста, эти ошибки отразились в его сочинениях. Чтобы человеку исправиться, он должен непосредственно участвовать в классовой борьбе, народной войне и изучать конкретные условия. Таким методом должны быть преобразованы ошибочные догматические тенденции субъективного мышления. Г‑н Кобад за свои сорок лет революционной жизни уделил этому меньше всего внимания. Он интроверт, как он сказал. Он не выказал интереса к дискуссиям с другими товарищами и не пытался обогатить практические познания. Он не преобразовал свою революционную жизнь в соответствии с пролетарской идеологией. Он не мог проанализировать сложности и отступления, которые неизбежно случались в революционном движении на протяжении его долгой истории. Он впал в пессимизм, стал односторонне оценивать ошибки партии, раздражаться и т. д. Таким образом, эти тенденции столь многократно отразились в его жизни, что они являются отражением мелкобуржуазного ложного престижа. В конце концов, он сам сделался козлом отпущения этой неправильной тенденции и стал противником марксизма-ленинизма-маоизма.
Таким образом, побывав в тюрьме и освободившись, он вернулся в корпоративный мир. После сорока лет он вернулся к гнилой полуфеодальной-полуколониальной системе общества. Он говорит, что это «возвращение» — великое событие. В революционном движении он страдал, потому что там, по его описанию, нет творческого духа. Он гордо вещает, что корпоративный мир придаст его мыслям динамизма. Верно говорят, что камень, упавший с вершины горы, может докатиться до самого низа. Взгляды, высказанные Кобадом, не новы. Г‑н Кобад присоединился к таким марксистам как Бернштейн и Данге, которые соглашались с марксизмом на словах, а на деле противостояли его главным принципам. Поэтому Центральный комитет исключает Кобада Ганди из партии согласно партийному уставу за его антипартийные действия по ревизии марксизма-ленинизма-маоизма, лживую пропаганду против партии, подпевание правящим классам, продвижение теории классового сотрудничества вместо классовой борьбы, серьёзное нарушение партийной дисциплины и превращение в мистического проповедника.
Дорогие!
Мы обращаемся к революционному народу, сочувствующим, демократам и интеллигенции с призывом осудить и отвергнуть антиреволюционную оппортунистическую и служащую правящему классу идеологию Кобада Ганди. Мы призываем членов партии разоблачать и отвергать слившиеся с идеологией правящего класса заявления и теории утратившего революционный дух Кобада Ганди. Кобад не первый, кто из эгоистических побуждений вернулся к прогнившей системе. И прежде революционные движения развивались, преодолевая эти препятствия. Наша партия, под рабочим классовым руководством организуя народ с целью установления коммунистического общества, шаг за шагом будет двигаться к окончательной победе.
Примечание: вскоре мы выпустим ответ на «Разбитую свободу: тюремные мемуары» Кобада.
Абхай, публичный представитель ЦК КПИ (маоистской)
Примечания- Про неё даже написано в Википедии.— здесь и далее прим. переводчика.↩
- Перевод на русский публиковался в серии постов (предварительный, первый, второй, третий, четвёртый, пятый), а затем и полностью.— Маоизм.ру.↩
- Очевидно, имеется в виду фрагмент из пятой главы: «
Труд есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Веществу природы он сам противостоит как сила природы. Для того чтобы присвоить вещество природы в форме, пригодной для его собственной жизни, он приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, голову и пальцы. Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя её, он в то же время изменяет свою собственную природу. Он развивает дремлющие в ней силы и подчиняет игру этих сил своей собственной власти
».↩ - Объявленная в 2017 г. политика Индии. САМАДХАН означает: С — продвинутое (англ. smart) руководство, А — агрессивная стратегия, М — мотивация и тренировка, А — действенная (англ. actionable) разведка, Д — доски (англ. dashboard) областей ключевых результатов (непереводимая менеджерская хрень), Х — задействование (англ. harnessing) технологий (ещё одна модная менеджерская мумба-юмба, по существу равнозначная похвальбе «мы не лаптем щи хлебаем, а идём в ногу с веком»), А — план действий (англ. action) для каждого театра боевых действий, Н — никакого доступа к финансированию. «Прахар» — военная операция в рамках этой политики.↩
- Школа Дун — частная школа-интернат для мальчиков в Дехрадуне, основанная в 1935 г.↩
- Кобад Ганди поступил в Кембридж, чтобы выучиться на бухгалтера, но увлёкся радикальной политикой и вернулся в Индию, не закончив курс.↩