Линь Бяо. Отчётный доклад на IX Всекитайском съезде Коммунистической партии Китая. — Пекин, Издательство литературы на иностранных языках, 1969.

14.04.1969

Отчётный доклад на Ⅸ Всекитайском съезде Коммунистической партии Китая (фрагменты)

Кто опубликовал: | 26.06.2022

Сделан 1 апреля и принят 14 апреля 1969 г.

‹…›

[О подготовке великой пролетарской культурной революции]

‹…›

«Нынешняя великая пролетарская культурная революция является совершенно необходимой и весьма своевременной для дела укрепления диктатуры пролетариата, предотвращения реставрации капитализма и строительства социализма»1.

‹…›

…[В работе «К вопросу о правильном разрешении противоречий внутри народа»] председатель Мао Цзэдун всесторонне разработал учение о противоречиях, классах и классовой борьбе в условиях диктатуры пролетариата, учение о существующих в социалистическом обществе двух типах неодинаковых по своему характеру противоречий — противоречий между нами и нашими врагами и противоречий внутри народа, великую теорию о продолжении революции при диктатуре пролетариата. Эта великая работа как лучезарный маяк озарила путь социалистической революции и социалистического строительства в нашей стране и вместе с тем заложила теоретические основы нынешней великой пролетарской культурной революции.2

‹…›

Клика советских ревизионистов-ренегатов целиком и полностью изменила этим блестящим указаниям Ленина. Все они, начиная с Хрущёва и кончая Брежневым и Ко, представляют собой облечённых властью и идущих по капиталистическому пути, которые давно засели в Коммунистической партии Советского Союза. Придя к власти они немедленно превратили «надежду» буржуазии «на реставрацию» в «попытки реставрации». Они узурпировали руководство партией Ленина — Сталина и путём «мирной эволюции» превратили первое в мире государство диктатуры пролетариата в мрачное фашистское государство диктатуры буржуазии.

‹…›

‹…›Председатель Мао Цзэдун особо подчеркнул, что… «классовая борьба между пролетариатом и буржуазией, классовая борьба между различными политическими силами, классовая борьба между пролетариатом и буржуазией в области идеологии остаётся длительной, развивается зигзагообразно, а временами принимает даже весьма ожесточённый характер». Итак, в теории и практике международного коммунистического движения председатель Мао Цзэдун впервые со всей чёткостью выдвинул учение о том, что после завершения в основном социалистического преобразования собственности на средства производства всё ещё существуют классы и классовая борьба и пролетариат должен продолжать вести революцию.3

‹…›

«Социалистическое общество охватывает довольно длительный исторический этап. На историческом этапе социализма все ещё существуют классы, классовые противоречия и классовая борьба, существует борьба между двумя путями — социалистическим и капиталистическим, существует опасность реставрации капитализма. Надо сознавать длительность и сложность характера этой борьбы. Надо повышать бдительность. Надо заниматься социалистическим воспитанием. Надо правильно понимать и разрешать вопрос о классовых противоречиях и классовой борьбе, правильно различать и разрешать противоречия между нами и нашими врагами и противоречия внутри народа. В противном случае такая социалистическая страна, как наша, превратится в свою противоположность, переродится, в ней произойдёт реставрация. Отныне мы должны говорить об этом каждый год, каждый месяц и каждый день, чтобы у нас были сравнительно трезвое понимание этого вопроса и марксистско-ленинская линия».4

‹…›

‹…› …«великая политическая революция, которую ведёт пролетариат против буржуазии и всех других эксплуататорских, классов, есть продолжение длительной борьбы Коммунистической партии Китая и руководимых ею широких революционных народных масс с гоминьдановскими реакционерами, есть продолжение классовой борьбы между пролетариатом и буржуазией».5 ‹…›

‹…›

‹…› Только подняв многомиллионные массы, только путём широкого и полного высказывания мнений, дацзыбао и широких дискуссий можно выявить пролезших в партию изменников, шпионов и каппутистов и сорвать их происки, направленные на реставрацию капитализма. ‹…›

[О ходе великой пролетарской культурной революции]

Нынешняя Великая пролетарская культурная революция — это великая революция, развёрнутая и руководимая лично нашим вождём Председателем Мао Цзэдуном в условиях диктатуры пролетариата, это великая революция в области надстройки. Наша цель заключается в том, чтобы разгромить ревизионизм, отобрать обратно ту часть власти, которую узурпировала буржуазия, осуществить всестороннюю диктатуру пролетариата в области надстройки, в том числе во всех областях культуры, укрепить и упорядочить экономический базис социализма и тем самым обеспечить нашей стране дальнейшее движение широкой поступью по пути социализма.

