Часть цитат из данной подборки собрана и выделена в отдельные публикации:
- Речь на праздновании 17‑й годовщины Коммунистической партии Кампучии
- Речь на праздновании 10‑й годовщины образования Революционной Армии Кампучии
- Пол Пот о зарубежных странах
- Беседа с югославскими журналистами
- Беседа с представителями гонконгских газет «Вэньхуэйбао» и «Дагунбао»
- Беседа с представителями Бельгийско-кампучийской ассоциации
- Беседа с Пин Самкхоном
- Беседа с Нейтом Тейером
«Золото, серебро, ожерелья, браслеты — цепи, которые связывают ваши руки и ноги. Товарищи, они сковывают революционное движение! Они абсолютно недопустимы
»
Пол Пот
Предисловие
17 апреля 1975 года Красные Кхмеры под руководством Пол Пота берут под свой полный контроль столицу.
В этот же день Ангка утверждает план по восстановлению народного хозяйства — немедленно создать сельские коммуны и переселить в них городское население для немедленного восстановления сельского хозяйства и обеспечения продовольствием всего населения. Мера, необходимая для немедленного приведения в порядок уничтоженного войной сельского хозяйства, а также решение проблемы городов, перенаселённых беженцами.
К слову, почти вся политика Пол Пота была мотивированна восстановлением хозяйства и созданием автаркии из-за давления СССР, в окружении Вьетнама и ставшего недружественным после смерти Мао Китая1.
С мая 1975 года отношения с Вьетнамом стали напряжёнными, начались пограничные конфликты, а в 1977 году начался кампучийско-вьетнамский конфликт.
Информация об уничтожении государственного банка и отмены денег вызывает сомнение. Деньги, выпущенные в начале 1970‑х имели надпечатки, закрывающие королевскую и религиозную символику. А в 1976 году была выпущена первая серия банкнот. Сейчас обычно их сопровождают подписями «не находились в обращении, ведь деньги у них отменили».
Действительно, деньги в сельской местности не использовались, Красные Кхмеры снабжали сельское население ежедневными пайками и выделяли дополнительно продовольствие в обмен на трудодни. Но ведь город-то ещё жил. Согласно выводам ЦРУ, в Пномпене постоянно проживало не менее 70 000 чел., ещё не менее 200 000 жили в пригородах. Согласно выводам Хильдебранда, частично городское население в Пномпене и центрах административных районов сохранилось. Городское население насчитывало около 1 млн человек. В городах были восстановлены уничтоженные за время войны школы, больницы и училища. В Пномпене и Такмау действовали заводы, занимавшиеся производством примитивной сельскохозяйственной техники, а также военной техники и оружия для борьбы с вьетнамцами. Исправно работал государственный аппарат, а также представительства за рубежом.
Согласно оценке ЦРУ, в период правления Красных Кхмеров были казнены от 50 000 до 100 000 бывших военнослужащих, бюрократов, учителей и образованных людей. До 55 000 сбежали в Таиланд, от 200 000 до 500 000 человек — во Вьетнам. В общей сложности население уменьшилось (т. е. не обязательно умерли, здесь включены и беженцы) на 1,2—1,8 миллиона человек. Данная цифра включает вышеперечисленные, а также смертность от эпидемий и потери во время кампучийско-вьетнамского конфликта. И это против 3 млн убитых, как принято считать. Выходит, что жертвами репрессий стало в целом не более 1 млн чел. С чем согласна и Финская комиссия по расследованиям.
Константин Сердюк
Ⅰ. О капитализме, империализме и контрреволюции
«Если мы откроем дверь капитализму — мы потеряем страну!»
«Не эксплуатируйте чужой труд, товарищи, а полагайтесь на собственные силы».
«В Демократической Кампучии нет эксплуатирующего класса, а, следовательно, нет больше и жертв эксплуататоров».
«Смерть ради народа весомее священных гор Гималаев; смерть ради капиталистов, феодалов и реакционеров не перевесит и гусиного пера».
«Если старое общество больно, примите дозу Ленина в качестве лечения».
«В районах, временно контролируемых противником, помимо фашистских репрессий, женщины по-прежнему вынуждены бороться с высокой стоимостью жизни, нехваткой продовольствия, в частности риса, и кое-как сводить концы с концами. К этому добавляются иные заботы: их мужья и сыновья могут быть призваны в любой момент, их дочери похищаются и насилуются войсками Пномпеня и Сайгона. Американский образ жизни, развращённое общество и проституция отравили умы многих девочек и женщин».2
«[Монархия есть] система, при которой власть попадает в руки небольшой группы тунеядцев, получающих возможность эксплуатировать народ. Монархия является несправедливой системой, зловонной гноящейся раной, которую должен уничтожить именно народ».3.
