Сегодня я посетил тов. Мао Цзэдуна и после вопросов и ответов протокольного характера сообщил о принятом ЦК КПСС порядке проведения 85-летия со дня рождения Ленина — 22 апреля 1955 г. Отметив, что все члены Президиума ЦК КПСС напишут статьи в связи с этой датой, я сказал, что ЦК КПСС обращается к т. Мао Цзэдуну и другим лидерам компартий различных стран с просьбой написать статьи к этой дате для помещения в газете «Правда».
Тов. Мао Цзэдун с большой охотой согласился написать статью, сказав, что тема статьи будет, примерно, «Ленин и китайская революция», объём — 6—7 тыс. иероглифов. При этом он отметил, что статью напишет к середине апреля. В более ранний срок он не может написать статью потому, что будет очень занят делами Всекитайской конференции КПК, которая будет проходить во второй половине марта с. г.1
В связи с созываемой Всекитайской партийной конференцией тов. Мао Цзэдун рассказал, что на неё будет послано 300 делегатов от провинциальных, окружных и городских организаций партии. По своему значению партийная конференция, как сказал тов. Мао Цзэдун, будет равнозначна съезду партии, так как на ней будут обсуждаться такие крупные вопросы, как пятилетний план и дело о Гао Гане и Жао Шуши. Съезд КПК не созывался с 1945 года. По уставу партии съезд нужно созывать один раз в три года. Правда, устав партии допускает созыв съезда в более ранний или в более поздний срок, смотря по обстоятельствам. В 1948 г. съезд нельзя было созвать, так как в то время происходила ожесточённая борьба с гоминданом. Со времени организации КНР (с 1949 г.) срочные и важные дела не давали возможности созвать съезд: работа по восстановлению страны, война в Корее, составление и переделки пятилетнего плана и др. Очередной (8-й) съезд КПК предполагается созвать в 1956 г. Решение вопроса о Гао Гане и Жао Шуши на конференции в этом году уменьшит споры на съезде в 1956 г. При этом т. Мао Цзэдун высказал соображения, что Гао Ган мог находиться в сговоре с Берия, представитель которого приезжал в Маньчжурию, встречался с Гао Ганом, но последний об этом никогда не сообщал ЦК КПК. Тов. Мао Цзэдун также сказал, что Гао Ган через Берия мог связаться с англичанами, что они серьёзно изучают это дело.
Отметив, что 12 марта исполняется 30 лет со дня смерти Сунь Ятсена, я рассказал, что редактор газеты «Правда» тов. Шепилов интересуется вопросом, как будет отмечена эта дата в КНР. Тов. Мао Цзэдун сказал, что эту дату предполагается отметить широко: во всех городах будут проведены собрания, а в газетах будут опубликованы статьи. Тов. Мао Цзэдун сказал, что при необходимости получить более, подробные сведения по этому вопросу надо обратиться к зав. агитпропом ЦК КПК тов. Лу Динъи.
Тов. Мао Цзэдун, вспомнив, что я некоторое время тому назад интересовался вопросом идеологической борьбы в КНР, сказал, что с тов. Лу Динъи следует побеседовать на эту тему. Мною было отмечено, что такая беседа уже состоялась. Тов. Мао Цзэдун сказал, что они передадут нам три документа ЦК КПК (решение ЦК КПК о борьбе против идеализма и пропаганде марксизма, указание ЦК КПК о работе единого фронта, указание ЦК КПК о срочных мероприятиях по продовольственному вопросу), которые просил переслать в ЦК КПСС.
Тов. Мао Цзэдун сообщил, что они обсуждали на Политбюро ЦК КПК письмо ЦК КПСС о мероприятиях правительств СССР и стран народной демократии в связи с парижскими соглашениями. Он сказал, что намеченные мероприятия являются очень своевременными, правильными и необходимыми. Высказался также о той позиции, которую будет занимать КНР, если возникнет большая война. В ближайшие дни ЦК КПК даст письменный ответ на письмо ЦК КПСС и по проекту договора.