‹…›

«Чтобы свергнуть ту или иную политическую власть, всегда необходимо прежде всего подготовить общественное мнение, проделать работу в области идеологии. Так поступают революционные классы, так поступают и контрреволюционные классы».6

‹…›

‹…› По зову Председателя Мао Цзэдуна пролетариат развернул революцию прежде всего в области пекинской оперы, балета и симфонической музыки, которые в глазах помещиков и буржуазии были священными и неприкосновенными. Это была рукопашная схватка. ‹…›

‹…›

‹…› «Пролетарские революционеры, объединяйтесь и отбирайте власть у горстки облечённых властью лиц в партии, идущих по капиталистическому пути!»7 ‹…›

‹…› «Раньше мы прошли с боями по всей стране, и вести такую войну было легко, ибо враг был на виду. По сравнению с такой войной проводить нынешнюю Великую пролетарскую культурную революцию гораздо труднее. Дело в том, что те, кто допустил ошибки идеологического порядка, и те, кто занимался враждебной деятельностью, перемешались и их сразу не различишь»8 ‹…›

‹…›

[О сознательном выполнении задач кампании борьба — критика — преобразования]

Коренным вопросом нынешней великой революции в области надстройки, как и всякой другой революции, является вопрос о власти, вопрос о том, в руках какого класса будет руководство. ‹…›

‹…›

«Создание революционных комитетов соединения трёх сторон, массовая критика, чистка классовых рядов, упорядочение партийных организаций, сокращение аппарата, преобразование нерациональных правил и распорядков, направление в низы руководящих работников — вот в общем те этапы, через которые должны пройти борьба, критика и преобразования на заводах и фабриках».9

‹…›

Буря нынешней великой революции сокрушила большие и малые дворцы владык ада, и маоцзэдунъидеи получили непосредственный доступ к широким революционным массам. ‹…›

Все революционные товарищи должны отдавать себе трезвый отчёт в том, что классовая борьба в области идеологии и политики ни в коем случае не прекратится. Борьба между пролетариатом и буржуазией отнюдь не исчезнет с захватом нами власти. ‹…›

‹…›

«Революционные комитеты должны осуществлять централизованное руководство, отказаться от принципа дублирования административного аппарата, быть компактными и оперативными, организоваться в революционизированные, связанные с массами руководящие коллективы».10

‹…›

Народно-освободительная армия является прочной опорой диктатуры пролетариата. Председатель Мао Цзэдун неоднократно указывал, что с точки зрения марксизма армия является главной составной частью государства.11. 12 ‹…›

‹…›

О политических установках Великой пролетарской культурной революции

‹…›

‹…› «Следует расширять охват воспитанием, сокращать сферу нанесения удара»13, «следовать указанию Маркса о том, что, только освободив всё человечество, пролетариат сможет добиться своего окончательного освобождения»14. ‹…›

«Пролетариат есть величайший класс в истории человечества. Идеологически, политически и по своим силам он является самым могущественным революционным классом. ‹…›».

В борьбе с врагом необходимо проводить в жизнь неизменную политику Председателя Мао Цзэдуна — «использовать противоречия, завоёвывать большинство, бороться против меньшинства, разбивать противников поодиночке»15. «Надо делать упор на доказательства, на расследование и изучение. Строго воспрещается вынуждать признание и верить таким признаниям»16.

Необходимо претворять в жизнь политику Председателя Мао Цзэдуна — «к признавшим свою вину подходить снисходительно, а к сопротивляющимся — строго» и «давать выход». Мы осуществляем диктатуру над врагами, опираясь, главным образом, на широкие народные массы. В отношении вредных и подозрительных элементов, выявленных в ходе движения за чистку классовых рядов,— помимо действующих контрреволюционеров, которые совершили такие преступления, как убийство, поджог, отравление, виновность которых доказана и которых следует карать по закону,— необходимо придерживаться политики «ни одного не казнить, большинство не арестовывать».