Ⅱ. О партии, революции и политике Демократической Кампучии
«Занимая революционную позицию, ты можешь делать что угодно».
«В промышленности наша партия также исходит из конкретных условий в стране, обращая особое внимание на заводы, производящие сельскохозяйственную продукцию и средства к существованию народа. Имея это в виду, мы соорудили много новых заводов, мы отремонтировали и превратили существовавшие предприятия, ранее зависимые от зарубежного сырья, в фабрики, которые теперь полагаются в основном на местное доступное сырьё».
«В Демократической Кампучии мы практикуем коллективную демократию во всех отраслях. Исходя из этого принципа, каждый имеет право выражать своё мнение, как поддерживать, так и возражать, на всех заседаниях, по любой проблеме. После того, как каждый выскажется, принимается общая идея. В дальнейшем, если выявляется несогласие с предыдущим решением или предложение изменить его, проводится заседание для нового коллективного утверждения. Это то, что мы называем коллективной демократией».
«Мы должны всегда и везде проверять себя. Это относится не только к партии в целом, но и к каждой партийной организации, к партийным кадрам, к каждому члену партии, к каждому чиновнику на заводах, в портах, на электростанциях, в мелиорации. Если партия больше не представляет интересов низших классов, эксплуатируемого народа, то она не имеет никакого смысла, она больше не может претендовать на роль партии пролетариата. Теряют смысл комитеты, равно как и их председатели. „Бессмысленность“ означает, что они больше не представляют рабочий класс. Такая партия, такие кадры, такие комитеты меняют свою классовую природу и, как следствие, вступают в противоречие с интересами пролетариата».
«Победа революции над империализмом состоит не в приглашении гостей на званый ужин, не в написании текста, не в вышивании крестиком, не в мягкотелости, не в закрывании глаз и безразличии, не в вежливости и воспитанности, не в страхе перед врагом; революция состоит в выплёскивании гнева против одного класса, в нанесении удара по нему и уничтожении этого класса».
«Одна рука — для производства, вторая — для удара по врагам».
«Мы не говорим о социализме. Важна суть, а не слова».4
«Совещайтесь и спорьте; строгий порядок в Партии нужен для объединения всех этих взглядов в соответствии с потребностями демократии и для их тесного взаимодействия».
«Что касается интеллектуалов и тех, кто прошли обучение в старом обществе, у них тоже есть право на труд, как и у любого иного гражданина Кампучии, у каждого в соответствии со своими возможностями и способностями. В революционном движении Кампучии, будь то до или во время пяти лет войны против империалистических агрессоров в лице США или после освобождения, они были заняты различными видами деятельности в соответствии со своими задачами и внесли заметный вклад в развитие страны.
В ходе возрождения и строительства новой Кампучии они тоже вносят вклад в развитие страны, каждый в соответствии со своими возможностями и способностями».5
«Ангка неистово атакует и сбивает с пути всех империалистов и феодалов, из-за которых наше государство в опасности,— неужели ты не знал, товарищ?».
«Мы не можем точно поставить диагноз. Болезнь должна возникнуть, чтобы её можно было изучить. Из-за того, что накал народной революции и накал демократической революции был недостаточен… нам не удаётся найти микробы, заразившие партию. Они скрыты от глаз. Однако благодаря дальнейшему развитию нашей социалистической революции, которая проникает в каждый уголок Партии, армии и всё больше затрагивает народ, мы можем выявить эту заразу. Она будет вытеснена… социалистической революцией… Если мы будем ждать дальше, микробы могут причинить нам непоправимый вред».6
«Причины неудач: некоторые не любят свой коллектив; массы не знают, как повысить уровень критики; до сих пор происходят конфликты между членами нашей партии; наши партячейки до сих пор авторитарны; политическое обучение и грамотность основываются лишь на административной работе».7
«Затаились ли ещё в Партии изменнические, засекреченные элементы? Или же они исчезли? Из наших наблюдений за последние десять лет становится ясно, что они никуда не делись. Это потому, что они постоянно проникают в Партию. Кое-кто действительно предан, чья-то верность колеблется. Враги могут легко проникнуть. Они остаются — пусть даже один или два».8
«Мы используем понятие „Средства к существованию“ как способ привлечь людей низкого социального статуса, понятие „Демократия“ — чтобы мобилизовать средний слой людей, например, студентов и интеллигентов, и понятие „Нация“ — чтобы как можно больше мобилизовать авангард».9
«Ни один человек в целом мире не верил в нас. Все твердили, что нападение на Пномпень станет нелёгким делом, что атака на американских империалистов — задача трудная; нам не хватало оружия и боеприпасов. Никому и в голову не приходило, что мы можем это сделать».10
«Мы готовимся вести народную войну, достигшую точки, когда остановить её уже невозможно».11
«Товарищи, я очень сожалею, что вы ещё не достигли высокого уровня понимания. Меня беспокоит, что иные фракции обретут власть, поэтому, хотя я стар и хотел бы удалиться от дел, я должен продолжать укреплять ваши знания, прилагая к этому все свои силы. Не принижайте себя, но в то же время берегитесь вялости и чрезмерной самоуверенности. Любому из вас придётся много и упорно работать в области политики, чтобы достичь более высокого уровня, чем достиг я. Если вам это не удастся, я не смогу умереть спокойно».12
«У нас есть воля к победе. Но этого недостаточно. Нам нужны правильный курс, правильная политика и правильные методы. [Без них] революция похожа на слепого, переходящего с места на место».13
«Революционер должен быть добр и проявлять сочувствие по отношению к народу; революционер должен всегда использовать добрые слова в беседах с людьми. Эти слова не должны причинять вреда, они должны располагать слушателей к говорящему, звучать вежливо в любых обстоятельствах, нравиться всем и каждому и радовать слушателей».14
«Рассмотрим пример наших бойцов, которые питались лишь корнями деревьев и виноградными лозами, а их плоть становилась худой и бледной; это не помешало им победить врага — разве ты не знал об этом, товарищ?»
