1960—1980 годы

Пол Пот: цитаты из речей, выдержки из произведений, отрывки из интервью

Кто опубликовал: | 23.11.2020

Часть цитат из данной подборки собрана и выделена в отдельные публикации:

Маоизм.ру

«Золото, серебро, ожерелья, браслеты — цепи, которые связывают ваши руки и ноги. Товарищи, они сковывают революционное движение! Они абсолютно недопустимы»

Пол Пот

Предисловие

17 апреля 1975 года Красные Кхмеры под руководством Пол Пота берут под свой полный контроль столицу.

В этот же день Ангка утверждает план по восстановлению народного хозяйства — немедленно создать сельские коммуны и переселить в них городское население для немедленного восстановления сельского хозяйства и обеспечения продовольствием всего населения. Мера, необходимая для немедленного приведения в порядок уничтоженного войной сельского хозяйства, а также решение проблемы городов, перенаселённых беженцами.

К слову, почти вся политика Пол Пота была мотивированна восстановлением хозяйства и созданием автаркии из-за давления СССР, в окружении Вьетнама и ставшего недружественным после смерти Мао Китая1.

С мая 1975 года отношения с Вьетнамом стали напряжёнными, начались пограничные конфликты, а в 1977 году начался кампучийско-вьетнамский конфликт.

Информация об уничтожении государственного банка и отмены денег вызывает сомнение. Деньги, выпущенные в начале 1970‑х имели надпечатки, закрывающие королевскую и религиозную символику. А в 1976 году была выпущена первая серия банкнот. Сейчас обычно их сопровождают подписями «не находились в обращении, ведь деньги у них отменили».

Действительно, деньги в сельской местности не использовались, Красные Кхмеры снабжали сельское население ежедневными пайками и выделяли дополнительно продовольствие в обмен на трудодни. Но ведь город-то ещё жил. Согласно выводам ЦРУ, в Пномпене постоянно проживало не менее 70 000 чел., ещё не менее 200 000 жили в пригородах. Согласно выводам Хильдебранда, частично городское население в Пномпене и центрах административных районов сохранилось. Городское население насчитывало около 1 млн человек. В городах были восстановлены уничтоженные за время войны школы, больницы и училища. В Пномпене и Такмау действовали заводы, занимавшиеся производством примитивной сельскохозяйственной техники, а также военной техники и оружия для борьбы с вьетнамцами. Исправно работал государственный аппарат, а также представительства за рубежом.

Согласно оценке ЦРУ, в период правления Красных Кхмеров были казнены от 50 000 до 100 000 бывших военнослужащих, бюрократов, учителей и образованных людей. До 55 000 сбежали в Таиланд, от 200 000 до 500 000 человек — во Вьетнам. В общей сложности население уменьшилось (т. е. не обязательно умерли, здесь включены и беженцы) на 1,2—1,8 миллиона человек. Данная цифра включает вышеперечисленные, а также смертность от эпидемий и потери во время кампучийско-вьетнамского конфликта. И это против 3 млн убитых, как принято считать. Выходит, что жертвами репрессий стало в целом не более 1 млн чел. С чем согласна и Финская комиссия по расследованиям.

Константин Сердюк

Ⅰ. О капитализме, империализме и контрреволюции

«Если мы откроем дверь капитализму — мы потеряем страну!»

«Не эксплуатируйте чужой труд, товарищи, а полагайтесь на собственные силы».

«В Демократической Кампучии нет эксплуатирующего класса, а, следовательно, нет больше и жертв эксплуататоров».

«Смерть ради народа весомее священных гор Гималаев; смерть ради капиталистов, феодалов и реакционеров не перевесит и гусиного пера».

«Если старое общество больно, примите дозу Ленина в качестве лечения».

«В районах, временно контролируемых противником, помимо фашистских репрессий, женщины по-прежнему вынуждены бороться с высокой стоимостью жизни, нехваткой продовольствия, в частности риса, и кое-как сводить концы с концами. К этому добавляются иные заботы: их мужья и сыновья могут быть призваны в любой момент, их дочери похищаются и насилуются войсками Пномпеня и Сайгона. Американский образ жизни, развращённое общество и проституция отравили умы многих девочек и женщин».2

«[Монархия есть] система, при которой власть попадает в руки небольшой группы тунеядцев, получающих возможность эксплуатировать народ. Монархия является несправедливой системой, зловонной гноящейся раной, которую должен уничтожить именно народ».3.

Ⅱ. О партии, революции и политике Демократической Кампучии

«Занимая революционную позицию, ты можешь делать что угодно».