‹…›

‹…› Политика есть концентрированное выражение экономики. Если не проводить революцию в области надстройки, не поднимать широкие народные массы рабочих и крестьян, не критиковать ревизионистскую линию, не разоблачать горстку изменников, шпионов, каппутистов и контрреволюционеров и не укреплять гегемонию пролетариата, то как можно дальше укреплять экономический базис социализма и развивать социалистические производительные силы? Поступать так не значит подменять производство революцией, а значит с помощью революции как командной силы руководить производством, стимулировать развитие производства и двигать его вперёд. ‹…› «Напрягая все силы, стремясь вперёд, строить социализм по принципу „больше, быстрее, лучше и экономнее“».17 ‹…›

[Об окончательной победе революции в нашей стране]

‹…› В беседе, состоявшейся в октябре 1968 года18, председатель Мао Цзэдун указал:

«Мы уже одержали великую победу. Но класс, потерпевший поражение, всё ещё будет делать судорожные потуги остаться на арене. Эти люди ещё живы, и этот класс ещё существует. Поэтому мы не можем говорить об окончательной победе. Не можем говорить об этом и в последующие десятилетия. Нельзя утрачивать бдительность. С точки зрения ленинизма, окончательная победа в одной социалистической стране не только требует усилий пролетариата и широких народных масс данной страны, но и находится в зависимости от торжества мировой революции и ликвидации эксплуатации человека человеком на всей земле, которые приведут к освобождению всего человечества. Следовательно, опрометчивое заявление об окончательной победе революции в нашей стране ошибочно, идёт вразрез с ленинизмом и не соответствует фактам».

‹…›

[Об укреплении и строительстве партии]

‹…›

«Партийные организации должны состоять из передовых элементов пролетариата, должны быть жизнедеятельными авангардными организациями, способными руководить пролетариатом и революционными массами в боях против классовых врагов».19

‹…›

Все достижения коммунистической партии Китая есть результат мудрого руководства председателя Мао Цзэдуна, есть победа маоцзэдуновских идей. В последние полвека председатель Мао Цзэдун в ходе руководства великой борьбой многонационального народа Китая за завершение новодемократической революции, в ходе руководства великой борьбой — социалистической революцией и социалистическим строительством в нашей стране, в ходе великой борьбы современного международного коммунистического движения против империализма, современного ревизионизма и реакции различных стран, сочетая всеобщую истину марксизма-ленинизма с конкретной практикой революции унаследовал, отстоял и развил марксизм-ленинизм в области политики, военного дела, экономики, культуры, философии и т. д., поднял его на совершенно новый этап.20‹…› Идеи Мао Цзэдуна есть марксизм-ленинизм такой эпохи, когда империализм идёт ко всеобщему краху, а социализм — к победе во всём мире.21 ‹…›

«У человека есть артерии и вены. По ним благодаря работе сердца совершается кровообращение. Кроме того, через лёгкие происходит дыхание, выдыхается углекислый газ и вдыхается живительный кислород. Это и есть процесс удаления негодного и вбирания нового. Пролетарская партия тоже должна удалять негодное и вбирать новое, и только тогда она будет полна жизненных сил и энергии. Без ликвидации ненужного и вбирания свежей крови партия перестаёт быть жизнедеятельной».22

‹…›

«Опыт истории заслуживает внимания. Линию и точку зрения надо разъяснять постоянно, многократно. Разъяснять только небольшому числу людей не годится, нужно донести их до сознания широких революционных масс».23

‹…›

История Коммунистической партии Китая есть история борьбы марксистско-ленинской линии, борьбы председателя Мао Цзэдуна с право- и «лево»-оппортунистическими линиями в партии. ‹…› Наша партия окрепла, выросла и возмужала в борьбе между двумя линиями, особенно в борьбе, разгромившей три предательские клики — клики Чэнь Дусю, Ван Мина и Лю Шаоци, которые нанесли партии самый большой вред.24

‹…›

Об отношениях нашей страны с зарубежными странами

‹…›

‹…› «Враги изо дня в день всё больше загнивают, а нам с каждым днём становится лучше».25 ‹…› «Винтовка рождает власть».26 ‹…›

‹…›

«Что касается вопроса о мировой войне, то существуют только две возможности: или война вызовет революцию, или революция предотвратит войну».27

…В современном мире существуют четыре крупных противоречия: противоречие между угнетёнными нациями, с одной стороны, и империализмом и социал-империализмом — с другой; противоречие между пролетариатом и буржуазией в капиталистических и ревизионистских странах; противоречие между империалистическими странами и социал-империалистической страной, между самими империалистическими странами; противоречие между социалистическими странами, с одной стороны, и империализмом и социал-империализмом — с другой.28 ‹…›

