Председатель. Чего же бояться? Вы читали записку Ли Сюэфэна1? Двое его детей убежали из дому, а когда вернулись, стали воспитывать Ли Сюэфэна, говоря: «Почему вы, старые начальники, так боитесь хунвэйбинов? Мы ведь не бьём вас».
Вы не занимаетесь проверкой. В семье У Сюцюаня2 пятеро детей, они разбились на четыре группировки. Их однокашники приходят к ним в дом, иногда собирается свыше десятка человек. Когда контактов будет много, то нечего будет бояться и вы увидите, что они симпатичные люди.
Тот, кто хочет воспитывать других, прежде всего сам должен получить воспитание. А вас не убедишь. Боитесь встречаться с хунвэйбинами, не разговариваете с учащимися начистоту, превратились в чиновников, в господ. Сначала боитесь встречаться, а потом боитесь и разговаривать. Ведёте революцию уже несколько десятилетий, но чем дальше, тем становитесь глупее. Лю Шаоци в своём письме к Цзян Вэйпину критиковал его, называл глупцом. А сам-то он умный? (Обращаясь к Лю Ланьтао3.) Что думаешь делать по возвращении?
Лю. Вернусь, посмотрю, тогда можно будет сказать.
Председатель. Ты всегда выражаешься туманно. (Спрашивает премьера Чжоу о совещании.)
Премьер Чжоу. Совещание началось более или менее нормально. Завтра оно будет продолжаться полдня. Конкретные вопросы будут решаться по возвращении в соответствии с главным принципом.
Председатель (к Ли Цзинцюаню). Как дела у Ляо Чжигао4?
Ли. В начале он не очень понимал, а в период после совещания он вёл себя довольно хорошо.
Председатель. Что значит — всё время прав? Ты сам тоже убежал, перепугался до смерти, укрылся в штабе военного округа. Когда вернёшься, нужно взбодриться, действовать энергично. Нехорошо, что дацзыбао на Лю и Дэна вывесили на улице. Если позволяют людям делать ошибки, то нужно позволять и исправлять их. Пусть хунвэйбины почитают «Подлинную историю А-Кью».
Это совещание проходит немного лучше. На прошлом совещании ничего не получилось, не было опыта. А к этому совещанию уже накопился двухмесячный опыт. А весь опыт накоплен менее чем за пять месяцев. Мы вели демократическую революцию 28 лет. Сколько было совершено ошибок, сколько погибло людей! Мы ведём социалистическую революцию 17 лет, а культурную революцию ведём всего пять месяцев. А опыт можно накопить самое меньшее за пять лет.
Дацзыбао, хунвэйбины, великая смычка… Кто мог всё это предвидеть? Даже я не предвидел того, что всё это прокатится по всем провинциям и городам!
Учащиеся тоже наделали кое-каких ошибок, но самое главное — это то, что мы, старики, допустили ошибки. (К Ли Сяньняню5.) Как у нас сегодня прошло совещание?
Ли. Из финансово-экономического института сообщили, что там хотят провести собрание осуждения. Я хотел выступить с самокритикой, но они не дали мне слова.
Председатель. Ты завтра снова отправляйся туда и выступи с самокритикой, иначе люди могут сказать, что ты удрал.
Ли. Завтра мне надо отправляться за границу.
Председатель. Скажи им, что раньше «три тётушки учили одно дитя», а теперь «дитя учит трёх тётушек». Мне кажется, что у тебя не хватает духа.
Если они не приемлют вашу самокритику, то вы как раз должны выступать с самокритикой. Если они будут осуждать, то вы должны признавать свои ошибки.
Беспорядок был вызван ЦК, и ответственность лежит на ЦК, местные [парткомы] тоже должны нести ответственность.
Я ответствен за разделение [руководства] на первую и вторую линии6. Почему возникла потребность делить [руководство] на первую и вторую линии? Во-первых, здоровье плохое, во-вторых — урок Советского Союза. Маленков оказался незрелым, перед смертью Сталин никому не передал власть. На каждом совещании они произносили в честь друг друга тосты, льстили друг другу. Я думал до своей смерти создать им авторитет, но не думал, что всё пойдёт в противоположном направлении.