«В промышленности наша партия также исходит из конкретных условий в стране, обращая особое внимание на заводы, производящие сельскохозяйственную продукцию и средства к существованию народа. Имея это в виду, мы соорудили много новых заводов, мы отремонтировали и превратили существовавшие предприятия, ранее зависимые от зарубежного сырья, в фабрики, которые теперь полагаются в основном на местное доступное сырьё».

«В Демократической Кампучии мы практикуем коллективную демократию во всех отраслях. Исходя из этого принципа, каждый имеет право выражать своё мнение, как поддерживать, так и возражать, на всех заседаниях, по любой проблеме. После того, как каждый выскажется, принимается общая идея. В дальнейшем, если выявляется несогласие с предыдущим решением или предложение изменить его, проводится заседание для нового коллективного утверждения. Это то, что мы называем коллективной демократией».

«Мы должны всегда и везде проверять себя. Это относится не только к партии в целом, но и к каждой партийной организации, к партийным кадрам, к каждому члену партии, к каждому чиновнику на заводах, в портах, на электростанциях, в мелиорации. Если партия больше не представляет интересов низших классов, эксплуатируемого народа, то она не имеет никакого смысла, она больше не может претендовать на роль партии пролетариата. Теряют смысл комитеты, равно как и их председатели. „Бессмысленность“ означает, что они больше не представляют рабочий класс. Такая партия, такие кадры, такие комитеты меняют свою классовую природу и, как следствие, вступают в противоречие с интересами пролетариата».

«Победа революции над империализмом состоит не в приглашении гостей на званый ужин, не в написании текста, не в вышивании крестиком, не в мягкотелости, не в закрывании глаз и безразличии, не в вежливости и воспитанности, не в страхе перед врагом; революция состоит в выплёскивании гнева против одного класса, в нанесении удара по нему и уничтожении этого класса».

«Одна рука — для производства, вторая — для удара по врагам».

«Мы не говорим о социализме. Важна суть, а не слова».4

«Совещайтесь и спорьте; строгий порядок в Партии нужен для объединения всех этих взглядов в соответствии с потребностями демократии и для их тесного взаимодействия».

«Что касается интеллектуалов и тех, кто прошли обучение в старом обществе, у них тоже есть право на труд, как и у любого иного гражданина Кампучии, у каждого в соответствии со своими возможностями и способностями. В революционном движении Кампучии, будь то до или во время пяти лет войны против империалистических агрессоров в лице США или после освобождения, они были заняты различными видами деятельности в соответствии со своими задачами и внесли заметный вклад в развитие страны.

В ходе возрождения и строительства новой Кампучии они тоже вносят вклад в развитие страны, каждый в соответствии со своими возможностями и способностями».5

«Ангка неистово атакует и сбивает с пути всех империалистов и феодалов, из-за которых наше государство в опасности,— неужели ты не знал, товарищ?».

«Мы не можем точно поставить диагноз. Болезнь должна возникнуть, чтобы её можно было изучить. Из-за того, что накал народной революции и накал демократической революции был недостаточен… нам не удаётся найти микробы, заразившие партию. Они скрыты от глаз. Однако благодаря дальнейшему развитию нашей социалистической революции, которая проникает в каждый уголок Партии, армии и всё больше затрагивает народ, мы можем выявить эту заразу. Она будет вытеснена… социалистической революцией… Если мы будем ждать дальше, микробы могут причинить нам непоправимый вред».6

«Причины неудач: некоторые не любят свой коллектив; массы не знают, как повысить уровень критики; до сих пор происходят конфликты между членами нашей партии; наши партячейки до сих пор авторитарны; политическое обучение и грамотность основываются лишь на административной работе».7

«Затаились ли ещё в Партии изменнические, засекреченные элементы? Или же они исчезли? Из наших наблюдений за последние десять лет становится ясно, что они никуда не делись. Это потому, что они постоянно проникают в Партию. Кое-кто действительно предан, чья-то верность колеблется. Враги могут легко проникнуть. Они остаются — пусть даже один или два».8

«Мы используем понятие „Средства к существованию“ как способ привлечь людей низкого социального статуса, понятие „Демократия“ — чтобы мобилизовать средний слой людей, например, студентов и интеллигентов, и понятие „Нация“ — чтобы как можно больше мобилизовать авангард».9

«Ни один человек в целом мире не верил в нас. Все твердили, что нападение на Пномпень станет нелёгким делом, что атака на американских империалистов — задача трудная; нам не хватало оружия и боеприпасов. Никому и в голову не приходило, что мы можем это сделать».10

«Мы готовимся вести народную войну, достигшую точки, когда остановить её уже невозможно».11