‹…›

‹…› Чтобы оправдать свою агрессию и грабеж, советский ревизионизм проповедует так называемые теории «ограниченного суверенитета», «интернациональной диктатуры», «социалистического содружества». В чём смысл этих теорий? Их смысл ясен: твой суверенитет «ограничен», а его — безграничен. Ты не будешь подчиняться? Он осуществит над тобой «интернациональную диктатуру» — диктатуру над народами различных стран, с тем, чтобы создать находящееся под господством новых царей «социалистическое содружество», то есть колонии социал-империализма, которые ничем не отличаются от гитлеровского «нового порядка в Европе», «сферы всеобщего процветания великой Восточной Азии» японского милитаризма и американского «содружества свободного мира». ‹…›

«Советский Союз — первое социалистическое государство, а Коммунистическая партия Советского Союза — партия, созданная Лениным. Хотя сейчас руководство партией и государством в Советском Союзе узурпировано ревизионистами, тем не менее я советую товарищам твёрдо верить в то, что широкие народные массы, широкие массы коммунистов и кадров Советского Союза состоят из достойных людей и хотят революции, что господство ревизионизма не будет там долговременным».29

В результате инцидентов вооружённого вторжения на нашу территорию остров Чжэньбаодао, спровоцированных исключительно советским правительством, вопрос китайско-советской границы приковывает к себе внимание всего мира. Вопрос китайско-советской границы, как и вопросы о границах нашей страны с некоторыми другими соседними странами, оставлен историей. Наша партия и наше правительство всегда выступали и выступают за разрешение этих вопросов через дипломатические каналы путём переговоров, с тем чтобы разрешить их на справедливых и рациональных началах. А до их разрешения — за сохранение существующего положения на границе и избежание конфликтов. Исходя из этой позиции, наша страна успешно разрешила вопросы о границах соответственно с такими соседними странами, как Бирма, Непал, Пакистан, Монгольская Народная Республика, Афганистан. И только вопросы о границах нашей страны с Советским Союзом и Индией до сих пор не получили разрешения.

Правительство нашей страны вело многократные переговоры с индийским правительством по вопросу о границе между двумя странами. Но реакционное правительство Индии, принявшее в наследство агрессивную политику английского империализма, не только требовало от нас признания незаконной «линии Макмагона», которую даже не признавало ни одно из реакционных правительств старого Китая, но и сумасбродно пыталось, идя ещё дальше, осуществить захват района Аксай Чин, который искони находится под юрисдикцией нашей страны, и тем самым сорвало переговоры по вопросу о китайско-индийской границе. Всё это всем хорошо известно.

‹…›

‹…› …Мы… решительно поддерживаем вьетнамский народ в доведении до конца войны сопротивления американской агрессии во имя спасения родины.30 ‹…›

…Мы должны полностью приготовиться, быть готовыми к развязыванию ими крупной войны, быть готовыми к развязыванию ими войны в скором будущем, быть готовыми к развязыванию ими войны с применением обычного оружия, а также быть готовыми к развязыванию ими крупной ядерной войны.31 Словом, мы должны быть в состоянии готовности. Пусть нас не трогают, и мы не тронем, а если тронут — мы не останемся в долгу.32 ‹…›

‹…›

«Советский ревизионизм и американский империализм, действуя в преступном сговоре, натворили так много гнусных и подлых дел, что революционные народы всего мира не пощадят их. Поднимаются народы разных стран мира. Начался новый исторический период — период борьбы против американского империализма и советского ревизионизма».33

‹…›

[Пусть вся партия, народ всей страны объединяются для завоевания ещё больших побед]

‹…›

В 1962 году председатель Мао Цзэдун указал:

«Ближайшие 50—100 лет явятся великой эпохой коренных перемен в общественном строе на земле, эпохой бурных потрясений, с которой не сможет сравниться ни одна из прошлых исторических эпох. Живя в такую эпоху, мы должны быть готовы вести великую борьбу, формы которой по своей специфичности намного отличаются от форм борьбы прошлых времён»34.