Далее тов. Мао Цзэдун говорил о письме ЦК КПСС по югославскому вопросу. Он сказал, что ЦК КПСС сделал очень правильный анализ по югославским делам, что он полностью согласен с этим анализом. Тито и другие, сказал он, ведут себя как троцкисты, которые всегда кричали, что они за Ленина, но против Сталина. Марксисты не могут признавать Маркса, Энгельса, Ленина и не признавать Сталина. В лекциях Карделя нет ничего марксистского. Это тоже чисто троцкистское отношение к марксизму.
Далее тов. Мао Цзэдун говорил, что у него сложилось твёрдое мнение, что Югославия во главе с Тито является буржуазной страной, и к ней, в основном, надо относиться как к буржуазной стране. Доверять Тито, Карделю нельзя. Они очень крепко связали себя с империалистическими государствами. В своё время, говорил тов. Мао Цзэдун, я никак не мог согласиться с югославами, когда они порвали с Коминформбюро. Даже если бы Коминформбюро целиком ошиблось по югославскому вопросу, то всё равно марксисты так не могли бы поступить. Если марксисты будут так относиться к международной коммунистической организации тогда наш лозунг: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» — будет отброшен.
В связи с этим тов. Мао Цзэдун коснулся вопроса об отношении Ленина ко Ⅱ-му Интернационалу и к Каутскому. Со Ⅱ-м Интернационалом, говорил тов. Мао Цзэдун, Ленин окончательно порвал только после того, как социал-демократы проголосовали в парламентах за войну. Хотя Каутский много ошибался и Ленин критиковал его, но долгое время не порывал с ним, как с лидером Ⅱ-го Интернационала.
Тов. Мао Цзэдун сообщил, что ЦК КПК написал информационное письмо своим партийным организациям по югославскому вопросу. Мы, сказал он, осторожно говорим о возможном политическом сближении с Союзом коммунистов Югославии. Мы в письме написали, что дальнейшее, развитие событий покажет, насколько далеко пойдут югославы на сближение с компартиями СССР, Китая и других стран народной демократии.
Коснувшись вопроса о снятии обвинения с А. Л. Стронг, т. Мао Цзэдун сказал, что инициатива, проявленная ЦК КПСС в этом вопросе, является очень хорошей.2
Во время беседы был затронут вопрос о пребывании тт. Корнейчука и Ванды Василевской3 в КНР, о предстоящей их поездке в Нью-Дели на заседание Совета Мира. Тов. Мао Цзэдун в связи с упоминанием фамилии тов. Корнейчука, вспомнил его пьесу «Фронт» и сказал, что эта пьеса, поставленная впервые в Китае — в Яньнани, произвела огромное впечатление и оказала огромную помощь китайским товарищам. Он говорил, что в НОА были свои горловы из числа старых офицеров, поэтому было дано указание постановку этой пьесы организовать по всему Китаю, где это только было возможно.
Тов. Мао Цзэдун высказал пожелание посмотреть у нас кинофильм вместе с тт. Корнейчуком и В. Василевской после их возвращения из Индии.
На беседе присутствовали тт. Ши Чжэ и Скворцов Т. Ф.
Посол СССР в КНР
П. Юдин
- Эта статья, вероятно, так и не была написана. 21 и 31 марта Мао действительно выступал с вступительным и заключительным словом на Национальной конференции КПК, но затем о каких-либо его статьях до мая (когда он написал несколько критических текстов о Ху Фэне) нам неизвестно.— Маоизм.ру.↩
- В 1949 г. А.‑Л. Стронг была по недоразумению репрессирована и выслана из СССР. После этого жила в КНР, однако в 1955 г. была реабилитирована и смогла снова посещать Советский Союз. Поддерживала Мао и Культурную революцию. Скончалась в 1970 г.— Маоизм.ру.↩
- Супруги А. Е. Корнейчук и В. Л. Василевская — известные советские писатели и драметурги. Пьесу «Фронт» с критикой старого генералитета Корнейчук написал в 1942 г. будто бы по указанию Сталина; экранизирована в 1943 г.— Маоизм.ру.↩