«Я хотел бы сказать вам, что пришёл вести борьбу, а не убивать людей. Даже сейчас, когда вы можете посмотреть на меня, разве я похож на жестокого человека? Моя совесть чиста. ‹…› Здесь есть две стороны. Есть то, что мы сделали неправильно, и то, что мы сделали правильно. Ошибка состоит в том, что мы совершили кое-что против народа, но иная точка зрения, как я говорил вам, заключается в том, что без нашей борьбы Камбоджи сейчас не существовало бы».
Ⅲ. О молодёжи
«Все юные братья и сёстры — наследники Ангки и необходимы Ангке».
«Если родители бьют своих детей, значит, они презирают Ангку. Как следствие, у Ангки не будет никакого сострадания к этим родителям».
«Вы должны учиться, совмещая учёбу с трудом. Вы не должны бояться трудиться, не должны привередничать по этому поводу. Чем больше вы трудитесь, тем больше вы узнаёте, тем более компетентными вы становитесь».15
Ⅳ. Пословицы и аллегории товарища Пол Пота
«Если хотите узнать, как всё происходит, спросите у взрослых; если хотите вникнуть в суть, спросите у детей».
«Есть залы для того, чтобы произносить речи; нет залов для того, чтобы действовать».
«Если ты совершил ошибку, сначала раскритикуй, затем накажи себя».
«Товарищи, слушайте внимательно: вера в духов и джиннов — всего лишь пережиток старого режима».
«Труд — это битва: ты пылаешь как огонь и обращаешь пни в пепел».
«На рассвете птицы летят к полям; поля к птицам никогда не летят».
«Находясь в том или ином месте — видишь; видя — делаешь; делая — знаешь».
«Учись коллективно питаться и коллективно работать».
«Если мы окажемся медлительными и слабыми, нам не поздоровится».16
«Секретность — ключ к победе».
- Непонятно, откуда информация о недружественности дэнистов к полпотовскому режиму. Ведь они были на одной стороне в конфликте с Вьетнамом.— Маоизм.ру.↩
- «Камбоджийские женщины в революционной войне за национальное освобождение народа», 1973 г.↩
- Из статьи для специального выпуска студенческого журнала «Кхмер нисут», июнь 1952 г.↩
- Из речи на первом заседании комитета министерства иностранных дел Демократической Кампучии, 22 апреля 1976 г.↩
- Из беседы с представителями Ассоциации шведско-кампучийской дружбы 24 августа 1978 г.↩
- Из выступления на учебно-подготовительной встрече, конец декабря 1976 г.↩
- Из «Задач» к съезду партячеек, 22 мая 1976 г.; текст анонимен.↩
- Из выступления на учебно-подготовительной встрече, конец декабря 1976 г.↩
- Из анонимного текста, датированного 8 декабря 1986 г.; авторство, судя по всему, принадлежит Пол Поту.↩
- Из выступления вскоре после взятия Пномпеня.↩
- Из письма китайским властям, перехваченного вьетнамцами, октябрь 1967 г.↩
- Из записанного Роджером Нормандом выступления перед учениками, 1987 г.↩
- Январь 1972 г.↩
- Из документа, перехваченного противником в декабре 1970 г.↩
- Из программной речи, адресованной молодёжи страны, 27 сентября 1977 г.↩
- 21 августа 1976 г.↩