‹…›

‹…› …проникнитесь решимостью, не бойтесь жертв, идите на преодоление любых трудностей для завоевания победы!35

‹…›

Примечания
  1. Это указание Мао относительно Культурной революции, сделанное, вероятно, на ⅩⅡ пленуме ЦК КПК восьмого созыва, проходившем 13—31 октября 1968 г.— Маоизм.ру.
  2. Цит. по: Критика теоретических концепций Мао Цзэ-дуна.— М.: Издательство «Мысль», 1970.
  3. Цит. по: Критика теоретических концепций Мао Цзэ-дуна.— М.: Издательство «Мысль», 1970.
  4. Цит. по: Из высказываний Мао Цзэдуна последних лет, содержащихся в документах Ⅸ съезда КПК (Отчётный доклад на Ⅸ съезде КПК) // Выступления и статьи Мао Цзэдуна разных лет, ранее не публиковавшиеся в печати. Сборник. Выпуск шестой.— М., Издательство «Прогресс», 1976. Это фрагмент (в другом переводе) из выступления на Ⅹ пленуме ЦК КПК восьмого созыва 24 сентября 1962 г.— Маоизм.ру.
  5. Цит. по: Из высказываний Мао Цзэдуна последних лет, содержащихся в документах Ⅸ съезда КПК (Отчётный доклад на Ⅸ съезде КПК) // Выступления и статьи Мао Цзэдуна разных лет, ранее не публиковавшиеся в печати. Сборник. Выпуск шестой.— М., Издательство «Прогресс», 1976. Это замечание Мао, сделанное в марте 1968 г.— Маоизм.ру.
  6. Цит. по: Из высказываний Мао Цзэдуна последних лет, содержащихся в документах Ⅸ съезда КПК (Отчётный доклад на Ⅸ съезде КПК) // Выступления и статьи Мао Цзэдуна разных лет, ранее не публиковавшиеся в печати. Сборник. Выпуск шестой.— М., Издательство «Прогресс», 1976. Это фраза из выступления на Ⅹ пленуме ЦК КПК восьмого созыва, включённая в постановление ЦК КПК о великой пролетарской культурной революции от 8 августа 1966 г.— Маоизм.ру.
  7. Цит. по: Из высказываний Мао Цзэдуна последних лет, содержащихся в документах Ⅸ съезда КПК (Отчётный доклад на Ⅸ съезде КПК) // Выступления и статьи Мао Цзэдуна разных лет, ранее не публиковавшиеся в печати. Сборник. Выпуск шестой.— М., Издательство «Прогресс», 1976. Возможно, это перефразировка из указания «Новый этап Великой пролетарской культурной революции» от 23 января 1967 г., либо там Мао цитировал выдвинутый несколько ранее лозунг.— Маоизм.ру.
  8. Цит. по: Из высказываний Мао Цзэдуна последних лет, содержащихся в документах Ⅸ съезда КПК (Отчётный доклад на Ⅸ съезде КПК) // Выступления и статьи Мао Цзэдуна разных лет, ранее не публиковавшиеся в печати. Сборник. Выпуск шестой.— М., Издательство «Прогресс», 1976. Это указание относительно Культурной революции, сделанное, вероятно, на ⅩⅡ пленуме ЦК КПК восьмого созыва, проходившем 13—31 октября 1968 г.— Маоизм.ру.
  9. Цит. по: Из высказываний Мао Цзэдуна последних лет, содержащихся в документах Ⅸ съезда КПК (Отчётный доклад на Ⅸ съезде КПК) // Выступления и статьи Мао Цзэдуна разных лет, ранее не публиковавшиеся в печати. Сборник. Выпуск шестой.— М., Издательство «Прогресс», 1976. Это указание относительно Культурной революции от 26 августа 1968 г.— Маоизм.ру.
  10. Цит. по: Из высказываний Мао Цзэдуна последних лет, содержащихся в документах Ⅸ съезда КПК (Отчётный доклад на Ⅸ съезде КПК) // Выступления и статьи Мао Цзэдуна разных лет, ранее не публиковавшиеся в печати. Сборник. Выпуск шестой.— М., Издательство «Прогресс», 1976. Это указание относительно Культурной революции от 30 марта 1968 г.— Маоизм.ру.
  11. Сообщение агентства Синьхуа от 27 апреля 1969 г.
  12. Цит. по: Критика теоретических концепций Мао Цзэ-дуна.— М.: Издательство «Мысль», 1970.