N. Относительно утраты власти…
Председатель. От власти я отказался умышленно, но теперь появилось много удельных княжеств, многие дела обсуждаются без меня. Например, совещание по аграрному вопросу, выступления в Тяньцзине, вопрос о кооперативах в Шаньси. Отрицают проверку и изучение, всячески превозносят Ван Гуанмэй7. С самого начала лучше всего было решать все вопросы после обсуждения в ЦК. Дэн Сяопин никогда не обращался ко мне. С 1959 года по настоящее время он не обращался ко мне ни по каким делам. В 1962 году четыре заместителя премьера (Ли Фучунь, Тань Чжэньлинь Ли Сяньнянь, Бо Ибо) неожиданно приехали в Нанкин для встречи со мной, но затем вернулись в Тяньцзинь8. И хотя я немедленно дал согласие на встречу, эти четверо уже уехали, а Дэн Сяопин в Нанкин не приехал.
Совещанием в Учане я недоволен; я ничего не мог сделать с теми высокими нормативами, которые были установлены. Поехали совещаться в Пекин. Вы совещались 6 дней, а когда я предложил продолжить совещание ещё на один день, вы отказались. А то, что задачи не были решены, не имело значения, не печалило вас.
После совещания в Цзуньи ЦК стал более сплочённым. После Ⅵ пленума ЦК в 1938 году Сян Ин, Пэн Дэхуай стали создавать удельные княжества. (Переворот Новой 4-й армии в Южной Аньхой, «битва ста полков» Пэн Дэхуая.) Этими делами никто не занимался.
После Ⅶ съезда в ЦК осталось только несколько человек. В то время Ху Цзуннань повёл наступление на Яньань и ЦК разделился на два направления. Я вместе с Чжоу Эньлаем и Жэнь Биши находился в Северной Шэньси, а Чжу Дэ и Лю Шаоци — в Северном Китае. Но ЦК действовал ещё сравнительно сплочённо. А когда мы вошли в города, началось разобщение, и чем дальше, тем оно больше усиливалось, особенно разобщение между первой и второй линиями.
После совещания 1953 года по вопросам финансов и экономики все стали друг с другом общаться, наладили связи между собой, с ЦК, с местами. Лю и Дэн действовали открыто, а не тайно, не то что Пэн Чжэнь. Раньше действовали открыто Чэнь Дусю, Чжан Готао, Ван Мин, Ло Чжанлун, Ли Лисань; это не так страшно. Гао Ган, Жао Шуши и Пэн Дэхуай действовали как двурушники. Я не знал, что к ним примкнул Пэн Дэхуай. Пэн Чжэнь. Ло Жуйцин, Лу Динъи, Ян Шанкунь действовали тайно. А кто действует тайно, тот хорошо не кончит
Если допустил политическую ошибку, то нужно её исправить. А Чэнь Дусю, Ван Мин, Ли Лисань не хотели исправляться.
Чжоу Эньлай. Ли Лисань в идейном отношении не исправился.
Председатель. Какая бы маленькая группировка или фракция ни была, за ней нужно следить внимательно. Только когда люди исправятся, придут к единому мнению, будет сплочённость. Надо дать возможность Лю, Дэну участвовать в революции, дать возможность исправиться. Вы говорите, что я мягкотелый, я действительно мягкотелый.
На Ⅶ съезде Чэнь Циюань говорил, что не надо избирать членами ЦК людей, которые допустили ошибку, то есть следовали линии Ван Мина. Ван Мин и некоторые другие были избраны членами ЦК. Сейчас ушёл один Ван Мин, а другие все здесь.
Нехорош Ло Фу9. А к Ван Цзясяну я питаю добрые чувства. Он одобрял битву в Дунгу. На совещании в Нинду Ло Фу требовал моего исключения из партии. Чжоу и Чжу не согласились. На совещании в Цзуньи они сыграли положительную роль. Без них в то время было бы плохо. Ло Фу упрям. Товарищ Лю Шаоци против них. Не Жунчжэнь тоже против них. Лю Шаоци нельзя зачеркнуть одним росчерком пара. Допустили ошибку — исправьте её! Исправили — хорошо, возвращайтесь, взбодритесь, смело принимайтесь за работу.
Это совещание созвано по моему предложению. Насколько оно удалось, судить ещё рано, но, наверное, оно лучше, чем предыдущее.
Я не предполагал, что дацзыбао, хунвэйбины, великая смычка сделают такое большое дело.