«Товарищи, я очень сожалею, что вы ещё не достигли высокого уровня понимания. Меня беспокоит, что иные фракции обретут власть, поэтому, хотя я стар и хотел бы удалиться от дел, я должен продолжать укреплять ваши знания, прилагая к этому все свои силы. Не принижайте себя, но в то же время берегитесь вялости и чрезмерной самоуверенности. Любому из вас придётся много и упорно работать в области политики, чтобы достичь более высокого уровня, чем достиг я. Если вам это не удастся, я не смогу умереть спокойно».12

«У нас есть воля к победе. Но этого недостаточно. Нам нужны правильный курс, правильная политика и правильные методы. [Без них] революция похожа на слепого, переходящего с места на место».13

«Революционер должен быть добр и проявлять сочувствие по отношению к народу; революционер должен всегда использовать добрые слова в беседах с людьми. Эти слова не должны причинять вреда, они должны располагать слушателей к говорящему, звучать вежливо в любых обстоятельствах, нравиться всем и каждому и радовать слушателей».14

«Рассмотрим пример наших бойцов, которые питались лишь корнями деревьев и виноградными лозами, а их плоть становилась худой и бледной; это не помешало им победить врага — разве ты не знал об этом, товарищ?»

«Я хотел бы сказать вам, что пришёл вести борьбу, а не убивать людей. Даже сейчас, когда вы можете посмотреть на меня, разве я похож на жестокого человека? Моя совесть чиста. ‹…› Здесь есть две стороны. Есть то, что мы сделали неправильно, и то, что мы сделали правильно. Ошибка состоит в том, что мы совершили кое-что против народа, но иная точка зрения, как я говорил вам, заключается в том, что без нашей борьбы Камбоджи сейчас не существовало бы».

Ⅲ. О молодёжи

«Все юные братья и сёстры — наследники Ангки и необходимы Ангке».

«Если родители бьют своих детей, значит, они презирают Ангку. Как следствие, у Ангки не будет никакого сострадания к этим родителям».

«Вы должны учиться, совмещая учёбу с трудом. Вы не должны бояться трудиться, не должны привередничать по этому поводу. Чем больше вы трудитесь, тем больше вы узнаёте, тем более компетентными вы становитесь».15

Ⅳ. Пословицы и аллегории товарища Пол Пота

«Если хотите узнать, как всё происходит, спросите у взрослых; если хотите вникнуть в суть, спросите у детей».

«Есть залы для того, чтобы произносить речи; нет залов для того, чтобы действовать».

«Если ты совершил ошибку, сначала раскритикуй, затем накажи себя».

«Товарищи, слушайте внимательно: вера в духов и джиннов — всего лишь пережиток старого режима».

«Труд — это битва: ты пылаешь как огонь и обращаешь пни в пепел».

«На рассвете птицы летят к полям; поля к птицам никогда не летят».

«Находясь в том или ином месте — видишь; видя — делаешь; делая — знаешь».

«Учись коллективно питаться и коллективно работать».

«Если мы окажемся медлительными и слабыми, нам не поздоровится».16

«Секретность — ключ к победе».

Примечания
  1. Непонятно, откуда информация о недружественности дэнистов к полпотовскому режиму. Ведь они были на одной стороне в конфликте с Вьетнамом.— Маоизм.ру.
  2. «Камбоджийские женщины в революционной войне за национальное освобождение народа», 1973 г.
  3. Из статьи для специального выпуска студенческого журнала «Кхмер нисут», июнь 1952 г.
  4. Из речи на первом заседании комитета министерства иностранных дел Демократической Кампучии, 22 апреля 1976 г.
  5. Из беседы с представителями Ассоциации шведско-кампучийской дружбы 24 августа 1978 г.
  6. Из выступления на учебно-подготовительной встрече, конец декабря 1976 г.
  7. Из «Задач» к съезду партячеек, 22 мая 1976 г.; текст анонимен.
  8. Из выступления на учебно-подготовительной встрече, конец декабря 1976 г.
  9. Из анонимного текста, датированного 8 декабря 1986 г.; авторство, судя по всему, принадлежит Пол Поту.
  10. Из выступления вскоре после взятия Пномпеня.
  11. Из письма китайским властям, перехваченного вьетнамцами, октябрь 1967 г.
  12. Из записанного Роджером Нормандом выступления перед учениками, 1987 г.
  13. Январь 1972 г.
  14. Из документа, перехваченного противником в декабре 1970 г.
  15. Из программной речи, адресованной молодёжи страны, 27 сентября 1977 г.
  16. 21 августа 1976 г.

Добавить комментарий