  13. Цит. по: Из высказываний Мао Цзэдуна последних лет, содержащихся в документах Ⅸ съезда КПК (Отчётный доклад на Ⅸ съезде КПК) // Выступления и статьи Мао Цзэдуна разных лет, ранее не публиковавшиеся в печати. Сборник. Выпуск шестой.— М., Издательство «Прогресс», 1976. Такое указание Мао делал неоднократно, в частности, в беседе 24 сентября 1967 года во время инспекционной поездки в провинцию Хунань.— Маоизм.ру.
  14. Цит. по: Из высказываний Мао Цзэдуна последних лет, содержащихся в документах Ⅸ съезда КПК (Отчётный доклад на Ⅸ съезде КПК) // Выступления и статьи Мао Цзэдуна разных лет, ранее не публиковавшиеся в печати. Сборник. Выпуск шестой.— М., Издательство «Прогресс», 1976. Фраза происходит, вероятно, из письма хунвэйбинам средней школы при Университете Цинхуа (1 августа 1966 г.).— Маоизм.ру.
  15. О нашей политике (25 декабря 1940 г.).— Маоизм.ру.
  16. Выступление на заключительном заседании ⅩⅡ пленума ЦК КПК восьмого созыва (31 октября 1968 г.).— Маоизм.ру.
  17. Цит. по: Из высказываний Мао Цзэдуна последних лет, содержащихся в документах Ⅸ съезда КПК (Отчётный доклад на Ⅸ съезде КПК) // Выступления и статьи Мао Цзэдуна разных лет, ранее не публиковавшиеся в печати. Сборник. Выпуск шестой.— М., Издательство «Прогресс», 1976. Этот курс был утверждён на второй сессии Ⅷ съезда КПК в мае 1958 г., но в своих выступлениях Мао употреблял выражение, как уже известное.— Маоизм.ру.
  18. Речь о встрече с албанской делегацией 5 октября 1968 г.— Маоизм.ру.
  19. Указание о партийных организациях (июль 1968 г.).— Маоизм.ру.
  20. Цит. по: Критика теоретических концепций Мао Цзэ-дуна.— М.: Издательство «Мысль», 1970. У Косолапова и Баталова дан другой перевод: «В последние полвека… председатель Мао Цзэдун… унаследовал, отстоял и развил марксизм-ленинизм в области политики, военного дела, экономики, культуры, философии и т. д., поднял его на совершенно новый этап».
  21. Р. Косолапов, Э. Баталов. У истоков маоизма // «Молодой коммунист», 1972, № 1.— цит. по: Опасный курс. Об антиреволюционном, великодержавном курсе маоистов. Вып. 3‑й.— М., Политиздат, 1972.— с. 12.
  22. Указание относительно Культурной революции (16 октября 1968 г.).— Маоизм.ру.
  23. Указание относительно Культурной революции (25 ноября 1968 г.).— Маоизм.ру.
  24. Цит. по: Критика теоретических концепций Мао Цзэ-дуна.— М.: Издательство «Мысль», 1970.
  25. Это фраза Мао из выступления на Ⅵ пленуме ЦК КПК восьмого созыва 9 декабря 1958 г.— Маоизм.ру.
  26. Изречение из выступления на Ⅵ пленуме ЦК КПК шестого созыва 6 ноября 1938 г.— Маоизм.ру.
  27. Это фраза из беседы Мао с Э. Ф. Хиллом 28 ноября 1968 г.— Маоизм.ру.
  28. Цит. по: Критика теоретических концепций Мао Цзэ-дуна.— М.: Издательство «Мысль», 1970.
  29. Это фраза из выступления на расширенном рабочем совещании Центрального комитета 30 января 1962 г.— Маоизм.ру.
  30. Цит. по: Критика теоретических концепций Мао Цзэ-дуна.— М.: Издательство «Мысль», 1970.
  31. Цит. по: Критика теоретических концепций Мао Цзэ-дуна.— М.: Издательство «Мысль», 1970.
  32. Это фраза из Беседа с корреспондентами телеграфного агентства «Чжунъяншэ» и газет «Саодан бао» и «Синьяминь бао» 16 сентября 1939 г., но очень похоже, что Мао сам цитировал что-то из китайской классики.— Маоизм.ру.
  33. Отрывок из телеграммы руководителям Албании 17 сентября 1968 г.Маоизм.ру.
  34. Это цитата из выступления на расширенном рабочем совещании Центрального комитета 30 января 1962 года.— Маоизм.ру.
  35. Этот лозунг был выдвинут в заключительном слове на Ⅶ съезде КПК 11 июня 1945 г., в части, опубликованной под заголовком «Юй-гун передвинул горы».— Маоизм.ру.

Добавить комментарий