У некоторых учащихся социальное происхождение сомнительное. А разве у нас у всех оно безупречное? Не надо только принимать к себе капитулянтов и предателей. Среди правых у меня много друзей: Чжоу Гучэн, Чжан Чжичжун… Как это может быть, чтобы у человека не было контактов с несколькими правыми? Как можно быть таким чистым? Контакты с ними — разве это не проверка, не изучение? Нужно знать ситуацию. В тот день на трибуне Тяньаньмэнь я специально поставил Ли Цзуньжэня рядом с собой. Лучше, когда этот человек не занимает никакого поста, не имеет ни должности, ни власти.
Нужны ли нам демократические партии и группировки? Может ли существовать лишь одна партия? Партийные организации в учебных заведениях невозможно восстановить скоро.
После 1949 года в партию было принято много новых людей. Цзянь Боцзань10, У Хань, Ли Да — всё это члены партии, а все ли они хорошие? А так ли уж плохи демократические партии и группировки? Я считаю, что демократические партии и группировки лучше, чем Пэн, Ло, Лу, Ян. Демократические партии и группировки всё ещё нужны. Народный политический консультативный совет тоже ещё нужен. Это нужно разъяснить хунвэйбинам.
Демократическую революцию в Китае начал Сунь Ятсен. В то время ещё не было компартии. Сунь Ятсен руководил борьбой против монархо-империалистического строя. В этом году исполняется 100 лет со дня рождения Сунь Ятсена. Посоветуйтесь с хунвэйбинами, как это отметить. Надо провести собрания, посвящённые его памяти.
Моё деление на первую и вторую линии [в руководстве] пришло к своей противоположности.
Кан Шэн. В политическом докладе на Ⅷ съезде партии проповедуется теория затухания классовой борьбы.
Председатель. Доклад мы читали, он был утверждён съездом партии, поэтому нельзя только на двоих взваливать ответственность.
Заводы и деревни нужно разбить на группы. Когда возвратитесь к себе, хорошенько разъясните товарищам в провинциях и городах, хорошо проводите собрания. В Шанхае надо для собрания подобрать спокойное место. Если учащиеся шумят, то и пусть себе шумят.
Наше совещание продолжалось 17 дней и оказалось полезным. Как говорит товарищ Линь Бяо, надо проводить политическую и идеологическую работу.
Сталин в 1936 году говорил о затухании классовой борьбы, а в 1939 году снова проводилась ликвидация контрреволюционных элементов. Разве это не есть классовая борьба?
Возвращайтесь, воспряньте духом, работайте лучше и никто не сможет победить вас.
Примечания- Ли Сюэфэн (1907—2003) возглавил пекинскую партийную организацию после отставки Пэн Чжэня в мае 1966 г., но не поладил с хунвэйбинами и был снят в следующем году. Руководил хэбэйским ревкомом. В 1971 г. отправлен в ссылку за поддержку Чэнь Бода (но не исключён из партии). Реабилитирован в 1982 г., работал в партии на консультативных должностях.— Маоизм.ру.↩
- У Сюцюань (1908—1997) в то время занимал должность заместителя министра международных связей КПК. В 1967 г. вывесил дацзыбао с критикой радикалов в своём отделе, после чего Кан Шэн и Линь Бяо арестовали его как иностранного шпиона. В 1975 года маршал Е Цзяньин организовал реабилитацию У и пристроил его заместителем Дэн Сяопина, занявшего тогда пост начальника управления Генерального штаба НОАК. После смерти Мао председательствовал на судебных процессах в ходе расправы над «бандой четырёх».— Маоизм.ру.↩
- Лю Ланьтао (1910—1997) — член ЦК КПК. Осуждён по делу «61 изменника». Реабилитирован в 1978 г., снова входил в ЦК.— Маоизм.ру.↩
- Первый секретарь партийного комитета провинции Сычуань. Кандидат в члены ЦК КПК десятого созыва.— Прим. в китайском тексте. (В 1967 г. подвергнут критике и снят со всех постов. В 1974 г. возглавил комитет КПК в провинции Фуцзянь. Оставался на партийных должностях при ревизионистах.— Маоизм.ру.↩
- Про Ли Сяньняня см. примечание к другому материалу.— Маоизм.ру.↩
- Речь идёт о том, что в 1959 году Мао отказался от поста председателя КНР, на который был избран Лю Шаоци, а за собой оставил пост председателя ЦК КПК.— Прим. ред.↩
- Жена Лю Шаоци.— Маоизм.ру.↩
- В то время в Тяньцзине находился Лю Шаоци.— Прим. ред.↩
- Прозвище Чжан Вэньтяня. — Прим. ред.↩
- Про Цзянь Боцзаня см. примечание к другому материалу.— Маоизм.ру.↩